г. Хабаровск |
|
05 октября 2020 г. |
А04-4177/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой И.А.
при участии в заседании:
от межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Самойлова О.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 1;
от общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Маркет": не явились;
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Фольксбрау Рус": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фольксбрау Рус"
на решение от 04.08.2020
по делу N А04-4177/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к обществу с ограниченной ответственностью "АРТ-Маркет"
о привлечении к административной ответственности
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Фольксбрау Рус"
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - заявитель, управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "АРТ - Маркет" (далее - общество, ООО "АРТ - Маркет") к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) и изъятии алкогольной продукции, арестованной согласно протоколу ареста от 15.01.2020 в общем количестве 11 731 бутылки.
Решением от 04.08.2020 суд отказал в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, арестованную алкогольную продукцию направил на уничтожение.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Фольксбрау Рус" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что из проведенных экспертиз не следует однозначного вывода о том, что представленные для проведения экспертизы образцы алкогольной продукции не соответствуют требованиям ГОСТ; так же в экспертных заключениях содержатся выводы о том, что опровергнуть либо подтвердить соответствие представленных образцов алкогольной продукции термину "медовуха" закрепленному в ГОСТ Р 57594-2017 не представляется возможным.
Представитель управления в судебном заседании апелляционного суда, а так же в представленных возражениях на жалобу выразил несогласие с доводами последней, просил оставить решение суда в силе как законное и обоснованное.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участие в заседании суда не принимали. ООО "АРТ - Маркет" заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав представителя административного органа, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "АРТ-Маркет" имеет лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции от 03.11.2017 N 283АП0007155, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 02.05.2021; по розничной продаже алкогольной продукции (общепит) от 23.01.2018 N 28РПО0000137, выданной Министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, сроком действия до 23.01.2021; по розничной продаже алкогольной продукции от 06.02.2019 N 28РПА0000316, выданной Министерством внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, сроком действия до 05.03.2023.
На основании обращения (от 13.01.2020 N 07-3), содержащем сведения об обороте фальсифицированной алкогольной продукции под видом пива и медовухи "Фольксбрау-барэль" и "Полторашка", которые поставляются компанией "АРТ-МАРКЕТ" административным органом проведен анализ информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах: АИС "Паспорт предприятия", АИС Сервер отчетов "SQL ServerReportingServices", ЕГРЮЛ, ЕГРИП.
14.01.2020 определением N у7-ап 13/07 возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования был произведен осмотр территории складского помещения, расположенного по адресу: г. Благовещенск, 2-й км Новотроицкого ш, склад, литера A38, этаж 1, а также хранящаяся в складских помещениях алкогольная продукция по коду вида продукции 263, 520 (медовухи, напитки, изготавливаемые на основе пива) производства: ООО "Фольксбрау РУС" (в общем количестве 11 731 единиц).
Выявленная алкогольная продукция была арестована на основании протокола ареста и иных вещей от 15.01.2020.
В рамках производства по делу из выявленной алкогольной продукции должностным лицом управления были изъяты образцы алкогольной продукции (медовухи, напитки, изготавливаемые на основе пива) производства ООО "Фольксбрау РУС" (протоколы изъятия вещей и документов от 15.01.2020 N N 1, 2, 3) и направлены для проведения экспертизы алкогольной продукции в Испытательную лабораторию (центр) МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу.
Согласно выводам экспертов, указанных в экспертном заключении от 03.03.2020 N 362, а также в протоколах испытаний: от 03.03.2020 NN 03040.520.0220, 03041.520.0220, 03042.520.0220, 03043.520.0220, 03044.520.0220, 03045.520.0220; от 02.03.2020 NN 0106/2020, 0107/2020, 0108/2020, 0109/2020, 0110/2020, 0111/2020; протокола органолептического анализа алкогольной продукции от 25.02.2020 N 256 управление пришло к выводу о том, что ООО "АРТ-Маркет" осуществляло оборот пивных напитков, которые не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим и физико-химическим показателям, а также не соответствуют термину "пивной напиток", закрепленному в ГОСТ Р 55292-2012, что свидетельствует о несоответствии алкогольной продукции требованиям Федерального закона N 171-ФЗ. Кроме того, проведенной экспертизой выявлены несоответствия пивных напитков производства ООО "Фольксбрау РУС" ГОСТ Р 55292-2012 в части маркировки, а именно фактическая величина объемной доли этилового спирта не соответствует заявленной на этикетке (согласно этикетке объёмная доля этилового спирта составляет 7%).
Таким образом, информация, содержащаяся на этикетках, обнаруженных в ООО "АРТ-Маркет" пивных напитков вводит потребителей в заблуждение (в части наименования продукции, наличия в составе продукции пива и фактической величины объемной доли этилового спирта).
