г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А40-325774/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июня 2020 г. по делу N А40-325774/19 (145-880)
по заявлению ООО "Орто Медикал Групп"
к Московской областной таможне
об обязании возвратить излишне взысканные денежные средства,
при участии:
от заявителя: |
Привалова А.Ю. по дов. от 18.11.2019; |
от ответчика: |
Сидоренков Д.А. по дов. от 04.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Орто Медикл Групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможня, МОТ) о признании незаконными Решений от 19.12.2019 по ДТ 10013160/100719/0247448 и от 20.12.2019 ДТ 10013160/260219/0026651, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Орто Медикл Групп" путем возврата излишне взысканных денежных средств.
Решением от 10.06.2020 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления отказать. По мнению, таможенного органа, отказ в возврате платежей был обоснован, так как таможней отказано заявителю во внесении изменений в ДТ в части кода товара.
От заявителя поступил отзыв, в котором он просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить, вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Орто Медикл Групп" по ДТ N 10013160/260219/0026651, N 10013160/100719/0247448 осуществило ввоз на территорию Российской Федерации медицинские изделия "обувь ортопедическая готовая (КОД ОКПД 2 32.50.22.150)- обувь ортопедическая малосложная для взрослых: ботинки типа кроссовых, на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из текстильных материалов". Изг. Беркеманн" и "обувь ортопедическая малосложная для взрослых: сабо женские, сабо мужские на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из фетра. Изг. Беркеманн" по грузовым таможенным декларациям: N10013160/260219/0026651, товар N16; N 10013160/100719/0247448 товар N2 и N4.
На добавочных листах к ГТД в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделия: ALLEGRA, Артикул 05450-ХХХ; ALLEGRO, Артикул 05550- ХХХ; ALLISSIA, Артикул 05451-XXX, LEANA EXTRA Артикул 01560-ХХХ, MIRKO Артикул 05710-ХХХ в ассортименте размерного ряда и цветового исполнения.
26.02.2019 заявителем осуществлена уплата таможенных платежей 26.02.2019
23.10.2019 года Общество направило в Московскую областную таможню заявления о внесении изменений в таможенные декларации N 10013160/260219/0026651, N 10013160/100719/0247448 с корректировками к указанным декларациям.
Декларант (Заявитель) откорректировал следующие графы деклараций: в гр.33 кода товара изменен на код ТН ВЭД 9021101000 "приспособления ортопедические", в гр.36 "Преференция" указан код классификатора льгот "ГП", что в соответствии с Классификатором по уплате таможенных платежей (утв. Решением Комиссии Таможенного Союза 20.09.2010 N 378) подтверждает "Освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию протезно-ортопедических изделий".
В гр.44 "Доп. информация" указал документы и основания, подтверждающие льготы: ссылка на пп.1 п.2 ст.149 НК РФ, ПП РФ N 1042 от 30.09.15, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12632 от19.12.2017 и декларацию о соответствии РОСС DЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.18 (сроком действия до 01.02.2021).
В гр.47 "Исчисление платежей" в колонке "СП" (специфика платежа) указано "УН" (условно начислено) и суммы НДС, подлежащие возврату по каждой ГТД, "УМ" (платеж не уплачивается) - 0 руб.
В комплекте предоставленных документов присутствовали документы, подтверждающие факт "лишней уплаты НДС, в том числе: чеки квитанций об оплате по всем таможенным декларациям, а именно: от 26.02.2019 N 0123 и N 0124, регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 12.2017 N ФСЗ 2012/12632 и декларация о соответствии РОСС DЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.18; Регистрационное удостоверение от 19.12.2017 NФСЗ 2012/12632, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, подтверждает, что изделие является медицинским и допущено к обращению на территории России; Декларация о соответствии РОСС DЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.18 подтверждает надлежащее качество изделия.
24.10.2019 ООО "Орто Медикл Групп" также обратилось в Московскую областную таможню с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 897 373,91 руб.
