г. Челябинск |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А47-356/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.07.2020 по делу N А47-356/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Природа" - Липаткин Н.С. (доверенность от 09.01.2020, диплом),
Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - Пронягина Л.А. (доверенность от 31.12.2019, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ) о признании недействительным предписания N ПР-3912 от 18.11.2019.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что со всеми потребителями, проживающими в жилых помещениях (жилых домах) на территории Оренбургской области, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) заключен на условиях типового договора в соответствии с действующим законодательством. Указывает, что в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 установлен срок хранения отходов в мусоросборниках в холодное и теплое время. В соответствии с этим же СанПин в районах застройки домов, принадлежащих граждан на правах личной собственности, следует осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю. Коммунальная услуга по обращению с ТКО жителям, проживающим в жилом доме (домовладении) N 28 по ул. Центральная, с. Новоалександровка, Бузулукского района Оренбургской области, оказывалась с 29.08.2019 два раза в неделю в соответствии с требованиями указанного СанПин.
В представленном отзыве инспекция ссылалась на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
На основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 24.10.2019 N 39121 (л.д. 35) в период с 28 октября по 18 ноября 2019 г. государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Природа" по вопросу соблюдения обязательных требований предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО в соответствии с периодичностью установленной законодательством Российской Федерации потребителям, проживающим в жилом доме (домовладении) N 28 по ул. Центральная, с. Новоалександровка, Бузулукского района Оренбургской области.
По результатам проверки составлен акт N А-3912 от 18.11.2019 (л.д. 41): обществу вменено нарушение обязательных требований, установленных пп. "а" п. 148 (22), п. 17 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в том, что коммунальная услуга по обращению с ТКО жителям проживающим в жилом доме (домовладении) N 28 по ул. Центральная, с. Новоалександровка, Бузулукского района Оренбургской области производилась с нарушением требования законодательства Российской Федерации (в холодное время года не реже одного раза в трое суток, в теплое время года не реже одного раза в сутки).
С учетом изложенного по результатам проверки ООО "Природа" выдано предписание N ПР-3912 от 18.11.2019 (л.д. 9) с требованиями: предоставлять коммунальную услугу по обращению с ТКО жителям проживающим в жилом доме (домовладении) N 28 по ул. Центральная, с. Новоалександровка, Бузулукского района Оренбургской области в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в холодное время года не реже одного раза в трое суток, в теплое время года не реже одного раза в сутки) Представить в инспекцию в установленный срок подтверждающие документы (распечатки ГЛОНАС) о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с периодичностью установленной п. 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, жителям, проживающим в вышеуказанном доме.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 10).
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, инспекцией не допущено.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 ЖК РФ). Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Исходя из пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяются названные Правила N 1156 в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Из документов, представленных в ходе проверки ООО "Природа" (отчет по геозонам) в инспекцию, установлено, что коммунальная услуга по обращению с ТКО жителям, проживающим в жилом доме (домовладении) N 28 по ул. Центральная, с. Новоалександровка, Бузулукского района Оренбургской области оказывалась с нарушением требования законодательства Российской Федерации, а именно: пункта 17 Приложение N 1 к Правилам N 354. Письмо ООО "Природа" от 10.10.2019 N 3051 содержит информацию, что потребители, проживающие по указанному адресу, в период с 01.01.2019 по 29.08.2019 пользовались контейнерной площадкой для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу Оренбургская область, Бузулукский район, с. Новоалександровка, ул. Центральная, д. 28, четыре раза в неделю (понедельник, вторник, четверг, суббота). С 29.08.2019 по настоящее время сбор и транспортирование ТКО осуществляется с контейнерной площадки по адресу Оренбургская область, Бузулукский район, с. Новоалександровка, ул. Центральная, два раза в неделю (вторник, четверг).
Согласно пункту 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Правилами N 1156, предусматривает указание периодичности вывоза ТКО.
Согласно подпункту "в" пункта 25 Правил N 1156 периодичность и время вывоза ТКО является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно абзацу 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В материалы дела договор, заключенный в соответствии с Правилами N 1156 не представлен, в связи с чем в силу положений пункта 8(17) ООО "Природа" заключен типовой договор с потребителями.
В соответствии с типовым договором на регионального оператора возложена обязанность обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "б" пункта 11 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО).
Податель апелляционной жалобы полагает, что с учетом статуса дома (домовладение) при определении периодичности вывоза ТКО ему необходимо руководствоваться требованиями СанПин 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, в соответствии с пунктом 6.4 которых в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю, в связи с чем вывод ТКО с контейнерной площадки по адресу Оренбургская область, Бузулукский район, с. Новоалександровка, ул. Центральная два раза в неделю является правомерным.
Указанные доводы основаны на неверном толковании норм жилищного законодательства.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 2 Правил N 354 устанавливает, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству оказания услуг в части обращения с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз);
допустимое отклонение сроков:
не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже;
не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Следовательно, в рассматриваемом случае, ООО "Природа", как лицо, указывающее коммунальную услугу жильцам жилого дома, должно руководствоваться прежде всего правилами предоставления таких услуг. В свою очередь Правила N 354, устанавливая в пункте 17 Приложении N 1 периодичность вывоза ТКО, не разграничивают многоквартирные дома и жилые дома (домовладения), из чего следует, что периодичность вывоза ТКО является для всех видов жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домах одинаковой.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае отсутствуют противоречия между нормами "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (пункт 6.4) и Правилами N 354, поскольку приведенный СанПин устанавливает минимальную периодичность, специальные же нормы жилищного законодательства указывают конкретную периодичность вывоза ТКО, характеризуя такое требование как качество оказываемой услуги.
Таким образом, при исполнении типового договора, заключенного ООО "Природа" в порядке абзаца 4 пункта 8 (17) Правил N 1156 с жителем, проживающим в жилом доме (домовладении) N 28 по ул. Центральная, с. Новоалександровка, Бузулукского района Оренбургской области, региональный оператор в части периодичности оказания коммунальной услуги должен руководствоваться периодичностью, установленной пунктом 17 Приложения N 1 Правила N 354.
Как верно отмечено судом первой инстанции, не указание в типовом договоре по обращению с твердыми коммунальными отходами на положения Правил N 354 не освобождают регионального оператора, являющегося исполнителем коммунальной услуги, от соблюдения названных Правил.
При таких обстоятельствах, оспоренное предписание инспекции N ПР-3912 от 18.11.2019 является законным, в удовлетворении заявления обществу отказано правомерно.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.07.2020 по делу N А47-356/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-356/2020
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелялционный суд