г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-51539/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
Судей Елоева А.М., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хыбыртовой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2020,
принятое судьей Михайловой Е.В. (шифр судьи 133-349)
по делу N А40-51539/20
по иску Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
(ОГРН 1187746841050, 125009, город Москва, Вознесенский переулок, дом 22)
к Индивидуальному предпринимателю Сетюковой Жанне Юрьевне (ИНН 771904637494, ОГРНИП 309774629500993)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратился Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Сетюковой Жанне Юрьевне о взыскании 1 185 826 рублей 39 копеек, из которых: сумма основного долга 500 000 рублей; неустойка, рассчитанная на дату составления искового заявления 685 826 рублей 39 копеек; указать в резолютивной части Решения, что взыскание Договорной неустойки в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ осуществляется за каждый день просрочки с 28.12.2019 до даты возврата бюджетных средств в Казну города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 года по делу N А40-51539/20 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, именуемый в дальнейшем "Департамент", с одной стороны, и Индивидуальный предприниматель Сетюкова Жанна Юрьевна, являющаяся начинающим субъектом малого предпринимательства в городе Москве именуемый в дальнейшем "Предприниматель", с другой стороны, заключили договор от 15.12.2011 N 700/11-МП/ВАО о предоставлении начинающим предпринимателям целевых бюджетных средств в форме субсидии (далее -Договор).
В соответствии с п. 1.1. и п. 2.1. Договора Департамент предоставил Предпринимателю целевые бюджетные денежные средства в рамках реализации проекта "Диверсификация видов деятельности Индивидуального предприятия путем приобретения автотранспортных средств коммерческого назначения" (далее - Проект) в размере 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
В соответствии с п. 3.3.1. Предприниматель обязуется использовать в срок до 31.10.2013 (Дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) бюджетные средства, полученные от Департамента по целевому назначению в соответствии со Сметой расходов (Приложение N1 к Договору), а также осуществить в срок до 31.10.2013 (Дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек (п. 3.3.2. Договора).
В соответствии с условиями Договора (п. 3.3.4. Договора) Предприниматель обязан обеспечить в срок с 01.12.2011 по 31.12.2015 (Дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных ТЭО. Создать не менее 5 (Пяти) рабочих мест (п. 7.1. Договора). Для молодежи (включая студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования) 1 (Одно) рабочее место, для лиц с ограниченными возможностями 1 (Одно) рабочее место (п. 7.1.1. и 7.2.2. Договора).
В целях контроля целевого использования бюджетных средств Департамент и Предприниматель предусмотрели в Договоре порядок и форму отчетности, подтверждающие целевое использование бюджетных средств.
Согласно п. 5.1.1. Договора, Предприниматель обязан не позднее 30.11.2013 "Дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) предоставить Департаменту отчет о расходовании бюджетных средств по форме, приведенной в Приложении N 2 к Договору. В соответствии с п. 5.1.2. Договора, Предприниматель обязан не позднее 30.11.2013 дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) предоставить Департаменту отчет о финансировании Проекта за счет собственных средств в размере не менее 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек по форме Приложения N2 к Договору.
В отчет о расходовании бюджетных средств и собственных средств включаются затраты, произведенные в период с 22.10.2009 по 31.10.2013 (Дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) при условии, что расходы осуществлялись в рамках реализации Договора и предусмотрены Сметой расходов.
В соответствии с п. 5.2. Договора не позднее 31.01.2016 (Дополнительное соглашение N 2 от 23.08.2013) Предприниматель обязан предоставить содержательный отчет о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе о выполнении социально-экономических показателей, предусмотренных ТЭО. В случае если срок реализации Проекта и достижения социально-экономических показателей, Предусмотренных ТЭО, составляет более одного года, Предприниматель предоставляет отчет ежегодно не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом.
Согласно п. 5.3. Договора отчеты предусмотренные п. 5.1. и п. 5.2. Договора предоставляются с приложением подтверждающих документов (договоров, транспортных накладных, платежных документов, счетов и т.д.).
Согласно п. 3.1.4. Договора Департамент обязан осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных ИП.
В соответствии с п. 3.3.6. Договора в течение трех лет с момента окончания Договора (26.02.2016 п. 10.1. Договора с учетом Дополнительного соглашения N 2 от 23.08.2013) Предприниматель обязуется предоставлять по первому требованию Департамента или уполномоченной организации всю запрашиваемую (расчетную, финансовую и пр.) документацию для анализа хозяйственно-финансовой деятельности Предпринимателя, проверки целевого использования предоставленных бюджетных Средств, контроля за исполнением Предпринимателем обязательств по Договору.
В соответствии с п. 5.7. в случае выявления факта нецелевого использования Бюджетных средств, а также при не предоставлении в срок отчетов, предусмотренных п. 5.1. и 5.2. Договора Предприниматель в бесспорном порядке по письменному требованию Департамента производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в Бюджет города Москвы.
Согласно п. 6.2. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, при невыполнении мероприятий Проекта, в том числе не достижении социально-экономических показателей, предусмотренных ТЭО, а также при непредставлении в срок отчетов, предусмотренных п. 5.1. и 5.2. Договора Предприниматель обязуется уплатить неустойку - проценты за пользование соответствующими бюджетными средствами, в размере двойной ставки рефинансирования Банка России за период с даты предоставления Департаментом Предпринимателю бюджетных средств до даты их поступления в бюджет города Москвы.
