26 января 2021 г. |
Дело N А56-95327/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Флагман" Оникиенко И.А. (доверенность от 09.08.20190, от Правительства Санкт-Петербурга Кулакова А.А. (доверенность от 11.01.2021), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Кулакова А.А. (доверенность от 20.01.2021), от жилищно-строительного кооператива "Технология" председателя правления Бацвина С.Ю. (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.01.2021),
рассмотрев 20.01.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А56-95327/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Флагман", адрес: 197706, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Всеволода Боброва, д. 21А, оф. 1, ОГРН 1037804029780, ИНН 7802206680 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения по заявке Общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:38:0011501:194, расположенного по адресу Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Грибная ул. уч. 1, юго-западнее пересечения с Рыбацкой ул., и об обязании Правительства принять указанное решение в срок не более чем 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет), жилищно-строительный кооператив "Технология", адрес: 197373, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, д. 4, к. 1, оф. 343, ОГРН 1137847207673, ИНН 7814574529 (далее - Кооператив), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, каб. 7175, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 требования Общества удовлетворены: признано незаконным бездействие Правительства, выразившееся в непринятии решения по заявке Общества N 01-58-1120/18-0-0 от 05.02.2018, на Правительство возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по указанной заявке в порядке, установленном Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство и Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, просят отменить решение от 29.06.2020 и постановление от 01.10.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Податели жалобы считают, что срок на оспаривание бездействия Правительства необходимо исчислять с 07.03.2018 - по истечении тридцати дней со даты подачи Обществом заявки о предоставлении ему в аренду земельного участка; полагают, что указанный срок Обществом пропущен, поэтому оснований для удовлетворения заявления у судов не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Правительства и Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества и Кооператива возражали против ее удовлетворения.
Учреждение извещено в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении настоящего дела, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 16.04.2007 произведена государственная регистрация права собственности Общества на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 78:38:0011501:2753 площадью застройки 7053 кв.м и степенью готовности 47 %, находящегося по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Тарховская ул., д. 84, корп. 3, лит. А.
Согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2018 Общество является собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 78:38:0011501:3837 с проектируемым назначением "жилой дом". В разделе "Особые отметки" в отношении этого объекта в выписке указано, что в результате завершения строительно-монтажных работ ранее учтенный объект незавершенного строительства с кадастровым номером 78:38:0011501:2753 разделен с образованием, в частности, объекта незавершенного строительства площадью застройки 2080 кв.м (назначение "жилой дом").
Названный объект расположен в границах земельного участка площадью 5942 кв.м с кадастровым номером 78:38:0011501:194 по адресу: Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, Грибная ул., участок 1 (юго-западнее пересечения с Рыбацкой ул.) (далее - Участок).
Общество 05.02.2018 обратилось в Комитет с заявлением, зарегистрированным за N 01-58-1120/18-0-0, о предоставлении ему Участка в аренду для завершения строительства объекта.
По результатам рассмотрения указанного заявления Комитетом был подготовлен проект постановления Правительства о предоставлении Обществу Участка в аренду для завершения строительства.
Названный проект был согласован Обществом 24.07.2018.
Общество, ссылаясь на допущенное Правительством бездействие, выразившееся в непринятии по заявлению Общества о предоставлении Участка какого-либо решения, а также указывая на нарушение таким бездействием его прав как собственника объекта незавершенного строительства, расположенного на Участке, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявление обоснованным и удовлетворили требования Общества, обязав Правительство принять решение по заявлению Общества от 05.02.2018 в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконным бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие такого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение этим бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Положения этого пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с названной нормой.
Порядок, предусмотренный статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ, предполагает обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, рассмотрение такого заявления уполномоченным органом, проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, принятие по заявлению решения, совершение уполномоченным органом указанных в статье 39.17 ЗК РФ действий.
Применительно к положениям Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования", суды обоснованно посчитали, что Обществом был соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении Участка в аренду для завершения строительства, поэтому его заявка подлежала рассмотрению уполномоченным органом - Правительством.
Суды также установили, что Общество является собственником объекта незавершенного строительства, расположенного на Участке, и право этот объект было зарегистрировано до 01.03.2015.
Поскольку решение по поданной Обществом заявке не было принято, суды пришли к правильному выводу о том, что Правительством было допущено бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Общества, обязав Правительство принять решение по заявлению от 05.02.2018.
Доводы подателей жалобы со ссылкой на пропуск заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока на обжалование бездействия Правительства в судебном порядке были исследованы судами и мотивированно ими отклонены.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного этой нормой срока необходимо исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
В данном случае суды учли, что в период до обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу поданная им заявка о предоставлении в аренду Участка находилась на рассмотрении уполномоченных органов Санкт-Петербурга.
Приняв во внимание действия Комитета по подготовке и согласованию проекта постановления Правительства о предоставлении Участка, неоднократное извещение Общества различными органами исполнительной власти Санкт-Петербурга о ходе рассмотрения его заявки, о мероприятиях по согласованию проекта постановления Правительства о предоставлении Участка, его доработке, о необходимости актуализации сведений и материалов, приложенных в заявке, информирование Общества об обсуждении проекта постановления Правительства на совещаниях с участием уполномоченных органов 08.04.2019, 15.05.2019 и 24.07.2019, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае бездействие Правительства носит длящийся характер.
Применительно к установленным обстоятельствам рассмотрения заявки Общества, информации, доводившейся до заявителя вплоть до июля 2019 года по данному вопросу, и дате обращения Общества в арбитражный суд (20.08.2019) с требованиями по настоящему делу, оснований для вывода о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока у судов не имелось.
Иных аргументов помимо доводов о неправильном применении судами при разрешении спора положений части 4 статьи 198 АПК РФ в кассационной жалобе Правительства и Комитета не содержится.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения решения от 29.06.2020 по настоящему делу в соответствии со статьей 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2020 по делу N А56-95327/2019, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2020.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.