город Воронеж |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А14-12176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.06.2020 по делу N А14-12176/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Ойл" (ОГРН 1103668006683, ИНН 3663081031) о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал 36:34:0606004, обязании в месячный срок после вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
третье лицо: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Ойл": Жданова Е.С., представитель по доверенности от 18.05.2020 сроком на один год;
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области и управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области - представители не явились, надлежаще извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Ойл" (далее - ООО "Транс-Ойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области, Департамент, уполномоченный орган) в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал 36:34:0606004; муниципальное образование - городской округ город Воронеж; местоположение земельного участка - ул. Желябова, д. 15; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - стоянки (гараж) индивидуальных легковых автомобилей индивидуальные на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля, встроенные в жилой дом; площадь земельного участка - 61 кв.м.
Также просило обязать Департамент в месячный срок после вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Определением от 21.11.2019 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - управление Росреестра по Воронежской области, регистрирующий орган, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.06.2020 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ ДИЗО Воронежской области в утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем утверждения и выдачи схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ДИЗО Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Указывает на то, что для территориальной зоны Ж7 - "Многоэтажная застройка", в которой располагается спорный земельный участок, не предусмотрено размещение стоянок (гаражей) индивидуальных легковых автомобилей на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля, встроенные в жилой дом".
В судебном заседании представитель ООО "Транс-Ойл" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Указывает на приобретение и государственную регистрацию в установленном порядке права объект капитального завершенного строительства, в связи с чем у него возникло право на занятый объектом земельный участок, необходимый для его использования.
ДИЗО Воронежской области и управление Росреестра по Воронежской области, в судебное заседания явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
На основании приказа Департамента муниципальной собственности Администрации г.Воронежа от 02.12.2002 N 1381 "О передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение МУРЭП N2" в хозяйственное ведение муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия N 2 (далее - МУРЭП N2) было передано муниципальное имущество, включая здания и сооружения, в том числе, по адресу г. Воронеж, ул. Желябова, д.15.
02.12.2002 года между Администрацией города Воронежа и МУРЭП N 2 был заключен договор N ХВ-80-Ц о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение.
По акту приема-передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение от 02.12.2002 МУРЭП N 2 было передано имущество согласно приложению N 1 договору, в том числе следующие объекты недвижимости: гараж ж/б, площадью 60,75 кв.м., расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, 15.
Согласно данным технического паспорта по состоянию на 02.11.2007 спорный гараж возведен МУРЭП N 2 в 1996 году на основании разрешения на строительство, выданного на основании постановления главы администрации Центрального района города Воронежа от 12.07.1996 N 1134.
Данные обстоятельства установлены в ходе рассмотрения дел N N А14- 2047/2008, А14-5067/2007.
В частности, решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.07.2008 по делу N А14-2047/2008 признано право хозяйственного ведения МУРЭП N 2, в том числе, на гараж, литера Г2, инвентарный номер 6618, расположенное по адресу: г.Воронеж, ул. Желябова, дом 15.
Право на гараж, расположенный по адресу г. Воронеж, ул. Желябова, 15, возникло 03.11.2010, то есть до введения в действие Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж, которые утверждены решением городской Думы от 25.12.2008 N 384-II.
На основании данного решения МУРЭП N 2 было зарегистрировано право хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - гараж на дворовой территории дома, расположенный по адресу: Воронежская область, г.Воронеж, ул.Желябова, гараж 15 (запись в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 36-36-01/312/2010-061).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2006 по делу N А14-2250/2006 МУРЭП N2 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 27.03.2009 по делу N А14-2250/2006 в отношении МУРЭП N 2 введена процедура конкурсного производства, предусмотренная главой VII ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; определением от 21.04.2011 конкурсное производство завершено.
В ходе процедуры конкурсного производства МУРЭП N 2 и реализации имущества должника конкурсным управляющим проведены торги, в том числе и на спорный гараж (публикация в газете "Коммерсант" от 10.07.2010 N 123 (4423) с.3).
По результатам торгов от 13.08.2010 N 8 ООО "Транс-Ойл" признано победителем торгов и с ним 16.08.2010 заключен договор купли-продажи, в том числе, на гараж, лит. Г2, по адресу Воронежская область, г.Воронеж, Центральный район, улица Желябова, дом 15, общей площадью 50,3 кв.м.
