город Томск |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А03-2788/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (N 07АП-7898/2020) на решение от 14.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2788/2020 (судья Мищенко А.А) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ИНН 2225126800, ОГРН 1112225015308), г. Барнаул, Алтайский край к Управлению имущественных отношений Алтайского края (ИНН 2221017172, ОГРН 1022200918376), г. Барнаул, Алтайский край о признании незаконными действий по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:80, расположенного по адресу: г. Барнаул (прилегающий к северо-восточной границе земельного участка по адресу: улица Понтонный Мост, 90 В) для строительства склада при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - КГКУ "Фонд имущества Алтайского края", г. Барнаул.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Бабичева Н.В., доверенность от 18.02.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (Далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (Далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, Алтайкрайимущество) о признании незаконными действий по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:80, расположенный по адресу: г. Барнаул (прилегающий к северовосточной границе земельного участка по адресу: улица Понтонный Мост, 90 В) для строительства склада.
В судебном заседании суд первой инстанции принял уточненные требования заявителя, который просил признать незаконными действия Управления имущественных отношений Алтайского края по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:80, расположенного по адресу: г. Барнаул (прилегающий к северо-восточной границе земельного участка по адресу: улица Понтонный Мост, 90в) для строительства склада. Обязать Управление имущественных отношений Алтайского края принять меры по устранению допущенных нарушений и провести повторный аукцион на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:80, расположенного по адресу: г. Барнаул (прилегающий к северо-восточной границе земельного участка по адресу: улица Понтонный Мост, 90в) для строительства склада.
Определением от 04.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены КГКУ "Фонд имущества Алтайского края" (Далее по тексту - третье лицо, Фонд имущества).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что что действия управления имущественных отношений по организации и проведению аукциона являются незаконными, поскольку изменился основной вид разрешенного использования земельного участка, в связи с изменением его территориальной зоны.
По мнению Заявителя, организатором торгов были грубо нарушены сроки размещения извещения о проведении торгов. В настоящее время земельный участок, в отношении которого уже проведен аукцион, невозможно использовать в соответствии с его разрешенным видом использования. Управлением в нарушение требований к извещению о проведении аукциона, предусмотренные частью 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ не были размещены сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженернотехнического обеспечения, сведения о возможности подъезда с улицы Понтонный мост через земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:14 являются недостоверными, сведения о частичном расположении в охранной зоне сети электроснабжения также, по мнению Общества, недостоверны. В извещении о проведении аукциона и в аукционной документации представлены Технические условия N 805 от 05.08.2019 ООО "Барнаульский Водоканал", связанные исключительно с водоснабжением и водоотведением. Другие технические условия или мотивированные отказы в выдаче указанных условий отсутствуют.
Управление в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили.
На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06 декабря 2019 года, на сайтах Управления имущественных отношений Алтайского края и КГКУ "Фонд имущества Алтайского края" было опубликовано извещение о проведении 06.02.2020 аукциона на право заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:80, расположенный по адресу: г. Барнаул (прилегающий к северо-восточной границе земельного участка по адресу: улица Понтонный Мост, 90в) для строительства склада. Согласно данному извещению прием заявок и документов от претендентов производится с 09.12.2019, но не позднее 03.02.2020.
20 января 2020 года ООО "Прогресс", ознакомившись с извещением о проведении аукциона, содержащим сведения с учетом требований части 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ, подало заявку на участие в торгах.
24 января 2020 года на сайтах управления имущественных отношений Алтайского края и КГКУ "Фонд имущества Алтайского края" было размещено уточнение извещения о проведении аукциона, которое также было направлено в адрес ООО "Прогресс" по электронной почте (л.д. 27, т.1). Согласно уточнению, в информации извещения вместо слов "Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства территориальной зоны производственных и коммунальноскладских объектов III класса опасности по санитарной классификации (П.3) установлены частью 2 ст. 72 Правил" читать "Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства территориальной зоны размещения объектов автомобильного и воздушного транспорта (ИТ-2) установлены ст. 83 Правил". Данные изменения связаны с принятием Барнаульской городской Думой решения от 25.12.2019 N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края".