Как утверждает, истец, направленное им требование о возврате бюджетных средств, осталось без ответа, в связи с чем, у Предпринимателя образовалась задолженность перед Департаментом в размере в размере 500 000 (Пятьсот тысяч) рублей 00 копеек суммы основного долга и суммы договорной неустойки. Неустойка начисляется с 15.12.2011 по 27.12.2019 (дата подачи искового заявления) и составляет 685 826 (Шестьсот восемьдесят пять тысяч восемьсот двадцать шесть) рублей 39 копеек (расчет прилагается).
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции, оценив в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В обоснование своих требований Департамент утверждает, что в нарушение условий Договора до настоящего времени Предприниматель не обеспечил выполнение в полном объеме комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе не достиг социально-экономических показателей реализации Проекта и не предоставил Департаменту необходимую отчетную документацию.
Однако, содержательный отчет, предусмотренный п. 5.2 Договора был передан 07.09.2016 г. сотруднику ГБУ "Малый бизнес" по ВАО г. Москвы под роспись в соответствии с п.3.3.5. Договора.
Отчет содержал информацию о частичном выполнении мероприятий, предусмотренных Договором, объяснение причин частичного выполнения, а также предложение о рассмотрении возможности прекращения (расторжения) Договора в связи с изменением существенных обстоятельств.
Таким образом, Департамент в лице уполномоченного лица должен был узнать о возможном нарушении своего права обусловленного исполнением спорного Договора, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности утверждения ответчика о том, что течение срока исковой давности по делу N А40-51539/20-133-349 началось с 07.09.2016 - в день, когда указанный отчет, с учетом того обстоятельства, что такой отчет предоставляет по требованию Департамента в порядке п. 3.3.6. Договора
На основании ст. 195 ГК РФ судебная защита нарушенных прав гарантируется в пределах срока исковой давности.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ установлено, что по общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Содержательный отчет от 07.09.2016, предусмотренный п. 5.2 Договора содержал информацию о частичном выполнении мероприятий, предусмотренных Договором, объяснение причин частичного выполнения, а также предложение о рассмотрении возможности прекращения (расторжения) Договора в связи с изменением существенных обстоятельств. Однако никаких переговоров об условиях расторжения (прекращения) Договора, как это предусмотрено п. 6.4.Договора Департаментом инициировано не было.
В материалах дела так же отсутствуют доказательства того, что какие-либо документы (в том числе требования, претензии, акты о выявленных недостатках и т.д.) направлялись в адрес Ответчика в период с 08.09.2016 (как утверждает Истец) по 07.07.2020.
Таким образом, срок на защиту права Департамента истек, что является дополнительным основанием для отказа в иске.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы, изложенные в жалобе, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и п. 5.7. Договора возврат субсидии может быть произведен в случае нарушения получателем условий, установленных при их предоставлении и в порядке, определенном соответствующими нормативными правовыми актами (Договором) при наличии надлежащих доказательств фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Пунктом 5.6. Договора установлены следующие основные требования, нарушение которых влечет за собой возврат субсидии:
неисполнение обязательства вложения собственных средств в реализацию проекта;
использование полученных бюджетных средств на цели, непредусмотренные сметой по договору.
При и принятии решения об отказе в иске Суд первой инстанции принял во внимание документы ответчика, подтверждающие надлежащее выполнение условий, установленных в п. 5.6. Договора, а именно:
- отчет об использовании бюджетных средств с сопроводительным письмом от 15.03.2012 (п. 5.1.1 Договора в ред. Дополнительного соглашения N 2 от 23.08.2013);
- отчет о финансировании проекта за счет собственных средств с сопроводительным письмом от 26.07.2012 (п. 5.1.2 Договора в ред. Дополнительного соглашения Ж 2 от 23.08.2013):
- содержательный отчет от 07.09.2016 о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, включая выполнение социально-экономических показателей, предусмотренных ТЭО. (п. 5.2. Договора в ред. Дополнительного соглашения N 2 от 23.08.2013).
Указанные документы были переданы представителям уполномоченной организации в порядке, установленном п. 5.3. Договора.
Кроме того, 27.04.2013 г. представителем Департамента Д.А. Беспалым была проведена выездная проверка на предмет фактического ведения предпринимательской деятельности, результаты которой отражены в отчете проверяющего, что дополнительно свидетельствует в пользу ответчика (прилагается).
Довод Истца о неприменении Судом цервой инстанции пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым срок исковой давности устанавливается в 5 лет также представляется несостоятельным, поскольку положения статьи 93.4 в целом регулируют межбюджетные отношения Российской Федерации с субъектами РФ, субъектов РФ с муниципальными органами и образованиями и т.д., в том числе по поводу субсидий, выдаваемых на возвратной и возмездной основе.
Таким образом, данная норма не применима к правоотношениям между ответчиком и истцом в силу п. 2.1. Договора.
Довод истца о неверном толковании доказательств в части прерывания срока исковой давности в связи с передачей прав по взысканию бюджетных денежных средств от Департамента инвестиционной и промышленной политики г. Москвы (ИНН 7710071979) к Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы (ИНН 9710068955), созданному в декабре 2018 г., также подлежит отклонению, так как в силу статьи 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга и только. Таким действием в рамках настоящего арбитражного дела, является содержательный отчет ответчика от 07.09.2016 г. по итогам рассмотрения которого, исходя из логики Договора, и должно было приниматься решение о дальнейших действиях сторон.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 11,12, 309, 310, 330, 421 ГК РФ и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 г. по делу N А40- 51539/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51539/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Сетюкова Жанна Юрьевна