город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2020 г. |
дело N А53-15324/2020 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шапкина П.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ИП Чередниченко Николая Николаевича на решение Арбитражного суда Ростовской области в виде резолютивной части от 24.07.2020 по делу N А53-15324/2020 (мотивированное решение от 05.08.2020)
по иску ООО "Экотранс"
к ИП Чередниченко Николаю Николаевичу
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экотранс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Чередниченко Николаю Николаевичу о взыскании задолженности.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств потребителем по оплате услуг по обращению с ТКО за периоды январь - декабрь 2019 года по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.01.2020 N ЭТ0006079.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства согласно правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
24.07.2020 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой с ответчика в пользу истца взыскано: 46 918,23 рубля задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за периоды январь - декабрь 2019 года по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29.01.2020 N ЭТ0006079, 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
05.08.2020 по заявлению ответчика судом изготовлено мотивированное решение.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда изменить, принять новый судебный акт о взыскании задолженности исходя из способа учета по объему контейнера - 386,72 в месяц за весь период с 01.01 2019 по 01.02.2020.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что текст договора был получен им 27.02.2020, однако суд ошибочно указывает, что проект договора был получен ответчиком 27.03.2020. Ответчиком в материалы дела представлены возражения на предложение заключить договор в представленной редакции с отметкой о его принятии истцом 03.03.2020. Это возражение не было исследовано судом, в тексте судебного акта этому доказательству не дано никакой оценки. Таким образом, фактически ответчик спустя четыре дня после получения проекта договора направил обоснованные возражения с предложением внести конкретные изменения в договор. Таким образом, вывод суда о том, что ответчик не использовал свое право на направление в пятнадцатидневный срок возражений относительно предложенных условий договора, неверен. Как указывает ответчик, он не возражает произвести оплату с 01.01.2019 в ценах, указанных оператором, спор в данном случае имеет место в способе учета ТКО. Представленное в материалы дела соглашение от 15.05.2018 не содержит положений, регулирующих отношения Регионального оператора с потребителем в отсутствие заключенного договора. Из пункта 3.1.1 соглашения следует, что взаимодействие регионального оператора с собственниками ТКО осуществляется на основании публичных договоров на оказание услуг по обращению с отходами.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Экотранс" (региональный оператор) и индивидуальным предпринимателем Чередниченко Н.Н. (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0006079 от 29.01.2020 в порядке раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 1.1. договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, Объем ТКО указан в приложении N 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора (п. 2.2. договора).
Постановлением региональной службы по тарифам Ростовской области (далее по тексту - "РСТ") от 20.12.2018 N 85/124 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экотранс" за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года в размере 482,45 руб. за 1 куб. м (без учета НДС); 578,94 руб. за 1 куб. м (с учетом НДС).
Согласно п. 3.3. договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно расчету регионального оператора потребителем не оплачены услуги по обращению с ТКО за период январь - декабрь 2019 года.
Общая сумма задолженности за указанный период составляет 46 918,23 руб.
В адрес ответчика заказным письмом направлена претензия о необходимости погашения указанной задолженности, однако претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
При вынесении оспариваемого решения, суд верно исходил из следующего.
Правоотношения сторон по рассматриваемому договору по своей правовой природе являются отношениями по договору возмездного оказания услуг и регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу изложенных норм обязанность заказчика по оплате возникает при совершении исполнителем конкретных действий по оказанию услуг и предъявлению их к оплате.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - "ФЗ N 89") сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее по тексту - "ТКО") на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.6 ФЗ N 89).
18.04.2018 по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, региональным оператором по обращению с ТКО выбрано ООО "Экотранс", по итогам конкурса заключено Соглашение от 15.05.2018, N 133/18Т "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа".
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Неклиновский район.
Согласно ст. 24.7 ФЗ N 89, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 4 ст. 24.7 ФЗ N 89).
Согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за услуги по обращению с ТКО установлена для всех собственников ТКО, начиная с 01.01.2019.
