г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-317262/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2020 по делу N А40-317262/19
по заявлению ООО "КАРСТАН"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ИП Быкова Яна Андреевна
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Ефимова А.Н. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КАРСТАН" (далее - заявитель, ООО) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления от 29.01.2020 N 77/009/269/2019-5673 об отказе в проведении государственной регистрации; об обязании зарегистрировать договор аренды от 10.09.2019 г. N КС-8-1-132.1-128.1 в отношении нежилого помещения, находящегося в здании, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Складочная, д. 1, стр. 8, кадастровый номер 77:02:0021006:1075, общей площадью 689,7 кв.м..
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Общества и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 123,156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителя заявителя жалобы не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.10.2019 представителем ООО "Карстан" за N 77/009/269/2019-5673 было подано заявление о государственной регистрации договора аренды от 10.09.2019 N КС-8-1-132.1-128.1 нежилого помещения с кадастровым номером 77:02:0021006:1075, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Складочная, д. 1, стр. 8.
29.10.2019 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации указанной сделки до 29.01.2020, оформленное Уведомлением N 77/009/269/2019-5673 в связи с тем, что:
- технический план для внесения сведений в ЕГРН об арендуемой части нежилых помещений не представлен;
- часть объекта обладает признаками самовольной постройки и включена в приложение N 2 к Постановлению правительства Москвы N 819-ПП от 11.12.2013 г. "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее по тексту также - "Постановление N 819").
29.01.2020 решением Управления Росреестра по Москве Обществу отказано в государственной регистрации договора аренды, направлено соответствующее уведомлении от 29.01.2020 N 77/009/269/2019-5673.
Считая решение незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Законом о регистрации прав установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 44 Закона о государственной регистрации недвижимости, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления.
Управление отказало в государственной регистрации договора, сославшись на невозможность осуществления кадастрового учета объекта аренды, поскольку он не обладает признаками обособленности и изолированности.
В порядке части 5 статьи 44 Закона о государственной регистрации недвижимости кадастровый учет части объекта недвижимого имущества, не являющейся самостоятельным объектом гражданских прав осуществляется исключительно в целях отражения в кадастре недвижимости сведений об установленном на объект недвижимости обремени в виде аренды,
Как верно установлено судом первой инстанции, осуществление кадастрового учета в данном случае не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, поэтому для осуществления кадастрового учета соответствующей части здания или помещения не требуется, чтобы она обладала свойствами обособленности и изолированности. При этом описание соответствующей части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
В силу части 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно норме п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается но решению государственного регистратора прав, в том числе, в случаях, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5) и если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации нрав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Как усматривается из материалов дела, ООО "КарСтан" является собственником нежилого здания (кадастровый номер 77:02:0021006:1075), расположенных по адресу г. Москва, ул. Складочная, д. 1, стр. 8, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 26.11.2003 г. сделана запись N 77-01/03-094/2003-290, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия 77АЖ N 992432 от 20.02.2009.
10.09.2019 между Заявителем и ИП Быкова Я.А. был заключен Долгосрочный договор аренды нежилого помещения N КС-8-1-132.1-128.1, в соответствии с которым Заявитель передал, а Заинтересованное лицо приняло во временное возмездное владение и пользование (аренду) нежилые помещения, общей площадью 689,7 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, ул. Складочная, д. 1, стр. 8 (кадастровый номер 77:02:0021006:1075), а именно: 1 этаж, помещение I, комната N 1-3, площадью 202,5 кв.м.; 1 этаж, помещение II, комнаты N 1-10, площадью 487,2 кв.м. (далее по тексту также - "Помещение").
Согласно п. 1.1 Договора местоположение и границы Помещений в Здании обозначены цветными линиями контура на копии поэтажного плана 1-го этажа Здания, который является неотъемлемой часть Договора и находится в Приложении N 1 к Договору.
Объект аренды (часть здания, подлежащая передаче в пользование) сторонами согласован, разногласий относительно местоположения, границ и площади данного объекта между сторонами договора не имеется.
В силу пункта 1 статьи 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.
Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ предусмотрено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Доводы Управления о том, что здание, в котором расположены переданные в аренду помещения, имеют признаки самовольной постройки, сведения о которой включены в Постановление Правительства г.Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП не могут быть признаны обоснованными.
Как верно указал суд первой инстанции, вопрос о признании объекта недвижимости самовольной постройкой разрешается исключительно при рассмотрении иска о сносе самовольной постройки, решение суда по которому служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку (пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г.).
Само по себе включение здания в утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 г. N 819-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных для целей строительства и при отсутствии разрешения на строительство, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности в отношении помещения, расположенного в таком здании.
С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что Заявителем представлены достаточные документы, необходимые для государственной регистрации договора аренда, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела в суде первой инстанции, отказ Управления Росреестра по Москве, выраженный в уведомлении от 29.01.2020 N 77/009/269/2019-5673 является незаконным и необоснованным, нарушающим права заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2020 по делу N А40-317262/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-317262/2019
Истец: ООО "КАРСТАН"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Быкова Яна Андреевна