г. Самара |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А49-4407/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лихоманенко О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 16.07.2020 по делу N А49-4407/2020 (судья Колдомасова Л.А.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ИНН 5836013690, ОГРН 1095836002680), к обществу с ограниченной ответственностью "Престиж" (ИНН 5837065122, ОГРН 1165835055154), г.Пенза, о взыскании финансовой санкции в сумме 7500 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Престиж" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций за несвоевременно представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц август 2019 года в сумме 6000 руб. и за нарушение сроков представления уточненных индивидуальных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в сумме 1500 руб.
Решением от 16.07.2020 по делу N А49-4407/2020, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Пензенской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Управление Пенсионного фонда в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что поскольку в исходной форме СЗВ-М за отчетный месяц август 2019 года сведения на 12 застрахованных лиц отсутствовали, то суд первой инстанции необоснованно отказал во взыскании финансовой санкции в размере 6000 руб. Также указывает, что поскольку в установленный Управлением Пенсионного фонда 5-ти дневный срок не были устранены ошибки, допущенные в форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года, в сведениях о 3-х застрахованных лицах, то суд первой инстанции необоснованно отказал во взыскании финансовой санкции в размере 1500 руб.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за август 2019 года Управлением Пенсионного фонда установлено, что общество представило сведения 11.09.2019, а дополняющую форму СЗВ-М в отношении 12 застрахованных лиц - 17.09.2019.
На основании указанного, Управлением Пенсионного фонда РФ сделан вывод о том, что общество допустило нарушение срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки Управление Пенсионного фонда составило акт от 24.10.2019 N 068S18190007309 и вынесло решение от 03.12.2019 N 068S19190007533 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 6000 руб.
На основании вышеуказанного решения Управление Пенсионного фонда выставило требование от 27.12.2019 N 068S01190007431 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором обществу предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовую санкцию в размере 6000 руб. в срок до 23.01.2020.
Кроме того, материалами дела установлено, что общество в установленный срок 26.02.2019 в Управление Пенсионного фонда представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год. В ходе проверки правильности заполнения и полноты представленных сведений, Управление Пенсионного фонда обнаружило ошибки в представленных сведениях на 3 застрахованных лиц. После обнаружения ошибки Управлением Пенсионного фонда 28.02.2019 в адрес общества направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления Пенсионного фонда, в течение 5 рабочих дней. Исправленные сведения подлежали представлению в срок не позднее 07.03.2019. Фактически исправленные сведения были представлены обществом 18.03.2019.
На основании указанного, Управлением Пенсионного фонда РФ сделан вывод о том, что общество допустило нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверки Управление Пенсионного фонда составило акт от 10.06.2019 N 068S18190004820 и вынесло решение от 18.07.2019 N 068S19190005045 о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 1500 руб.
На основании вышеуказанного решения Управление Пенсионного фонда выставило требование от 22.08.2019 N 068S01190005326 об уплате финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором обществу предлагалось в добровольном порядке уплатить финансовую санкцию в размере 1500 руб. в срок до 17.09.2019.
В связи с неисполнением требований в добровольном порядке Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с указанным выше заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовой санкции в размере 6000 руб., суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы права.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Инструкция).
Указанная Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 39 Инструкции, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, нормативным актом, действующим на момент вынесения решения о привлечении к ответственности, предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
При этом ни Закон N 27-ФЗ, ни Инструкция не устанавливают сроков представления дополнительных и уточняющих сведений о застрахованных лицах при самостоятельном обнаружении ошибок.
В рассматриваемом случае общество первоначальные сведения представило в установленные сроки, а впоследствии, самостоятельно обнаружив ошибку в представленных сведениях, до обнаружения их Управлением Пенсионного фонда, подало дополнительные сведения на 12 застрахованных лиц.
Таким образом, поскольку общество самостоятельно выявило ошибку в первоначально представленных сведениях и исправило ее 17.09.2019, то есть до обнаружения факта нарушения органом пенсионного фонда 24.10.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Указанный вывод суда первой инстанции основан на единстве правоприменительной практики и аналогичная позиция изложена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.03.2018 N 306-КГ18-652, от 15.05.2018 N 306-КГ18-4681, от 21.05.2018 N 306-КГ18-5521 и от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции в указанной части.
Между тем, доводы апелляционной жалобы, в части касающейся выводов суда первой инстанции об отказе во взыскании финансовой санкции в размере 1500 руб., суд апелляционной инстанции считает обоснованными и подтвержденными материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Перечень сведений, которые страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) определен в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (далее - Инструкция).