По результатам аукциона 06.02.2020 на основании Протокола N 5\2 от 06.02.2020 г. ООО "Прогресс" было признано победителем торгов с ценой продажи 8 800 000 рублей
13 февраля 2020 года ООО "Прогресс" был вручен проект договора аренды спорного земельного участка, для подписания и представления в управление в течение 30 дней со дня его направления.
Проанализировав действия и документы, связанные с организацией и проведением аукциона, победитель торгов, посчитав действия Управления имущественных отношений Алтайского края по организации и проведению торгов незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что что Общество злоупотребляет своим правом на судебную защиту, поскольку у всех участников аукциона, были равные права, как на ознакомление с аукционной документацией, так и на осмотр земельного участка.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий(бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на заявителе
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со статьёй 39.11 Земельного кодекса РФ.
Согласно пунктам 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте РФ в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, а также публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).
Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. При этом в протоколе указываются сведения, перечисленные в пункте 15 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.
На основании статьи 39.11 Земельного кодекса РФ Алтайкрайимуществом принято решение о проведении работы по подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 2964 кв.м,, с кадастровым номером 22:63:020417:80, расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул (прилегающий к северо-восточной границе земельного участка по адресу: ул. Понтонный Мост, 90в, далее - земельный участок), для строительства склада.
Из материалов дела следует, что извещение о проведении 06.02.2020 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (Лот N 2) было размещено на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru, официальном сайте Алтайкрайимущества www.altairegion-im.ru, а также опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" от 07.12.2019 N 185 (5077). Извещение о проведении аукциона содержало в себе все сведения, предусмотренные пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
В связи с изменением местонахождения организатора аукциона, в извещение о проведении аукциона были внесены изменения в части места проведения аукциона и контактных данных организатора аукциона. Данные изменения были также опубликованы в газете "Вечерний Барнаул" от 24.12.2019 N 193.
Согласно опубликованному извещению о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка прием заявок и документов от претендентов, ознакомление с документами о предмете аукциона и условиями его приобретения производятся с 09.12.2019, но не позднее 03.02.2020.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 05.02.2020 N 5/2, на участие в аукционе было подано 4 заявки, среди которых была и заявка Общества (заявка от 20.01.2020 N9).
В связи с принятием Барнаульской Городской Думой решения от 25.12.2019 N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (далее - Правила N 447), в части информации в отношении предмета аукциона в информационное извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка были внесены изменения, которые 26.01.2020 были размещены на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru, официальном сайте Алтайкрайимущества www.aItairegion-im.ru, а также опубликованы в газете "Вечерний Барнаул" от 27.01.2020 N 10 (5098).
Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулировано статьёй 39.12 Земельного кодекса РФ.
По результатам проведения аукциона (протокол от 06.02.2020 N 5/2) победителем торгов было признано ООО "Прогресс". В связи с чем, на основании статьи 39.12 Земельного кодекса РФ Алтайкрайимуществом был подготовлен проект договор аренды земельного участка, который был направлен в адрес Общества для подписания (письмо от 12.02.2020 N 48/1598). Указанное письмо и проект договора аренды земельного участка в количестве 4 экземпляров 13.02.2020 были получены директором Общества Ержениной Е.Ф. Договор аренды Обществом не подписан.
После окончания аукциона и признания Общества его победителем, посчитав, что действия Алтайкрайимущества по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд После окончания аукциона и признания Общества его победителем, посчитав, что действия Алтайкрайимущества по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд.
При изложенных обстоятельствах, судом обоснованно отклонен довод заявителя о том, что у заинтересованного лица имелись основания для продления срока приема заявок, приостановления и отмены аукциона, поскольку действующими нормами гражданского и земельного законодательства не предусмотрено внесение изменений в извещение о проведении аукциона.
Согласно статье 448 Гражданского кодекса РФ извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения. Аналогичные нормы закреплены и в пункте 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
В рассматриваемом случае извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и официальном сайте Алтайкрайимущества www.altairegion-im.ru 06.12.2019, а также опубликовано в информационном сообщении в газете "Вечерний Барнаул" от 07.12.2019 N 185 (5077). Аукцион состоялся 06.02.2020.