В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО (ч. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Ответчик утверждает, что региональным оператором не была исполнена обязанность, предусмотренная п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в редакции от 12.11.2016, то есть Региональный оператор должен в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
Вместе с тем, указанные доводы подлежат отклонению на основании нижеследующего.
В декабре 2016 года законодателем было принято решение об установлении переходного периода по внедрению новой системы обращения с ТКО до 01.01.2019 года. Субъекты Российской Федерации могли переходить на новую систему обращения с ТКО по мере готовности, то есть при создании возможности заключения договора с региональным оператором.
В установленный Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переходный период лица, у которых образуются ТКО, самостоятельно в соответствии с гражданским законодательством могли заключать договоры с организациями, имеющими права на обращение с такими отходами.
Согласно пункту 6 статьи 23 Закона N 458-ФЗ указанные договоры действовали до заключения договора с региональным оператором.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно соглашению N 133/18 ЭТ от 15.05.2018 Региональный оператор обязан приступить к выполнению обязанностей не позднее 15 дней с даты начала применения единого тарифа на услугу регионального оператора, утвержденного Региональной службой по тарифам Ростовской области.
20.12.2018 постановлением указанной службы N 85/124 был утвержден тариф на период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.
Согласно абз. 1 п. 8.17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - постановление N1156) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения обязан уведомить потенциальных потребителей о необходимости заключения договоров всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Данное обязательство было выполнено региональным оператором в установленный срок, что подтверждается выписками из газет "Миус Деловой от 14.06.2018 г. N 24(945), "Приазовская степь" от 09.06.2018 г. N 45 (10774), областью распространения которых являются г. Таганрог, Неклиновский, Матвеево-Курганский и Куйбышевский районы, представленными истцом.
Согласно абз. 2 п.8.17 Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Выполнение данной обязанности истцом подтверждается публикацией от 28.12.2018 на сайте организации https://www.ekotrans-md.ru с предложением заключить договор и проекта такого договора.
Как следует из абз. 3 п. 8.17 постановления N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии со списком, указанным в данном постановлении, а также на сайте регионального оператора.
Если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 8.18 постановления N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, организации, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором и производить оплату в установленные сроки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, на момент начала деятельности регионального оператора ответчик уже осуществлял свою предпринимательскую деятельность, что свидетельствует о наличии у него обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В апелляционной жалобе ответчик также ссылается, что от заключения договора он не уклонялся, а лишь просил внести изменения в проект договора в части учета объема твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 23.01.2020 от индивидуального предпринимателя Чередниченко Николая Николаевича поступила заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исходя из информации, указанной в заявке, был подготовлен проект договора, в котором был произведен расчет стоимости оказания услуг.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" учет объема и (или) массы ТКО производится расчетным путем исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО или количества и объема контейнеров, необходимых для складирования ТКО.
В заявке на заключение договора ответчик указал на наличие у него контейнера для сбора ТКО объемом 0,36 м3. В результате чего стоимость услуг на 2020 год составила 386,72 рублей в месяц.
Ответчик считает, что расчет стоимости оказанных услуг за период 2019 года необходимо рассчитывать исходя из условий, установленных на 2020 год.
Вместе с тем, указанные доводы ответчика являются ошибочными. Ввиду того, что заявку на заключение договора ответчик подал спустя год после наступления дня него такой обязанности, то установить наличие у него контейнера какого-либо объема в спорный период не представляется возможным. Таким образом, расчёт был произведен истцом в соответствии с законодательно установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов.
Как указывает истец в отзыве на апелляционную жалобу, данные обстоятельства были разъяснены ответчику.
Так, нормативы накопления твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Министерства ЖКХ Ростовской области N 2 от 08.02.2018 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области".
Согласно пп.2 приложения N 1 указанного постановления, по виду осуществляемой хозяйственной деятельности помещение ответчика является продовольственным магазином, а город Таганрог относится ко второй категории муниципальных образований, таким образом, норматив накопления твердых коммунальных отходов в год на 1 м2 составляет 1,48 м3.
