г. Вологда |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А05-74/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) на решении Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2020 года по делу N А05-74/2020,
УСТАНОВИЛ:
негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования "Аттестационный центр-безопасность труда" (ОГРН 1022900835363, ИНН 2902036383; адрес: 164507, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ленина, дом 46, офис 401; далее - НОУ "АЦ-БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонному) (ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980; адрес: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - управление, УПФ, фонд) о признании недействительным и отмене решения от 17.12.2019 N 039S19190007388 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2020 года заявленные учреждением требования полностью удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Учреждение в отзыв на апелляционную жалобу считает судебный акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа в части исходных сведений о застрахованных лицах за период с 2016 по 2018 годы УПФ составлен акт от 11.11.2019 N 039S18190007231, а также с учетом возражений заявителя принято решение от 17.12.2019 N 039S19190007388, которым НОУ "АЦ-БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА" привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 4 000 руб. за предоставление страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 указанного Закона.
Не согласившись с данным решением, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, именно УПФ обязано доказать факт недостоверности поданных заявителем сведений в предусмотренном законом порядке.
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения о страховом стаже предоставляются по форме СЗВ-СТАЖ, которая утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п (Приложение 1).
Этим же постановлением утверждены форма "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)" (Приложение 2); форма "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)" (Приложение 3); форма "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)" (Приложение 4).
Проанализировав в соответствии со статьей 71 АПК РФ предъявленные в дело доказательства, а также заявленные сторонами доводы, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Учреждение согласно его уставу создано для оказания образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам, при этом его основной задачей является дополнительное профессиональное образование и повышение знаний граждан и специалистов, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций.
В штатном расписании учреждения выделено структурное подразделение "Учебная мастерская", к которому отнесено восемь электрогазосварщиков.
Из акта проверки от 11.11.2019 N 039S18190007231 и решения УПФ от 17.12.2019 N 039S19190007388 следует, что в ходе проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении восьми конкретно указанных застрахованных лиц.
В материалы дела также предъявлены акт проверки достоверности представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц от 17.10.2019 N 366, в котором отражено, что в сведениях по страхователю, передаваемых в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1), при заполнении раздела 5 работникам в должности электрогазосварщика указан код льготы особых условий труда "27-2" за 2016-2018 годы.
Поскольку УПФ пришло к выводу, что периоды работы в НОУ "АЦ-БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА" в качестве электрогазосварщиков не могут быть учтены в специальный стаж исходя из специфики деятельности заявителя, то в индивидуальных сведениях обозначенных восьми работников неправомерно проставлен код "особые условия".
В связи с этим в акте от 17.10.2019N 366 учреждению предложено представить в УПФ корректирующие формы индивидуальных сведений о стаже за 2016-2018 годы на застрахованных лиц, работающих (работавших) в качестве электрогазосварщиков, убрав код "особые условия труда", как необоснованно указанный.
Кроме того, согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, фондом 31.10.2019 направлено учреждению уведомление об устранении выявленных ошибок и (или) несоответствий.
Письмами от 01.11.2019 N 190, от 13.11.2019 N 203 учреждение сообщило, что предоставление корректирующих форм индивидуальных сведений, указанных в акте от 17.10.2019 N 366, считает нецелесообразным, так как индивидуальные сведения о застрахованных лицах за период с 2016-2018 годы достоверны.
На основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утвержден Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается).
В соответствии с позицией 23200000-19756 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
На основании пунктов 4, 5 разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5), утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, работники опытных производств (заводов, цехов, участков, отделений или других структурных подразделений), входящих в состав научно-исследовательских, конструкторских организаций и образовательных учреждений, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с вышеуказанными Списками.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Управление последовательно отмечает, что раздел XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 не распространяется на работников лабораторий, отделов и мастерских учебных заведений, поскольку такие работники заняты не в производстве, а в учебном и научном процессах.
