Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 декабря 2020 г. N Ф05-26215/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А40-228402/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Панкратовой Н.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на определение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года
по делу N А40-228402/17, принятое судьей Васильевой И.А. (50-1896),
по иску: 1) Правительства Москвы (ОГРН 1027739813507, ИНН 7710489036);
2) Департамента городского имущества города Москвы
(ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674)
к Индивидуальному предпринимателю Мамедову Махиру Юсиф Оглы
(ОГРНИП 304770000422680, ИНН 771500908822)
третьи лица: 1) Управление Росреестра по г. Москве;
2) Префектура Северо-Восточного административного округа г. Москвы;
3) Мосгосстройнадзор;
4) Госинспекция по недвижимости;
5) АО "ДИКСИ ЮГ",
о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права,
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: от 1-го: Пятлин Н.Н. по доверенности от 29 ноября 2019 года
от 2-го: Пятлин Н.Н. по доверенности от 11 сентября 2020 года,
диплом N КБ 67783 от 25 мая 2012 года;
прочие: не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об изменении способа исполнения Постановления Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2020 г. по делу N А40-228402/17-50-1896.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом истцы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят определение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Прочие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.08.2019 г. в удовлетворении исковых требований Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы к Индивидуальному предпринимателю Мамедову Махиру Юсиф Оглы отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2019 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2019 года по делу N А40-228402/17 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2019 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 16 августа 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2019 года по делу N А40-228402/2017 отменены. Суд признал самовольными постройками пристройку площадью 30 кв.м (входная группа), пристройку площадью 5,1 кв.м (для складирования продуктов питания) и пристройку (помещение IV, комнаты 1, 2, 13, 14) площадью 83,9 кв.м к нежилому помещению (кадастровый номер 77:02:0023005:3521), к зданию по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 11; обязал индивидуального предпринимателя Мамедова Махир Юсиф оглы привести нежилое помещение (кадастровый номер 77:02:0023005:3521), в здании по адресу: г. Москва, ул. Павла Корчагина, д. 11 в первоначальное состояние путем сноса самовольных построек (пристройки площадью 30 кв.м (входная группа), пристройки площадью 5,1 кв.м (для складирования продуктов питания), пристройки (помещение IV, комнаты 1, 2, 13, 14) площадью 83,9 кв.м к зданию), предоставив в случае неисполнения решения суда в течение месяца с момента вступления его в законную силу право Правительству Москвы в лице Префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы с участием Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги Северо-Восточного административного округа города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольных построек, а также обеспечить благоустройство освобожденной территории с последующим возложением на ответчика расходов. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
В обосновании заявления заявитель ссылается на то, что Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2019 N 1226-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" в п.2.3 внесены изменения, в результате чего начиная с 20.09.2019 снос самовольных построек (освобождение земельных участков) на основании судебного акта осуществляется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В связи с указанным обстоятельством, заявитель просит изменить способ исполнения постановления Арбитражного суда Московского от 22.02.2020 г. предоставив право принудительного сноса Правительству Москвы в лице Госинспекции по недвижимости города Москвы.
В соответствии со ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из положений статьи 324 АПК РФ изменение способа или порядка исполнения решения направлено на обеспечение реального исполнения решения, поэтому такое изменение возможно в случае, когда будет установлено, что в противном случае реальное исполнение судебного акта и восстановление признанных судебным решением прав не будет достигнуто либо такое исполнение будет затруднено.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Такое изменение должно быть направлено на достижение цели исполнения судебного акта.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 N 467-О Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
При этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
Изменением способа и порядка исполнения судебного акта является замена одного вида исполнения другим. Изменение способа исполнения судебного акта возможно только в пределах заявленных требований и в соответствии с фактами, установленными решением суда.
Положения указанной нормы устанавливают гарантии реализации прав граждан и организаций на надлежащее и своевременное исполнение вступивших в законную силу судебных актов в тех случаях, когда такое исполнение первоначальным способом невозможно или затруднено. Положения указанной нормы права применимы и к случаям, когда изменение порядка и способа исполнения одного судебного акта необходимо для исполнения другого судебного акта, который без такого изменения невозможно исполнить.
В настоящем случае, обращаясь с заявлением об изменении порядка и способа исполнения судебного акта, заявитель фактически ставит вопрос не об изменении порядка и способа исполнения судебного акта, в порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а о внесении изменений в резолютивную часть вступившего в законную силу судебного акта, что нельзя признать допустимым.
Само по себе внесение изменений в правовые акты города Москвы, на основании которого определен орган, ответственный за снос самовольных построек, не препятствует исполнению постановлению суда округа, ввиду отсутствия в нем противоречий и неточностей, допускающих расхождения в понимании и целях присужденного истцам права.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого определения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 части 4 статьи 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2020 года по делу N А40-228402/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228402/2017
Истец: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Мамедов Махир Юсиф Оглы
Третье лицо: АО "ДИКСИ ЮГ", Госинспекция по недвижимости г.Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Префектура Северо-Восточного административного округа г. Москвы, Управление Росреестра по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26215/19
02.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42259/20
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-26215/19
13.11.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57844/19
16.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228402/17
04.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228402/17