Указанная Инструкция зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в указанной части указал, что Управление Пенсионного фонда не представило доказательств направления обществу уведомления от 28.02.2019 об исправлении ошибок в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, а также не представило в суд уведомление о получении информационной системой страхователя уведомления от 28.02.2019. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что допущенные обществом ошибки носят технический характер и не свидетельствуют о предоставлении неполных и недостоверных сведений, а также о нарушении сроков предоставления исходной формы. Выявленные недочеты, по мнению суда, не влияют на правильность исчисления страхового стажа, поскольку остальные данные, указанные в отчетности, позволяют идентифицировать застрахованное лицо, что видно и из акта проверки. Дополняющая отчетность представлена обществом до составлении Управлением Пенсионного фонда акта проверки и вынесения соответствующего решения.
Между тем, указанные выводы суда противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Так, Управлением Пенсионного фонда при подаче заявления о взыскании финансовых санкций представлен протокол проверки отчетности на 2-х листах, состоящий из уведомления об устранении ошибок и протокола проверки отчетности, содержащего описание допущенных обществом ошибок при подаче формы СЗВ-СТАЖ за 2018 год (л.д.30, 31). Указанный протокол проверки, составной частью которого является уведомление, направлен обществу по телекоммуникационным каналам связи 28.02.2019 в 14 час. 24 мин.
Выводы суда об отсутствии доказательств получения указанного протокола и уведомления не находят своего подтверждения. Обществом при рассмотрении дела в суде не заявлено возражений о неполучении уведомления об устранении ошибок, а также протокола проверки отчетности или его получении в срок, который не позволял ему устранить имеющиеся расхождения до установленного срока 07.03.2019.
Факт устранения выявленных ошибок в отношении сведений на 3 застрахованных лиц и представление исправленных сведений 18.03.2019, также свидетельствуют о получении обществом протокола проверки, неотъемлемой частью которого является уведомление об устранении ошибок.
Кроме того, судом при вынесении решения не принято во внимание то обстоятельство, что представление отчетности обществом до составления акта о выявлении правонарушении и вынесения соответствующего решения не имеет правового значения для определения состава правонарушения. Имеет значение то обстоятельство, уложился ли страхователь в представленный территориальным органом Пенсионного фонда РФ срок для устранения недостатков, выявленных при проверке представленной отчетности.
При этом судом не учтено, что согласно пункту 39 Инструкции N 766н финансовые санкции, обусловленные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не подлежат применению к такому страхователю, который представил уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения от территориального органа Пенсионного фонда уведомления об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий (пункт 37 Инструкции N 766н) либо самостоятельно представил их при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда. Именно в указанных ситуациях приведенный правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Оценка судом допущенных ошибок как технических также не влияет на правомерность наложенного штрафа, поскольку действующее законодательство не обязывает территориальные органы Пенсионного фонда РФ оценивать характер неточностей, допущенных страхователем и неисправленных в предоставленный ему срок.
В соответствии с частью 2 статьи 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты. При этом в силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Имеющиеся в деле материалы, представленные Управлением Пенсионного фонда, подтверждают факт неуплаты финансовой санкции в размере 1500 руб. на основании требования от 22.08.2019 N 068S01190005326.
Общество не представило ни Управлению Пенсионного фонда, ни суду доказательства, опровергающих обстоятельства, положенные в основу заявленных требований о взыскании санкции в размере 1500 руб., либо свидетельствующие о своевременной оплате им указанной суммы.
Сроки на обращение в арбитражный суд Управлением Пенсионного фонда не нарушены.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции изменяет обжалуемое судебное решение в части отказа во взыскании финансовой санкции в размере 1500 руб. в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ удовлетворяет заявленные требования в указанной части.
На основании части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям за рассмотрения заявления судом первой инстанции в размере 400 руб. и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 600 руб.
Руководствуясь статьями 229, 266, 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 июля 2020 года по делу N А49-4407/2020 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (ИНН 5837065122, ОГРН 1165835055154), г.Пенза, ул.Гагарина, д.11А, помещение 3 в пользу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области (ИНН 5836013690, ОГРН 1095836002680), г.Пенза, ул.Коммунистическая, д.34, штраф в размере 1500 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Пензенской области от 16 июля 2020 года по делу N А49-4407/2020 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Престиж" (ИНН 5837065122, ОГРН 1165835055154), г.Пенза, ул.Гагарина, д.11А, помещение 3 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-4407/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пензе Пензенской области
Ответчик: ООО "Престиж"