В срок, установленный законодательством, таможенный орган не осуществил возврат уплаченного Заявителем налога, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом положений ст.ст. 4, 198, 200 АПК РФ, положений Таможенного кодекса Евразийского экономического Союза, Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", исходил из того, что у таможенного органа не было оснований для отказа в удовлетворении заявления декларанта о внесении изменений в поданные декларации, так как код товара изначально был неверно указан Обществом. Соответственно декларантом были излишне уплачены таможенные платежи.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с п.5. и п.6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта
обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов. (п. 3 ст. 49 ТК ЕЭС).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ:
-медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения;
- протезно-ортопедических изделий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 г. N 1042 (в редакции ПП от 20.03.2018 N 307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию РФ не подлежат обложению (освобождаются от обложения НДС). В данном Перечне в разделе IV. "Протезно-ортопедические изделия", в п.45 указаны "обувь ортопедическая (сложная и малосложная)".
Согласно сведениям в ГТД и регистрационному удостоверению на медицинское изделие Заявителем ввезена "обувь ортопедическая готовая (КОД ОКПД2 32.50.22.150)
- обувь ортопедическая малосложная для взрослых: ботинки типа кроссовых на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из "Остальных материалов" и "обувь ортопедическая малосложная для взрослых: сабо женские, сабо мужские на подошве из резины с длиной стельки 24 см и более с верхом из фетра", которые относятся к коду 32.50.22.150 - Обувь ортопедическая и стельки ортопедические, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
Таким образом, обувь ортопедическая, ввезенная Заявителем относится к медицинским изделиям, ввоз которых освобожден от налога на добавленную стоимость, при этом Заявитель осуществил ввоз медицинских изделий, уплатив НДС в размере 18%.
Поскольку в силу закона ввезенный товар Обществом не подлежит налогообложению, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Заявитель имеет право на возврат излишне уплаченных в составе таможенных платежей сумм НДС.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
В Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" в Примечании к Группе 64 "Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" в п.1 указано "В данную группу не включаются: (д) ортопедическая обувь или другие ортопедические приспособления, или их детали или части (товарная позиция 9021)".
Основным критерием отнесения ортопедической обуви к группе 9021 является ее назначение - профилактика инвалидности или реабилитации инвалидов. Именно данные товары отнесены Налоговым кодексом РФ и Правительством РФ к группе, которая имеет налоговые льготы при их ввозе на территорию страны, поскольку именно медицинское назначение товара играет первостепенную роль.
Товары группы 64 "Обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" не имеют специального медицинского назначения, направленного на восстановление здоровья людей, в связи с чем, классификация ортопедической обуви по кодам группы 64 является неверной.
Экспертные заключения ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 12.03.2018 N 12 исх. и от 06.09.2019 N 34758/1/2019 подтверждают, что медицинские изделия по регистрационному удостоверению от 19.12:2017 NФСЗ 2012/12632, включая артикулы 05450-ХХХ ALLEGRA, 05550-ХХХ ALLEGRO, 05451-XXX ALLISSIA, 01560-ХХХ LEANA EXTRA, 05710-ХХХ MIRKO являются малосложной ортопедической обувью, т.е. предназначены для людей с умерено выраженными нарушениями статодинамической функцией. По способу изготовления данная обувь является - ортопедической обувью на подбор. В изделиях присутствуют элементы профилактической коррекции стопы, рекомендуемые для малосложной обуви -детали низа обуви, такие как формованная подошва и стельки с элементами ортопедии, имеющие профилированную форму внутренней поверхности. Пяточная часть стельки выполнена с ложементом и наличием "шварцового кольца" для профилактической коррекции пяточной шпоры. В стельке присутствуют также выкладки внутреннего продольного и поперечного сводов, в носочной части стелек присутствует подпальцевый валик, препятствующий смещению стопы в обуви во время ходьбы. Применение текстильных материалов, для изготовления ортопедической обуви, регламентировано ГОСТ Р 54407-2011 "Обувь ортопедическая. Общие технические условия". Соответствие представленной на экспертизу обуви указанному ГОСТ подтверждается декларацией о соответствии N РОСС DЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.2018 г.
Учитывая вышеизложенное, доводы таможенного органа о том, что ввезенный товар следует отнести к 64 группе ТН ВЭД, являются неверными, не основанными на описании товарных позиций и пояснений к коду "9021", так как ортопедическая обувь для профилактики и реабилитации инвалидности должна классифицироваться по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 9021101000 "приспособления ортопедические". При этом таможенный орган не вправе самостоятельно определять медицинские свойства товара.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, влекущих отмену судебного акта в любом случае, не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2020 г. по делу N А40- 325774/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-325774/2019
Истец: ООО "ОРТО МЕДИКЛ ГРУПП"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