г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А40-328952/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Райффайзенбанк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2020 года по делу N А40-328952/19 (93-2629)
по заявлению АО "Райффайзенбанк"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Кудинова Ю.В. по дов. от 25.12.2019; |
от ответчика: |
Сиразутдинова А.Ф. от 18.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Райффайзенбанк" (далее - заявитель, Банк) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения ФАС России (далее -административный орган, антимонопольный орган) от 07.11.2019 по делу N 08/05/5- 129/2019 о нарушении законодательства о рекламе и постановления ФАС России от 28.11.2019 N 08/04/14.3-145/2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решением суда от 10.07.2020 в удовлетворении требований заявителя судом отказано.
Не согласившись с решением суда, Банк обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению Банка, спорная реклама соответствовала требованиям Федерального закона "О рекламе", не содержит признаков нарушения законодательства. Рекламная акция имела ограниченный период действия, доказательств введения потребителей рекламы в заблуждение в связи с просмотром Рекламы в материалах дела не содержится. По мнению Банка, указанные обстоятельства, могли явиться основанием для освобождения Банка от ответственности в виду малозначительности правонарушения. Указал на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица решение суда поддержал, возражал против доводов апелляционной жалобы.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ФАС России поступили обращения граждан с жалобой на рекламу карты "#всёсразу" АО "Райффайзенбанк", распространявшейся в эфире телеканалов "Россия 1", "ТНТ", "ТВ-3", "СТС" в июне-июле 2019 года.
В рекламе сообщается: "Карта Райффайзенбанка "Все сразу". Легко, когда кэшбэк на все".
На последнем кадре рекламы размещены утверждения: "Кэшбэк до 5%", "Бесплатное обслуживание". На всем протяжении рекламы в нижней части кадра сменяются дисклеймеры со следующим текстом: с 00 по 03 секунду - кэшбэк - возврат средств.
Возврат денежных средств осуществляется путем обмена баллов в личном кабинете на vsesrazu-rairTeisen.ru и зависит от суммы покупок, совершенных по карте Visa #всёсразу.
Сумма баллов, начисленных в течение календарного месяца за покупки, не может превышать 1000.
По кредитным картам баллы начисляются по курсу...; с 03 секунды по 06 секунду - 1 балл за 50 руб., по дебетовым: для новых клиентов - 1 балл за 50 руб. в течение первых 365 дней, с 366-го дня по курсу 1 балл за 100 руб., для существующих клиентов - по курсу 1 балл за 100 руб. с момента получения карты.
Новым считается клиент, не имеющий счета в банке в течение 6 мес, предшествующих оформлению карты.
Обмен баллов на денежные...; с 06 секунды по 10 секунду - средства по кредитной карте осуществляется в соотношении: 500 баллов - 250 руб. (кэшбэк 1%), 1000 баллов - 600 руб. (кэшбэк 1,2%); 4000 баллов - 4000 руб. (кэшбэк 2%); 20 000 баллов - 50 000 руб. (кэшбэк 5%).
При этом баллы не начисляются за совершение некоторых видов операций: внесение или снятие наличных, переводы, погашение кредита,....; с 10 секунды по 13 секунду - оплату страховых программ, брокерские сделки и др.
Полный перечень таких операций, а также тарифы - на сайте www.rairYetsen.ru. в отделениях банка и информационном центре.
Сроки акции с 01.07 по 30.09.19. Информация об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения размещена...; с 13 секунды по 16 секунду - на www.raifleisen.ru. Не является публичной офертой. Visa - виза.
Дизайн карт может быть изменен. Информация действительна на 01.07.2019. АО "Райффайзенбанк".
Генеральная лицензия Банка России N 3292 от 17.02.2015. Текст указанных дисклеймеров выполнен мелким шрифтом, размещен на 6-7 % площади кадра, и каждый из дисклеймеров демонстрируется в рекламном видеоролике в течение 3 секунд.
