г. Красноярск |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А74-8254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" октября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от заявителя (акционерного общества "Угольная компания "Разрез Степной"): Любимцевой Н.И., представителя на основании доверенности от 14.07.2020 N 23 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "02" июля 2020 года по делу N А74-8254/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Угольная компания "Разрез Степной" (ИНН 1903021363, ОГРН 1111903001495, АО "УК "Разрез Степной", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия (ИНН 2466146143, ОГРН 1062466156917, далее - Управление Росприроднадзора, контролирующий орган) о признании недействительным предписания N АЗНРТ-133/5 от 30.04.2019.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.10.2019 произведена замена ответчика по делу - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия заменено на правопреемника - Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "02" июля 2020 года по делу N А74-8254/2019 заявление удовлетворено. Признано недействительным предписание от 30.04.2019 N АЗНРТ-133/5, выданное Управлением Росприроднадзора. С Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу АО "УК "Разрез Степной" взыскано 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе контролирующий орган ссылается на то, что заявитель с 2015 года на участке "Центральный" размещает вскрышные породы в два объекта размещения отходов, предусмотренных действующей проектной документацией: 1) вновь строящийся внешний отвал вскрышных пород в районе разреза "Ачминдор", не зарегистрированный в Государственном реестре объектов размещения отходов и расположенный в основном на земельном участке с кадастровым номером N 19:10:000000:1685; 2) внутренний отвал, образованный слиянием внешнего отвала по проекту на 3 млн.т, включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов за N 19-00006-Х-00479-010814, и внутреннего отвала, размещаемого в отработанном пространстве карьера. Следовательно, общество в нарушение требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" осуществляет с 2015 года размещение отходов на объекте, не внесенном в Государственный реестр объектов размещения отходов.
АО "УК "Разрез Степной" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не соглашается с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Контролирующий орган, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своего уполномоченного представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителя контролирующего органа.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Основным видом деятельности АО "УК "Разрез Степной" является добыча угля, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, открытым способом.
На основании приказа и.о. руководителя Управления Росприроднадзора от 27.03.2019 N 133-н уполномоченными должностными лицами в период с 03.04.2019 по 30.04.2019 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований в области охраны окружающей среды.
По результатам проверки 30.04.2019 составлен акт проверки N АЗНРТ-133, в котором отражено нарушение, выразившееся в следующем: для АО "УК "Разрез Степной" установлены лимиты на размещение вскрышных пород в смеси практически неопасных на объекте размещения отходов предприятия - внешний отвал вскрышных пород участка "Центральный" с регистрационным номером в Государственном реестре объектов размещения отходов 19-00006-Х-00479-010814. Фактически АО "УК "Разрез Степной" в период с 2016 года по настоящее время осуществлено размещение вскрышных пород в смеси практически неопасных на объекте, не внесённом в Государственный реестр объектов размещения отходов: внешний отвал вскрышных пород участка "Центральный", размещённый на земельном участке с кадастровым N19:10:000000:1685.
Копия акта вручена представителю общества в день его составления.
По итогам проверки уполномоченным должностным лицом Управления Росприроднадзора 30.04.2019 вынесено предписание N АЗНРТ-133/5, в соответствии с которым обществу предписано в срок до 01.08.2019 в установленном порядке внести объект размещения отходов - внешний отвал вскрышных пород участка "Центральный", размещённый на земельном участке с кадастровым номером 19:10:000000:1685, в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Основанием для выдачи предписания явился установленный факт нарушения обществом требований пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Общество, не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции верно установил, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа. Проверка проведена с соблюдением действующего законодательства, нарушений не установлено.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая оспариваемое предписание недействительным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Закона N 89-ФЗ и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "УК "Разрей Степной" осуществляет добычу угля открытым способом на Черногорском каменноугольном месторождении с 1993 года и имеет лицензию на право пользования недрами (АБН N 00687 ТЭ от 30.07.2015) со сроком действия до 01.01.2025.
В 2005 году обществом разработан проект "Корректировка горно-транспортной части проекта ООО "Угольная компания "Разрез Степной" с увеличением мощности до 3,0 млн.т. угля в год", на указанный проект получена положительное заключение ГЭЭ N 402-Э от 01.09.2006.
В соответствии с данным проектом на Центральном участке до 2010 года породы вывозятся на внешний отвал, далее - на внутренние отвалы участка, распределение вскрыши осуществляется по отвалам: бестранспортные отвалы в выработанном пространстве; внутренние бульдозерные отвалы; внешние бульдозерные отвалы.
В 2012 году разработан рабочий проект "Корректировка горнотранспортной части ООО "УК "Разрез Степной" с увеличением мощности до 5 мл. тонн угля в год", на данный проект получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 24.09.2012 N 910-12/ГГЭ-7992/15.
Проектной документацией предусмотрено формирование: внешнего автомобильного породного отвала в районе разреза "Ачминдор"; внутреннего автомобильного породного отвала в выработанном пространстве участка "Южный"; внутреннего автомобильного породного отвала, отсыпаемого поверх бестранспортного отвала; внутреннего бестранспортного породного отвала на почве пласта Гигант-2.
Из заключения следует, что согласно принятой системе отработки вскрышные породы размещаются в отработанном пространстве участка южный и на бестранспортных отвалах, насыпанных на поверхность плата Гигант-2, кроме этого для сокращения расстояния транспортировки вскрышных пород проектной документацией предусмотрено строительство внешнего автомобильного отвала на площади 187 га в районе разреза "Ачминдор". Число отвальных ярусов: внешний; уч. Южный на навалах от бестранспортной технологии; на юге участка Центральный.