Вместе с тем, согласно пункту 7 разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5), утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Согласно пунктам 1 и 14 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 N 1-57-У "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10", Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Разделы Списков "Общие профессии", а также подраздел 5 раздела XI Списка N 1 и подраздел 12 раздела XIV Списка N 2 "Прочие профессии металлообработки" применяются независимо от того, на каких предприятиях и в организациях производятся работы, предусмотренные в этих разделах и подразделах.
Например, электросварщики ручной сварки и газосварщики, указанные в Списке N 2, разделе XXXI, имеют право на пенсию на льготных условиях независимо от того, где они работают: на машиностроительном заводе, железнодорожном транспорте, текстильной фабрике, металлургическом заводе и т.п.
Следовательно, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют работники организаций, где осуществляются работы, предусмотренные этими Списками.
Данный вывод суда первой инстанции управлением не опровергнут.
Помимо того, соответствующие сведения по персонифицированному учету в отношении данных представлялись управлению в ходе документарной проверки достоверности представленных страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как указано в справке N 1, являющейся приложением к акту от 17.10.2019 N 366, в подтверждение ежедневной занятости в течение полного рабочего дня на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (не менее 80 процентов рабочего времени) НОУ "АЦ-БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА" представлены протоколы квалификационной комиссии (выборочно за 2017-2018 годы), авансовые отчеты с кассовыми чеками по покупку расходных материалов, (выборочно за 2017-2018 годы), справки (табель) посещаемости занятий по курсу "Электрогазосварщик" за 2016-2018 годы (с указанием количества человек, посещающих вышеуказанный курс), наряды на работы (выборочно за 2016-2018 годы), счета-фактуры на покупку расходных материалов для электрогазосварки за 2016-2017 годы, штатное расписание с 2016 года, утвержденное 31.12.2015 (подразделение "учебная мастерская"), должностная инструкция электрогазосварщика, утвержденная директором учреждения Зыбиной А.В., карта N 25А специальной оценки условий труда (структурное подразделение - учебная мастерская), паспорта на сварочное оборудование.
Судом также правомерно принято во внимание письмо учреждения от 20.06.2018 N 63, в котором отмечено, что электрогазосварщики в течение всего рабочего дня производят работы согласно нарядов на работу, ежедневно фиксируя время выполнения работ. Также они являются наставниками у проходящих практику обучающихся по курсу "Электргазосварщик, газорезчик". В зависимости от количества обучающихся производственная практика производится в одну смену или две смены продолжительностью 4 часа (первая смена с 8.00 до 12.00, вторая смена с 13.00 до 17.00). В ходе производственной практики электрогазосварщики-наставники непосредственно сами производят сварку образцов каждому проходящему практическое обучение сварщику. В остальное время электрогазосварщики выполняют работы для нужд учреждения согласно нарядам на работу.
При этом какие-либо замечания к данным документам УПФ в оспариваемом решении, а также в указанных выше актах от 17.10.2019 N 366 и от 11.11.2019 N 039S18190007231 не приведены.
В связи с этим изложенные УФП доводы относительно неправомерности отражения учреждением в сведениях по страхователю, передаваемых в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1), наличия кода льготы особых условий труда "27-2" за 2016-2018 годы, являются несостоятельными и не могут быть приняты.
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что учреждение, вынося решение от 17.12.2019 N 039S19190007388, которым заявитель привлечен к ответственности, при этом нарушил требования постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п, утвердившего формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ (приложение N 1 - форма акта, приложение N 2 - форма решения о привлечении страхователя к ответственности), поскольку ни в акте проверки от 11.11.2019 и в оспариваемом решении не указало, в чем выразилось несоответствие (недостоверность) представленных страхователем индивидуальных сведений и не описано событие вменяемого правонарушения. Фактически УПФ ограничилось только изложением факта представления заявителем недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не указав, в чем конкретно выражена недостоверность и какие действия совершены учреждением противоправно, какая норма закона нарушена.
В связи с этим суд правомерно признал недействительным решение УПФ от 17.12.2019 N 039S19190007388.
Доводы учреждения, привлеченные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 июня 2020 года по делу N А05-74/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-74/2020
Истец: Негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования "Аттестационный центр-безопасность труда"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области межрайонное