В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/124 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭКОТРАНС" за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 482,45 руб. за 1 куб. м. (без учета НДС); 578,94 руб. за 1 куб. м. (с учетом НДС); Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 года N 33/7 с 01.08.2019 по 31.12.2019 в размере 466,97 руб. за 1 куб. м (без учета НДС); 560,36 руб. за 1 куб. м (с учетом НДС).
По расчету истца, стоимость услуг в месяц в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 составляла 3 962,84 рублей, в период с 01.08.2019 по 31.12.2019 - 3835,66 рублей.
По смыслу ч. 1, 2 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны правомочны распространить действие договора на правоотношения, возникшие до его заключения, если иное не вытекает из закона или договора.
Таким образом, руководствуясь п.п. 8.17, 8.18 постановления N 1156, после направления заявки на заключение договора региональным оператором был произведен перерасчет стоимости услуг на новый расчетный период, поскольку ответчик указал на наличие у него контейнера для сбора твердых коммунальных отходов в объеме 0,36 м3.
Из вышеизложенного следует, что оснований для заключения договора на условиях, предложенных ответчиком, не было, а проект договора, предложенный региональным оператором, является верным и полностью соответствует нормам действующего законодательства.
В отношении доводов ответчика о том, что судом ошибочно указана дата получения ответчиком проекта договора, который был получен ответчиком 27.02.2020, а не 27.03.2020, как указал суд, установлено следующее.
Согласно представленному истцом в материалы дела сопроводительному письму исх. N 686 от 13.02.2020 договор на оказание услуг от 29.01.2020 N ЭТ0006079 получен ответчиком 27.03.2020, что подтверждается подписью ответчика.
Согласно п. 8.11. Постановления Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Кроме того, п. 8.12. предусмотрено, что если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в- такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по иене. указанной региональным оператором в указанном проекте договора. направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Суд первой инстанции указал, что срок предоставления мотивированных возражений истек 17.04.2020, а договор вступил в силу в редакции регионального оператора.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с вышеуказанным выводом суда, поскольку исходя из буквального содержания представленного ответчиком предложения о внесении изменений в договор N ЭТ0006079 от 29.01.2020 (т. 1 л.д. 33), полученного истцом согласно имеющей отметке 05.03.2020 вх. N4305, следует, что 27.02.2020 после подачи заявки ответчиком были получены под роспись два экземпляра договора на оказание услуг по обращению ТКО.
Данные обстоятельства истцом не оспаривались ни в суде первой инстанции, ни при рассмотрении апелляционной жалобы.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что спорный договор действительно был получен ответчиком 27.02.2020, однако в сопроводительном письме с отметкой ответчика о получении, представленным истцом, допущена ошибка в указании даты получения.
Однако данное обстоятельство, равно как и направление ответчиком предложения в адрес истца (вх. N 4305 от 05.03.2020), и получение им письма от ООО "Экотранс" (исх. N2104 от 30.04.2020), на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, поскольку, как указывалось выше, ввиду того, что заявку на заключение договора ответчик подал спустя год после наступления дня него такой обязанности, то установить наличие у него контейнера какого-либо объема в спорный период не представляется возможным.
Таким образом, расчёт обоснованно был произведен истцом в соответствии с законодательно установленными нормативами накопления твердых коммунальных отходов.
В силу того, что с 01.01.2019 истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, то все возможные места сбора и накопления твердых коммунальных отходов обслуживаются его силами, а значит, каким бы образом ответчик не избавлялся от накопленных отходов, то в любом случае деятельностью по их обращению занимался истец.
Доказательств погашения суммы задолженности за спорные периоды январь - декабрь 2019 года в сумме 46 918,23 рубля ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования обоснованно были удовлетворены судом в полном объеме.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.08.2020 по делу N А53-15324/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Судья |
П.В. Шапкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15324/2020
Истец: ООО "ЭКОТРАНС"
Ответчик: Чередниченко Николай Николаевич