По мнению АО "Райффайзенбанк", использованный в рекламе формат представления информации в дисклеймерах позволяет потребителям ознакомиться с их содержанием.
ФАС России, проанализировав рекламный ролик, пришел к заключению, что форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст дисклеймеров ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Сообщаемые в рекламе утверждения: "Бесплатное обслуживание", "Кэшбэк до 5%", дают потребителям основания полагать, что АО "Райффайзенбанк" предлагает оформить карту #всёсразу, по которой предоставляется и кэшбэк до 5% и бесплатное обслуживание одновременно.
Вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте АО "Райффайзенбанк", есть два вида карт #всёсразу: кредитная и дебетовая.
По кредитной карте #всесразу предоставляется кэшбэк до 5% на все покупки по карте и обслуживание карты составляет 1490 рублей в год.
По дебетовой карте #всёсразу предоставляется кэшбэк до 3,9% за любые покупки и обслуживание карты составляет 0 рублей в год (при открытии карты с 01.07.2019 по 30.09.2019, и, согласно новым условия, с 01.10.2019 по 22.12.2019).
Соответственно среди карт #всёсразу АО "Райффайзенбанк" отсутствует карта, по которой предоставляется и кэшбэк до 5% и бесплатное обслуживание одновременно.
Следовательно, указанные в рекламе условия обслуживания не предоставляет ни одна карта. Более того бесплатное обслуживание по дебетовой карте #всёсразу предоставляется клиентам, открывшим карту в сроки проведения акции, то есть новым клиентам.
В случае, если карта была открыта ранее, обслуживание карты составляет 1490 рублей в год.
Таким образом, в рекламе сообщаются недостоверные сведения об условиях финансовых услуг, предоставляемых по картам #всёсразу, а также в рекламе отсутствует существенная информация о том, что бесплатное обслуживание предоставляется клиентам, открывшим карту в сроки проведения акции, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.
Решением ФАС России от 07.11.2019 по делу N 08/05/5-129/2019 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе реклама карты "#всёсразу" АО "Райффайзенбанк", распространявшаяся в эфире телеканалов "Россия 1", "ТНТ", "ТВ-3", "СТС" в июне-июле 2019 года, была признана ненадлежащей, нарушающей требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
ФАС России выдал АО "Райффайзенбанк" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе по делу N 08/05/5-129/2019.
На основании выявленных нарушений заместителем начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России в отношении АО "Райффайзенбанк" составлен протокол от 19.11.2019 N 08/04/14.3-145/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Заместителем руководителя ФАС России вынесено постановление от 28.11.2019 о наложении штрафа по делу N 08/04/14.3-145/2019, в соответствии с которым АО "Райффайзенбанк" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и постановления.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 1, 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как следует из ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3, 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Так как реклама карты "#всёсразу" АО "Райффайзенбанк", распространявшаяся в эфире телеканалов "Россия 1", "ТНТ", "ТВ-3", "СТС" в июне-июле 2019 года, является ненадлежащей, нарушает требования пункта 2 части 3, части 7 статьи 5 Закона л рекламе, ФАС России правомерно принято Решение от 07.11.2019 по делу N 08/05/5-129/2019.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Так как АО "Райффайзенбанк" нарушено законодательство о рекламе при распространении рекламы карты "#всёсразу" в эфире телеканалов "Россия 1", "ТНТ", "ТВ-3", "СТС" в июне-июле 2019 года, в действиях Банка имеется объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия всех возможных и достаточных мер для соблюдения законодательства о рекламе при распространении указанной рекламы, заявитель не представил.
Таким образом, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Банком требований.
Оснований для применения, в данном случае, положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается. Размер штрафа применен в пределах санкции ч.1 ст.14.3 КоАП.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу. Законодательство о рекламе было нарушено Банком при распространении указанной рекламы.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2020 года по делу N А40-328952/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить АО "Райффайзенбанк" из федерального бюджета 3.000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 484844 от 29.07.2020 за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-328952/2019
Истец: АО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК"
Ответчик: Федеральная антимономольная служба