То есть, между опубликованием извещения и проведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка прошло более 30 дней, что соответствует статье 448 Гражданского кодекса РФ, пункту 19 статьи 39.11 ЗК РФ.
Решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" с 25.12.2019 г. утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (Далее - Правила N 447), и признаны утратившими силу Решение БГД от 09.10.2012 N 834 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края", а так же все Решения, вносившие изменения и дополнения в решение городской Думы от 09.10.2012 N 834.
В связи с утверждением новых Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края 26.01.2020 на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru, официальном сайте Алтайкрайимущества www.altairegion-im.ru, а также в газете "Вечерний Барнаул" от 27.01.2020 N 10 (5098) организатором торгов было размещено информационное сообщение о внесении изменений в извещение о проведении 06.02.2020 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Изменения были внесены в части информации в отношении предмета аукциона в связи с принятием Правил N 447.
Кроме того, в извещении было указано, что использование земельного участка для строительства склада возможно при условии проведения специальных защитных мероприятий и возведения сооружений инженерной защиты, а также применения сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод; использование участка также необходимо осуществлять с учетом положений статьи 83 Правил N 447; предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства территориальной зоны размещения объектов автомобильного и воздушного транспорта (ИТ-2) установлены статьей 83 Правил; предельное количество надземных этажей для видов разрешенного использования нежилого назначения устанавливается в соответствии с нормативами градостроительного проектирования Алтайского края; максимальный процент застройки в границах земельного участка - не устанавливается Правилами, определяется в соответствии с назначением объекта и соблюдением положений статьи 56 Правил N 447.
Между тем, не применять вступившие в законную силу 25.12.2019 г. Правила N 447 Алтайкрайимущество не могло, поскольку при образовании земельного участка (в том числе в целях проведения аукциона), и его предоставлении необходимо учитывать документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, проект планировки территории, землеустроительную документацию, положения об особо охраняемой природной территории, наличие зон с особыми условиями использования территорий, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (статьи 11.9,11.10 ЗК РФ).
То есть какие-либо основания для приостановления, переноса даты, и тем более для отмены аукциона отсутствовали. Более того, на момент опубликования извещения о проведении 06.02.2020 аукциона организация и порядок проведения аукциона (в том числе сроки проведения торгов), предусмотренные статьей 448 Гражданского кодекса РФ, статьей 39.12 ЗК РФ, организатором не нарушены.
Общество, как участник аукциона, было уведомлено КГКУ "Фонд имущества Алтайского края" (письмо от 24.01.2020 N 34) о внесении изменений в извещение о проведении аукциона, в связи с принятием Правил N 447.
Зная о данном обстоятельстве, а также об условиях, на которых будет заключаться договор аренды, Общество, если оно полагало, что действия Алтайкрайимущества по организации и проведении аукциона являлись незаконными, могло отозвать свою заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, что предусмотрено пунктом 7 статьи 39.12 ЗК РФ, либо обратиться в Антимонопольный орган или в суд с требованиями о признании незаконными действий Управления. Однако Общество этим правом не воспользовалось.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что в настоящее время земельный участок, в отношении которого уже проведен аукцион невозможно использовать в соответствии с разрешенным видом использования, поскольку указанные обстоятельства не подтверждаются материалами дела.
В соответствии с техническим заключением от 12.07.2019 N 2924/01-18 земельный участок расположен в территориальной зоне производственных и коммунально-складских объектов III класса опасности по санитарной классификации (П.3), вид разрешенного использования земельного участка - склады (по классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540-6.9 склады). С таким видом разрешенного использования земельный участок поставлен на кадастровый учет.
В связи с принятием новых Правил N 447 Комитетом было актуализировано техническое заключение от 12.07.2019 N 2924/01-1, в соответствии с которым земельный участок расположен в территориальной зоне размещения объектов автомобильного и воздушного транспорта (ИТ.2), функциональное назначение объекта и разрешенное использование земельного участка для строительства склада, условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства согласно градостроительному регламенту территориальной зоны ИТ.2: склады (код (числовое значение) - 6.9).
