г. Москва |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А41-21057/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "Управляющая компания "Симфорус" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Михайлов Е.В., по доверенности от 26.05.2020,
от третьего лица по делу - ООО "Жилуправком" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и ООО "Жилуправком" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.06.2020 по делу N А41-21057/20, принятое судьей Обарчуком А.А., по заявлению ООО "Управляющая компания "Симфорус" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об оспаривании решения, третье лицо: ООО "Жилуправком",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Симфорус" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция МО) о признании незаконными действий, выразившихся в форме принятия Решения от 26.12.2019 N 27646 и обязании внести в Реестр лицензий сведения об ООО "УК "Симфорус" как управляющей организации многоквартирным домом, расположенному по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, дер. Голубое, Тверецкий проезд, дом 21.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.06.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" и ООО "Жилуправком" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей ООО "Управляющая компания "Симфорус", ООО "Жилуправком", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, что основным видом деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, в связи с чем, обществом получена Лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 25.06.2019 N 1766.
Согласно Протоколу по вопросам внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.11.2019 N 1 заявитель был выбран управляющей компанией многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, дер. Голубое, Тверецкий проезд, дом 21.
26.11.2019 г. обществом в Госжилинспекцию МО направлено Заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Московской области (письмо от 26.11.2019 Исх. N 68).
Решением от 26.12.2019 N 27646 во внесении изменений в Реестр лицензий Московской области обществу отказано.
Не согласившись с решением управления, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и восстановлении нарушенных прав.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 ЖК РФ).
Из материалов дела следует и установлено судом, что после выбора общества в качестве управляющей компании новым многоквартирным жилым домом общество обратилось в управление с Заявлением о включении сведений о многоквартирном доме в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Пунктами 2, 4, 5 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора не позднее даты, указанной в соответствующем решении.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 26.11.2019 г. управляющая компания обратилась в Госжилинспекцию Московской области с обращением внести изменения в реестр лицензии (письмо от 26.11.2019 Исх. N 68).
Решением от 26.12.2019 N 27646 заявителю отказано во внесении изменений в реестр по причине несоответствия заявления и приложенных документов подпунктам "а", "в" пункта 3 Порядка, подпункта "а" пункта 9 Порядка.
Подпунктом "а" пункта 9 Порядка в качестве одного из оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка.
В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время, согласно пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования), обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Как следует из представленных суду документов, вместе с заявлением согласно приложенной к ней описи в управление представлены обязательные приложения к протоколам, указанные в пункте 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 20 Требований обществом в качестве документов, подтверждающих извещение собственников о проведении общего собрания представлены Сообщение о проведении общего собрания от 14.10.2019 г., Список внутренних почтовых отправлений, подтверждающие направление собственникам жилых и нежилых помещений уведомления.
Суд первой инстанции, вопреки доводам управления обоснованно указал, что лицензиатом должны быть приложены документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме, т.е. возможно представление документов лишь подтверждающих направление адресатам корреспонденции в установленные сроки, соответственно, возможно направление уведомлений обычным почтовым отправлением без контроля его вручения и почтового идентификатора.
Направление почтовой корреспонденции от имени инициатора будущей управляющей организацией о существенном нарушении порядка уведомления собственников помещений о предстоящем собрании не свидетельствует и на ничтожность протокола не указывает.
Более того, с целью надлежащего уведомления сообщения о предстоящем собрании были также размещены на информационных стендах в подъездах многоквартирного дома, о чем свидетельствует Акт о размещении сообщения о проведении собрания от 14.10.2019 г. и приложенные к нему фотоматериалы.
Данный способ доведения информации ранее собственниками был выбран собственниками помещений МКД при выборе в качестве управляющей организации третьего лица (пункт 26 Протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 09.03.2017 г.).
Вопреки доводам третьего лица, данный протокол, как пояснил представитель ООО "Жилуправком", был передан в Госжилинспекцию Московской области ранее при подаче заявления о включении организации в Реестр лицензий Московской области, а также был размещен для общего доступа на официальном сайте ГИС ЖКХ, т.е. имелся у управления в доступе, а при необходимости мог быть дополнительно запрошен у заявителя при приостановке рассмотрения заявления.
В силу подпункта "в" пункта 3 Порядка к заявлению прикладывается не заключенный с собственником договор управления, а копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, что разъяснено в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27.06.2019 N 309-ЭС19-9181.
В связи с чем, обществом был приложен договора управления, заключенный с одним из собственников МКД, электронный образ которого размещен на официальном сайте ГИС ЖКХ.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 3 статьи 162 ЖК РФ пунктом 7.1 Договора от 13.11.2019 N ТВ-21-1, 2, 3, 4, 5 регламентируется общий порядок изменения договора, в том числе, его положений о составе работ и услуг по управлению домом, по содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Поскольку согласно Сообщения о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений, размещенного на информационных стендах, собрание проводилось в форме очно-заочного голосования в период с 25.10.2019 г. по 10.11.2019 г., 25.10.2019 г. состоялось обсуждение вопросов повестки собрания, в связи с чем, в Реестре собственников, подписавших договор управления, некоторые собственники ставили дату принятия решения в заочной части голосования, которая проводилась до 10.11.2019 г.
В то же время, данная дата не указывает на дату заключения договора управления, а лишь на дату проставления подписи собственником помещения, договор же заключается по итогам проведенного голосования и подсчета голосов, т.е. после утверждения условий данного договора, что является налогом подписания договора управляющей организацией, т.е. проставления подписи второй стороной (пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, препятствующих внесению изменений в Реестр лицензий Московской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.06.2020 по делу N А41-21057/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21057/2020
Истец: Главное управление МО "Государственная жилищная инспекция Московской области", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СИМФОРУС"
Третье лицо: ООО "ЖИЛУПРАВКОМ", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"