г. Москва |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А40-62185/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу УПФР в г.Оренбурге
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2020, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-62185/20
по иску УПФР в г.Оренбурге
к АО "ГУ ЖКХ"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее также - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием о взыскании с АО "ГУ ЖКХ" ИНН 5116000922 (далее также - ответчик, Общество, работодатель, страхователь) суммы убытков в размере 27 119, 94 руб.
Решением суда от 30.06.2020 (резолютивная часть подписана 26.05.2020) в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, Фонд обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Обращаясь в суд с указанным требованием, Фонд указал, что выплатил пенсию по старости с учетом индексации пенсии по старости на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), при отсутствии оснований для выплаты по причине того, что получатели в период выплаты являлись работающими пенсионерами, и работодатель в нарушении статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) представил сведения по форме СЗВ-М в территориальное отделение Фонда за февраль 2017 с нарушением срока.
После обнаружения излишней выплаты работающим пенсионерам в связи с несвоевременным представлением работодателем АО "ГУ ЖКХ" сведений о них в территориальное отделение Фонда, заявитель посчитал, что излишне выплаченная пенсия является убытками, подлежащими на основании Закона N 400-ФЗ и статей 15 ГК РФ взысканию с ответчика.
Поскольку претензия Фонда к Обществу о возмещении убытков была оставлена последним без удовлетворения, заявитель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что не установлена причинно-следственная связь между поведением ответчика и наступлением вреда.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на необоснованность выводов суда, полагает, что заявленные требования являются правомерными.
Ответчик в материалы настоящего дела представил отзыв на апелляционную жалобу.
В силу части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167- ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с данным Законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167- ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ, и исходя из обстоятельств дела, Общество в рассматриваемом периоде являлось страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 данного Закона сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (закон N 385-ФЗ) решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании части 1 статьи 7 Закона N 385-ФЗ индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не производится пенсионерам, осуществляющим работу. Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из заявления Фонда, несвоевременное получение от страхователя сведений по форме СЗВ-М за февраль 2017 года повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии в размере 27 119, 94 руб.
Вместе с тем судом первой инстанции верно отмечено, что для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств:
- наличие убытков и их размер,
- противоправность поведения причинителя вреда,
- причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Из материалов дела следует, что Общество отправило форму СЗВ-М за февраль 2017 г. в территориальный орган Фонда без нарушения срока - 03.03.2017 года в 17:15, которая была получена представителем Управления N 3 Пенсионного фонда Новиньковым Р.Л.
Из выгруженной части отчета СЗВ-М от 03.03.2017 года за февраль 2017 года сведений о застрахованных лицах на работников АО "ГУ ЖКХ", указанных в исковом заявлении ГУ УПФ РФ, усматривается, что они, в том числе были поданы в отчете за февраль 2017 г.
Как указывает Фонд, отчетность Общества за февраль 2017 г. была сдана в апреле 2017 г. При этом именно в мае 2017 года Фондом была произведена выплата пенсий: Кортуновой Галине Васильевне, Красильникову Александру Егоровичу, Сафонову Юрию Анатольевичу, Волгину Владимиру Васильевичу, Филииеву Николай Степановичу, Абдулзалиевой Расиме Масхутовне, Бикмухаметовой Лилии Хайдаровне, Воловоденко Вере Михайловне, Богданову Александру Алексеевичу, Кандыба Владимиру Михайловичу, Хасанову Зинатулла Габдулловичу, Кузьмину Александру Михайловичу, Козенко Валентине Васильевне, Харламовой Ольге Александровне, Коробка Лидии Николаевне, Зеленину Василию Федоровичу, Калугиной Татьяне Николаевне, Селезневой Надежде Николаевне, Макарову Владимиру Ивановичу, Грушко Владимиру Николаевичу, Хайруллину Тагиру Талгатовичу, Филатовой Любовь Васильевне, Большакову Сергею Николаевичу, Ерш Николаю Аркадьевичу, Коньшиной Светлане Алексеевне, Анисимову Валерию Викторовичу, Соколову Валерию Васильевичу, Поликанову Николаю Владимировичу, Пановой Галине Николаевне, Котельниковой Наталье Сергеевне, Рупич Нине Григорьевне с повышенным коэффициентом, при этом даже по данным Фонда отчет за февраль 2017 года страхователем на этот момент уже был сдан.
Непринятие самим истцом оперативных мер по контролю за размером производимых пенсионных выплат не может являться основанием для взыскания с ответчика убытков.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что, поскольку на момент выплаты пенсии с учетом индексации у Фонда имелась информация из формы СЗВ-М за февраль 2017 г. том, что пенсионеры являются работающими, то в отсутствие причинно-следственной связи между действиями ответчика и излишними выплатами Фонда оснований для взыскания убытков с ответчика не имеется.
С учетом изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционным судом не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.06.2020 по делу N А40-62185/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62185/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ОРЕНБУРГЕ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"