Если земельный участок и (или) объект капитального строительства используется в соответствии с видом разрешённого использования, отнесённым к условно разрешённым на момент принятия Правил N 447, внесения изменений в Правила N 447, а также, если правовой акт о предоставлении земельного участка для целей, отнесённых Правилами N 447 к условно разрешённым видам использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства, принят до вступления в силу Правил N 447, внесения изменений в Правила N 447, то, как указано в части 2 статьи 32 Правил N 447, получение разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства не требуется.
Поскольку распоряжение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка принято Алтайкрайимуществом до вступления в силу Правил N 447, а также то, что земельный участок на кадастровый учет поставлен с видом разрешенного использования - склады и учтен в Едином государственном реестре недвижимости также до вступления в силу Правил N 447, получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не требуется, земельный участок можно использовать для строительства склада.
Судебная коллегия поддерживает обоснованный вывод суда первой инстанции о том, что не подтверждается материалами дела довод заявителя о том, что в извещении о проведении аукциона не были размещены в полном объеме сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что нарушает требования пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ
Согласно подпункту 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия, технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории).
В ходе выполнения работ по подготовке к проведению аукциона Алтайкрайимуществом от Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула было получено техническое заключение от 12.07.2019 N 2924/01-18 о разрешенном использовании земельного участка, согласно которому участок расположен в территориальной зоне производственных и коммунально-складских объектов III класса опасности по санитарной классификации (П.3), в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района, в водоохраной зоне реки Оби (левый берег), в зоне затопления паводком.
Кроме этого в техническом заключении Комитета указано, что рельеф участка сложный, участок частично огорожен, свободен от строений, на участке имеются инженерные сети: электроснабжение; подъезд к участку возможен с улицы Понтонный Мост через земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:14.
Указанная информация, предоставленная уполномоченным органом власти на решение вопросов местного значения в области градостроительной и архитектурной деятельности, была размещена на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru, официальном сайте Алтайкрайимущества www.altairegion-im.ru, а также опубликована в газете "Вечерний Барнаул" от 07.12.2019 N 185 (5077).
Сведения о том, что доступ к земельному участку обеспечен посредством доступа через соседний земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:14 также имелись и в Едином государственном реестре прав.
В целях формирования земельного участка Алтайкрайимуществом были получены технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения (технические условия ООО "Барнаульский водоканал" от 05.08.2019 N 805,), а также технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям энергоснабжения (технические условия ООО "Барнаульская сетевая компания" от 24.07.2019 N 04-29/674), в которых указано, что для обеспечения выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке, необходимо оформить сервитут для строительства объектов электросетевого хозяйства по земельному участку с кадастровым номером 22:63:020417:14. О необходимости установления сервитута в целях дальнейшего использования объектов инженерно-технического обеспечения было указано в извещении о проведении аукциона.
Таким образом, извещение о проведении 06.02,2020 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка содержало в себе все сведения, указанные в пункте 21 статьи 39.11 ЗК РФ.
Ссылка Общества на то, что извещение о проведении аукциона не содержало в себе сведений о частичном расположении земельного участка в охранной зоне сети электроснабжения, в силу не указания местоположения сети и ее охранной зоны на участке, и иных данных, позволяющих с достаточной точностью определить возможные ограничения и их влияние на возможность строительства определенного объекта, также опровергаются материалами дела, поскольку сведения о нахождении сети электроснабжения на обозначенном земельном участке отражены в техническом заключении, которое подготовлено Комитетом по Архитектуре и отражены в извещении о проведении аукциона. Отсутствие границ охранной зоны в сведениях государственного кадастрового учета не означает отсутствие нормативной охранной зоны сети электроснабжения.
Более того, исходя из местоположения сети электроснабжения на земельном участке, данная сеть, в том числе при установлении её охранной зоны, границы которой подлежат внесению в сведения государственного кадастрового учета, не может являться препятствием в целях использования земельного участка для строительства склада, что подтверждается положительным техническим заключением, подготовленным Комитетом.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что то обстоятельство, что вся информация о предмете аукциона, в том числе условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, условия и порядок проведения аукциона, в соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ были размещены на официальном сайте РФ в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Алтайкрайимущества (www.altairegion-im.ru), а также опубликованы в информационном сообщении (лот N 2) в газете "Вечерний Барнаул" от 07.12.2019 N 185 (5077). В данном сообщении также было указано, что "осмотр земельного участка на местности производится претендентами самостоятельно", а также, что претенденты имеют право ознакомиться документами о предмете аукциона и условиями его приобретения.
