02 октября 2020 г. |
Дело N А84-3696/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 02 октября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителей ООО "Монолит" - Веремчук Марины Андреевны, доверенность от 03.06.2019 б/н; Висторовского Олега Валерьевича, доверенность от 03.06.2019 б/н; представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Остапенко Вероники Александровны, доверенность от 09.01.2020 N 03;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 января 2020 года по делу N А84-3696/2019 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Монолит" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, акционерного общества "Севастополь телеком" о признании распоряжения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее - ООО "Монолит", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее- Департамент, ДИЗО) от 09.12.2017 N 17562-РДЗ "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, пер. Язоновский, д. 8, площадью 1322 кв. м", согласно которому определен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:118.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29.01.2020, заявление ООО "Монолит", было удовлетворено; пункты 2, 3 Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.12.2017 N 17562-РДЗ "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, пер. Язоновский, д. 8, площадью 1322 кв. м., согласно которому определен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:118. "связь" (6.8), были признаны недействительными; на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Монолит" путем внесения изменений в пункты 2, 3 Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.12.2017 N 17562-РДЗ "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, пер. Язоновский, д. 8, площадью 1322 кв. м", определив вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:118. "связь" (6.8), "деловое управление" (4.1). Этим же решением с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ООО "Монолит" была взыскана госпошлина в размере 1500 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.01.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что изменение вида разрешенного использования земельного участка отнесено к компетенции Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя. Также, апеллянт указывает на то, что Заявителем не были представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении Департаментом норм действующего законодательства, а также прав и законных интересов Общества.
Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 29.01.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представители ООО "Монолит" возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции принято при строгом соблюдении норм процессуального права, правильном применении норм материального права, а выводы суда основаны на установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, отвечающими требованиям закона об их относимости, допустимости и достоверности.
В судебное заседание представители Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, акционерного общества "Севастополь телеком" не явились, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 29 января 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что за ЧП "Монолит" был зарегистрирован комплекс нежилых помещений N 2 с крыльцом общей площадью 416,1 кв. м, который расположен по адресу: г. Севастополь, переулок Язоновский, д. 8, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество, выданным Фондом коммунального имущества Севастопольского городского Совета 15.08.2011.
11.11.2010 между Севастопольской городской государственной администрацией и ООО "Укртелеком", ЧП "Монолит", был заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого, Арендодатель в соответствии с решениями Севастопольского городского Совета N 7715 от 08.09.2009 и N 11129 от 15.09.2010 предоставляет, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для размещения и обслуживания станции радиотелефонной связи "Алтай" и обслуживания нежилых помещений ЧП "Монолит", с отнесением этих земель к категории земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, который находится по адресу: г. Севастополь, пер. Язоновский, 8.
Пунктом 2.1 вышеназванного Договора установлено, что в аренду передается земельный участок общей площадью 0,1322 га, в том числе, ОАО "Укртелеком" - 0,06988 га и ЧП "Монолит" - 0,06232 га.
Пунктом 3.1 Договора установлено, что Договор заключен на 25 лет.
Целевое назначение земельного участка было установлено для размещения и обслуживания станции радиотелефонной связи "Алтай" и обслуживания нежилых помещений ЧП "Монолит" (п. 5.2 договора).
В дальнейшем, во исполнение требований Федерального закона от 05.05.2014 N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", учредительные документы ООО "Монолит" были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, ОГРН 1149204048542.
Распоряжением Правительства Севастополя от 27.06.2014 N 96 "О создании Государственного унитарного предприятия Севастополя "Севастополь Телеком", было учреждено ГУПС "Севастополь Телеком".
В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2014 N 314 "Об инвентаризации имущества ПАО "Укртелеком" на Главное управление имущественных и земельных отношений была возложена обязанность произвести инвентаризацию имущества ПАО "Укртелеком", расположенного на территории города Севастополя, а также включить соответствующее имущество в Реестр собственности города Севастополя.
Распоряжением Правительства Севастополя от 01.10.2014 N 265 (далее - Распоряжение N 265), в Реестр собственности города Севастополя было включено государственное имущество (пункт 1) и закреплено за ГУПС "Севастополь Телеком" на праве хозяйственного ведения государственное имущество согласно Приложениям к данному Распоряжению (пункт 2), в том числе, здание станции радиотелефонной связи "Алтай", которая находится по адресу: г. Севастополь, пер. Язоновский, 8.
Распоряжением Правительства Севастополя от 05.10.2017 N 423-РП было приватизировано ГУПС "Севастополь Телеком" путем преобразования в АО "Севастополь Телеком", 100% акций которого, находятся в собственности города Севастополя (пункт 1).