Право собственности зарегистрировано в управлении Росреестра по Воронежской области 03.12.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 36-АГ N 059720.
В целях оформления прав на земельный участок под приобретенным на торгах объектом недвижимости ООО "Транс-Ойл" обратилось в Департамент имущества области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 61 кв. м, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Желябова, 15.
Департамент письмом от 08.05.2019 N 52-17-7044з отказал Обществу в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка в порядке подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс).
Как следует из содержания письма, основанием для отказа послужило расположение земельного участка в границах территориальной зоны Ж7 "Многоэтажная застройка" в соответствии с Правилами землепользования и застройки 5 территории городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-П (далее - Правила N384-П, Правила землепользования и застройки).
Указанный в представленной обществом схеме вид разрешенного использования "Стоянки (гаражи) индивидуальных легковых автомобилей индивидуальные на придомовом участке на 1 - 2 легковых автомобиля, встроенные в жилой дом" относятся к запрещенному виду использования земельных участков, расположенных в указанной территориальной зоне.
Не согласившись с данным отказом, полагая, что он нарушает его права и законные интересы, ООО "Транс-Ойл" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Из экспертного заключения Воронежского центра судебной экспертизы от 27.02.2020, представленного обществом в материалы дела, возведенный гараж (лит. Г2), расположенный на дворовой территории по адресу: г.Воронеж, ул.Желябова N 15 соответствует требованиям градостроительных, строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, правилам землепользования и застройки, параметрам по планировке территории, региональным нормативам градостроительного проектирования.
По техническому состоянию возведенный гараж (лит. Г2) расположен на дворовой территории земельного участка N 15 по ул. Желябова г.Воронежа и является единственным основным строением на данном земельном участке.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок приобретения права собственности на землю, расположенную под объектом недвижимости, определен Земельным кодексом Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
В статье 11.10 ЗК РФ установлены следующие требования.
Так, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
В соответствии с п. 3.3.21 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 N 365, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории муниципального образования городской округ город Воронеж.
Пункт 16 ст. 11.10 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, с учетом приведенных положений ЗК РФ, схема расположения земельного участка является обязательным документом для образования земельного участка и последующего его предоставления собственнику зданий, сооружений, расположенных на таком земельном участке, в собственность или аренду. При этом оформление соответствующей схемы возложено на собственника здания (строения, сооружения).
Согласно статье 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из приведенных положений следует, что для получения в собственность земельного участка под объектом недвижимого имущества заявителю необходимо представить доказательства наличия на соответствующем земельном участке принадлежащего ему здания, сооружения либо помещения в них.
Как обосновано указал суд области, ООО "Транс-Ойл" были представлены все необходимые доказательства, свидетельствующие о наличии у него зарегистрированного в установленном порядке права собственности на объект недвижимого имущества - гараж по адресу г. Воронеж, ул. Желябова, 15.
Ссылка на то, что указанное право собственности возникло у общества до введения в действие Правил землепользования и застройки, обосновано отклонена судом области в связи со следующим.
На основании статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Положения пункта 3 статьи 552 ГК РФ, пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, предусматривают переход к покупателю объекта недвижимости права пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника этого объекта недвижимости.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано на то, что покупатель недвижимости вправе требовать при ее приобретении оформления соответствующих прав на земельный участок с момента государственной регистрации перехода права собственности на нее.
Решением Воронежской городской думы от 25.12.2009 N 384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж, в соответствии с которыми, спорный формируемый земельный участок, расположенный по улице Желябова, 15 в городе Воронеже, отнесен к зоне Ж7 - "зона многоэтажной застройки".
Положениями пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Статьей 5 решения Воронежской городской Думы от 25.12.2009 N 384-II "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж" определено, что земельные участки, сформированные в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил, и расположенные на территориях, отнесенных Правилами к различным территориальным зонам, используются правообладателями таких земельных участков в соответствии с целями их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Следовательно, как правомерно указал суд области, при принятии или изменении Правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно вид разрешенного использования, у землепользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Кроме того, эти доводы не имеют значение и не подлежат выяснению указанные административным органом обстоятельства на стадии выдачи схем размещения земельного участка.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов не разрешается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.06.2020 по делу N А14-12176/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12176/2019
Истец: ООО "Транс-Ойл"
Ответчик: ДИЗО Воронежской области
Третье лицо: Росреестр Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4421/20
30.09.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4421/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12176/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12176/19