Таким образом, претенденты на участие в аукционе могли ознакомиться с полным пакетом документов о предмете аукциона и условиях его приобретения, а также осмотреть земельный участок на местности и при этом могли убедиться, что земельный участок пригоден для строительства и его, возможно, использовать в соответствии с целевым назначением.
При изложенных обстоятельствах, Общество, подавая заявку на участие в торгах по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, было осведомлено об условиях, на которых будет заключаться договор аренды, ознакомлено с аукционными документами в отношении земельного участка и информационным сообщением, размешенным на официальном сайте РФ в сети "Интернет" www.torgi.gov.ru, на официальном сайте Алтайкрайимущества (www.altairegion-im.ru) и опубликованным в газете "Вечерний Барнаул", с условиями подключения земельного участка к сетям инженернотехнического обеспечения.
Более того, Общество, имея заинтересованность в приобретении земельного участка, не было лишено возможности самостоятельно осмотреть земельный участок на местности и убедиться, что земельный участок пригоден для строительства и его возможно использовать в соответствии с целевым назначением.
Довод апеллянта о том, судом первой инстанции не были проанализированы юридические аспекты относительно сведений в Едином государственном реестре недвижимости об обеспечении подъезда с улицы Понтонный мост через земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:14, апелляционным судом отклоняется, исходя из следующего.
В силу положений действующего земельного законодательства при образовании земельного участка (в том числе в целях проведения аукциона) и его предоставлении необходимо учитывать документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, проект планировки территории, землеустроительную документацию, положения об особо охраняемой природной территории, наличие зон с особыми условиями использования территорий, а также предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков (статьями 11.9, 11.10 Земельного кодекса РФ).
В связи с чем, в ходе выполнения работ по подготовке к проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка Алтайкрайимуществом было получено у Комитета техническое заключение о разрешённом использовании земельного участка, в котором также было указано, что подъезд к земельному участку возможен с улицы Понтонный Мост через земельный участок с кадастровым номером 22:63:020417:14.
Сведения о возможности доступа к аукционному земельному участку посредством земельного участка с кадастровым номером 22:63:020417:14 содержались также в Едином государственном реестре недвижимости и в извещении о проведении аукциона. Кроме того, в извещении о проведении аукциона было указано, что претенденты на участие в аукционе не лишены возможности самостоятельно осмотреть земельный участок на местности, а также ознакомиться с документами о предмете аукциона и условиями его приобретения.
При таких обстоятельствах, Общество до участия в аукционе имело возможность ознакомиться с документами о предмете аукциона, осмотреть земельный участок на местности, установить наличие/отсутствие подъездных к нему путей, а также оценить предстоящие риски, в том числе касающиеся установления сервитута в целях подъезда к участку в судебном порядке.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что подав заявку на участие в аукционе, Общество тем самым подтвердило, что ознакомлено с имеющейся документацией на земельный участок, осмотрело его на местности, ознакомлено с проектом договора аренды и его условиями, а также убеждено, что земельный участок пригоден для строительства и его, возможно, использовать в соответствии с целевым назначением. Более того, Общество своими действиями (подача заявки на участие в аукционе, личное присутствие директора Общества Ержининой Е.Ф. на аукционе, подписание протокола об итогах аукциона) подтвердило своё действительное намерение заключить договор аренды земельного участка.
Кроме этого, положениями пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ определён исчерпывающий перечень случаев, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона.
Отсутствие прямого доступа к земельному участку с территории общего пользования в указанный перечень не входит.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что в судебном заседании не подтвердились доводы Общества о нарушениях, допущенных Алтайкрайимуществом при подготовке и проведении аукциона, а также доводы о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы апеллянта, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им была дана обоснованная на материалах дела оценка, оснований для пересмотра которой у апелляционного суда не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2788/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2788/2020
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Управление имущественных отношений Алтайского края (Алтайкрайимущество)
Третье лицо: КГБУ "Фонд имущества Алтайского края"