В дальнейшем, 09.12.2017 за N 17562-РДЗ, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя было издано Распоряжение "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, пер. Язоновский, д. 8, площадью 1322 кв. м" (далее - Распоряжение N 17562-РДЗ). В соответствии с пунктом 2 указанного Распоряжения, вид разрешенного использования земельного участка определен как "связь" (код 6.8).
20.06.2019 Обществом в адрес Департамента было направлено заявление о внесении изменений в пункты 2 и 3 второго вида разрешенного использования земельного участка "Предпринимательство" (код 4.10).
15.07.2019 в ответ на обращение от 25.06.2019, Департаментом был дан мотивированный ответ, согласно которого, изменение в Распоряжение от 09.12.2017 N 17562-РДЗ в части определения испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка, не представляется возможным.
Не согласившись с вышеназванным Распоряжением N 17562-РДЗ, ООО "Монолит" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, в том числе, населенных пунктов используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 N 228-ПП был утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя (далее по тексту - Порядок N 228), регламентирующий процедуру определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Севастополя.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 228, виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок; градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
Согласно пункта 4 Порядка N 228, виды разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка, определяются исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении плана границ земельного участка, а также путем принятия отдельного правового акта на основании заявления правообладателя земельного участка.
Определение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с настоящим Порядком не является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков (далее - Таблица) с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя (пункт 5 Порядка N 228).
С целью получения сведений относительно видов функционального использования земельного участка, определенных градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", нахождения земельного участка в пределах территории, включенной в Генеральный план города Севастополя и детальные планы территории, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу вышеуказанного федерального конституционного закона, уполномоченный орган направляет запрос в исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении соответствующего заключения (пункт 8 Порядка N 228).
Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, пер. Язоновский, 8, с кадастровым номером 91:03:001016:118, площадью 1322 кв. м., расположен в границах объекта культурного наследия - "Историческое поселение федерального значения город Севастополь", в соответствии с Приказом Министерства культуры России от 11.01.2016 N 2 "О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения город Севастополь" (зарегистрирован в Министерстве юстиции России 01.03.2016 N 41268).
Кроме того, в соответствии с документацией по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично - дорожной сети и территории общественного пользования", утвержденной Постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 N 248-ПП, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий (территории общего пользования).
Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному Решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 N 4114, земельный участок по функциональному назначению расположен в коммунально-складской зоне, частично в малоэтажной жилой застройки, в т.ч. усадебной.
В свою очередь, пунктом 2 оспоренного Распоряжение, вид разрешенного использования земельного участка определен как "связь" (код 6.8).
Соответственно, следует признать факт того, в оспоренном Распоряжении, Департаментом неверно был определен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, пер. Язоновский, 8, с кадастровым номером 91:03:001016:118, площадью 1322 кв. м.
Пунктом 9 Порядка N 228 установлено, что в случае, если при определении видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельного участка была допущена ошибка, по заявлению заинтересованного лица уполномоченный орган вправе внести соответствующие изменения в правовой акт, которым определен вид разрешенного использования и категория земель в отношении земельного участка.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 228, с целью получения сведений относительно видов функционального использования земельного участка, определенных градостроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - республики Крым и города федерального значения Севастополя", нахождения земельного участка в пределах территории, включенной в Генеральный план города Севастополя и детальные планы территории, утвержденные в установленном порядке до вступления в силу указанного федерального конституционного закона, уполномоченный орган направляет запрос в исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении советующего заключения.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что оспоренное Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.12.2017 N 17562-РДЗ в части пунктов 2, 3, касающихся определения вида разрешенного использования земельного участка, обоснованно было признано судом первой инстанции незаконным.
В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Во исполнение требований вышеуказанной нормы, суд первой инстанции обоснованно возложил на Департамент обязанность внести изменения в пункты 2, 3 Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 09.12.2017 N 17562-РДЗ "О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя, земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, пер. Язоновский, д. 8, площадью 1322 кв. м", определив вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:03:001016:118. "связь" (6.8), "деловое управление" (4.1).
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции, обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку; при этом, оснований для их переоценки, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 января 2020 года по делу N А84-3696/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3696/2019
Истец: ООО "МОНОЛИТ"
Третье лицо: Правительство Севастополя, АО "Севастополь Телеком", Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5633/20
02.10.2020 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-745/20
29.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3696/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3696/19
01.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3696/19