Приказом Росприроднадзора от 01.08.2014 N 479 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" внешний отвал вскрышных пород участка "Центральный" включён в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с регистрационным номером 19-00006-Х-00479-010814.
Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что рабочим проектом "Корректировка горнотранспортной части ООО "УК "Разрез Степной" с увеличением мощности до 5 мл. тонн угля в год" предусматривалось объединение отвала вскрышных пород, внесённого в ГРОРО в 2014 году с внутренним отвалом участка "Центральный", а также строительство и эксплуатация отдельного внешнего автомобильного отвала вскрышных пород в районе разреза "Ачминдор", на земельном участке, прилегающем к объекту размещения отходов, внесённого в ГРОРО.
Управление Росприроднадзора, ссылаясь на проектную документацию, считает, что проектом на 5 мл.т. предусмотрено строительство и эксплуатация на участке "Центральный" двух объектов размещения отходов: внешний отвал вскрышных пород (в районе разреза "Ачминдор", общей вместимостью 39 050 тыс.м.куб.) и внутреннего отвала вскрышных пород (образующегося при слиянии внешнего отвала проекта на 3 мл.т. и внутреннего отвала, отсыпаемого на отвалах по бестранспортной технологии в выработанном пространстве карьера "Центральный", общей вместимостью 279 060 тыс.м.куб.), в связи с этим, по мнению контролирующего органа, внешний отвал вскрышных пород участка "Центральный", эксплуатируемый обществом с 2015 года по проекту на 5 мл.т. в районе разреза "Ачминдор", является самостоятельным объектом размещения отходов. Управление Росприроднадзора в обоснование своей позиции также ссылается на заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 24.09.2012 N 910-12/ГГЭ-7992/15 и заключение ГЭЭ на проект на 5 млн.т., утверждённое приказом Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 08.07.2016 N 237, согласно которым объектами экспертизы являлись проектируемые объекты размещения отходов - отвалы вскрышных пород (внутренний и внешний).
Суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный довод контролирующего органа. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции.
Статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Вместе с тем ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведённой в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утверждёнными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
Согласно указанным правилам, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах, второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 6). Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
В силу пункта 19 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 (далее - Порядок N 792), территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор установленную пунктом 19 данного порядка информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО.
Росприроднадзор в 15-дневный срок с даты регистрации информации об объекте размещения отходов, поступившей из территориального органа службы: рассматривает указанную информацию, присваивает номер объекту размещения отходов в ГРОРО, принимает правовые акты о включении объектов размещения отходов в ГРОРО с периодичностью не реже 1 раза в месяц (пункт 20 Порядка N 792).
Как указывалось выше, АО "УК "Разрез Степной" эксплуатирует объект размещения отходов - внешний отвал вскрышных пород участка "Центральный" на основании технической характеристики объекта, представленной в 2014 году. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 479 от 01.08.2014 данный объект включён в ГРОРО с регистрационным номером 19-00006-Х-00479-010814, место нахождения объекта: Усть-Абаканский район, с. Солнечное.
При внесении объекта в ГРОРО в качестве проектной документации, на основании которой производилась эксплуатация объекта указывался проект "Корректировка горно-транспортной части проекта ООО "Угольная компания "Разрез Степной" с увеличением мощности до 3,0 млн. т. угля в год".
В 2012 году разработан технический проект "Корректировка горно-транспортной части проекта ООО "УК "Разрез Степной" с увеличением мощности до 5,0 млн. т. угля в год". В данном проекте так же предусмотрен внешний отвал, который отсыпается на прилегающей территории к уже сформированному внешнему отвалу по проекту на 3,0 млн. тонн угля в год и включённому в ГРОРО.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что новая проектная документация обществом не разрабатывалась, фактически была произведена корректировка горно-транспортной части проекта.
Из анализа указанных проектов с учётом представленных в материалы дела картографических материалов следует, что в ходе ведения хозяйственной деятельности угольного предприятия происходило изменение внешнего отвала вскрышных пород участка "Центральный", включённого в ГРОРО, посредством слияния его с внутренним отвалом и примыкающего к нему внешнего отвала в районе разреза "Ачминдор".
При этом формирование внешних отвалов согласно проектам связано единым технологическим процессом порядка их последовательной отсыпки на новые площади, что соответствовало проектной документации. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Следовательно, проектируемый внешний отвал в районе разреза "Ачминдор" это не новый объект размещения отходов, а продолжение эксплуатируемого внешнего отвала, включённого в ГРОРО.
Из материалов дела не усматривается, что обществом образован самостоятельный объект размещения отходов, который подлежит внесению в ГРОРО. Доказательств того, что общество осуществляло деятельность по размещению отходов с нарушением указанных выше проектов, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, вывод Управления Роспотребнадзора о том, что внешний отвал вскрышных пород в районе разрез "Ачминдор" участка "Центральный" это новый объект размещения отходов, не основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Аналогичные выводы сделаны судом общей юрисдикции при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (т. 4, л.д. 34-53).
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "02" июля 2020 года по делу N А74-8254/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-8254/2019
Истец: АО "УГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "РАЗРЕЗ СТЕПНОЙ"
Ответчик: Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