Согласно выводам экспертов, указанных в экспертных заключениях от 27.02.2020 N 360 и от 28.02.2020 N 361, а также в протоколах испытаний: от 27.02.2020 NN 03022.520.0220, 03023.520.0220, 03024.520.Щ20, 03025.520.0220, 03026.520.0220, 03027.520.0220, 03028.520.0220, 03029.520.0220, 03030.520.0220; от 28.02.2020 NN 03031.520.0220, 03032.520.0220, 03033.520.0220, 03034.520.0220, 03035.520.0220, 03036.520.0220, 03037.520.0220, 03038.520.0220, 03039.520.0220; протоколов органолептического анализа алкогольной продукции от 25.02.2020 NN 254, 255, управление пришло к выводу о том, что предоставленные для проведения экспертизы образцы, не соответствуют требованиям СТО 11.03.10-005-28901934-2019 стандарт организации "Медовухи из высокоплотной основы" по физико-химическим показателям, в части органолептических свойств п. 3.2 (образцы являются непрозрачными). Следовательно образцы не соответствуют требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия". Также выявлены несоответствия требованиям п. 5.4.1 ГОСТ Р 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия" в части маркировки: фактическая величина объемной доли этилового спирта не соответствует заявленным на этикетках. Кроме того, образцы содержат бензойную кислоту, использование которой не предусмотрено ни СТО 11.03.10-005-28901934-2019 ни ГОСТ Р 57594-2017 и информация о наличии данного консерванта отсутствует на этикетках, что лишает потребителя полной и достоверной информации о составе напитков.
По результатам административного расследования и на основании экспертных заключений административным органом в отношении общества составлен протокол от 14.05.2020 N у7-ап13/07 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки направлен в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции. Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу указанного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам (хранения, перевозки), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 40 Обзора судебной практики N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, субъектом ответственности, установленной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
В связи с этим субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
В силу пункта 2 статьи 3 вышеуказанного Закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В статье 9 Закона N 29-ФЗ указано, что требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно статье 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Абзацем 5 пункта 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 13.2 статьи 2 Закона N 171-ФЗ пивные напитки - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1480-ст утвержден ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия". Настоящий стандарт распространяется на напитки, изготавливаемые на основе пива - пивные напитки, (далее -ГОСТ Р 55292-2012).
Разделом 1 ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст (далее - ГОСТ Р 51074-2003) установлено, что настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты
отечественного и зарубежного производства, фасованные в.потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 51074-2003 Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Пунктом 3.5.1 "Наименование продукта" ГОСТ Р 51074-2003 установлено, что наименование продукта должно конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других.
Статьей 4 Технического регламента "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 (далее - ТР ТС 022/2011) установлены требования к маркировке пищевой продукции. Пунктом 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 предусмотрено, что маркировка упакованной пищевой продукции в т.ч. должна содержать сведения о составе, наименовании пищевой продукции, наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 12.6 статьи 2 Закона N 171-ФЗ медовуха (медовый напиток) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8 процентов меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта.
В соответствии с пунктом 5.1.4 ГОСТ Р 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия" органолептические, физико-химические показатели, пищевая ценность и сроки годности продукции, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, должны быть установлены в рецептурах или технологических инструкциях изготовителя на конкретную продукцию. Данные о производимых медовухах ООО "Фольксбрау РУС" установило стандартом организации "Медовухи из высокоплотной основы" СТО 11.03.10-005-28901934-2019.
Субъектом административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец товара.
Из материалов дела следует, что реализуемые обществом алкогольные напитки не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по органолептическим и физико-химическим показателям, в части маркировки, а так же не соответствуют термину "пивной напиток", закрепленному в ГОСТ Р 55292-2012; предоставленные для проведения экспертизы образцы, не соответствуют требованиям СТО 11.03.10-005-28901934-2019 стандарт организации "Медовухи из высокоплотной основы" по физико-химическим показателям, в части органолептических свойств п. 3.2, следовательно образцы не соответствуют требованиям п. 5.1.4 ГОСТ Р 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия"; не соответствуют требованиям ГОСТ Р 57594-2017 в части маркировки; содержат бензойную кислоту, использование которой не предусмотрено ни СТО 11.03.10-005-28901934-2019 ни ГОСТ Р 57594-2017.
Между тем, данного обстоятельства недостаточно для квалификации действий общества по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По смыслу указанной нормы субъектом ответственности является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Поскольку из материалов дела однозначно следует, что выявленные несоответствия алкогольных напитков вышеуказанным требованиям обусловлено действиями изготовителя на стадии технологического процесса при его изготовлении, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса общества как лица, не являющегося изготовителем некачественной продукции, в настоящем случае не допустимо.
Так же суд отмечает, что у общества отсутствовала возможность обнаружения несоответствия продукции требованиям техрегламентов и ГОСТов, а доказательств несоблюдения условий хранения и транспортировки, а также доказательств ненадлежащего производственного контроля обществом как профессиональным участником алкогольного рынка за качеством продукции не представлено; на спорную алкогольную продукцию обществом представлены все необходимые и надлежащим образом оформленные сопроводительные документы.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Достаточных доказательств тому, что со стороны общества не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований технических регламентов, административным органом в суд не представлено.
Следовательно, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного органа.
При этом суд первой инстанции с учетом результатов экспертных заключений правильно исходил из того, что изъятые у общества пивные напитки и медовуха находятся в незаконном обороте по основанию, предусмотренному абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ.
В этой связи алкогольная продукция, изъятая соответствии с протоколами изъятия вещей и документов от 15.01.2020, правомерно направлена на уничтожение в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 04.08.2020 по делу N А04-4177/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4177/2020
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО "АРТ-Маркет"
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области, ООО "ФОЛЬКСБРАУ РУС", Шестой арбитражный апелляционный суд (4177/20-а.ж, 3 тома), ОСП N3 по городу Благовещенску и Благовещенскому району