город Воронеж |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А35-9661/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А..,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бухлаева Евгения Павловича на решение Арбитражного суда Курской области от 30.01.2020 по делу N А35-9661/2019, по заявлению индивидуального предпринимателя Бухлаева Евгения Павловича (ОГРНИП 305463219900172, ИНН 462900265806) о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска, направленных на демонтаж двух рекламных конструкций, выраженных в не выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции; о взыскании расходов на уплату государственной пошлины,
в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных индивидуального предпринимателя Бухлаева Евгения Павловича и Комитета архитектуры и градостроительства города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бухлаев Евгений Павлович (далее - ИП Бухлаев Е.П., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий Комитета архитектуры и градостроительства города Курска (далее - Комитет архитектуры, Комитет, уполномоченный орган), направленных на демонтаж двух рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, 74а; г. Курск, пр. Кулакова, 1, выраженных в не выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции.
Также предприниматель просил взыскать с Комитета архитектуры расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. за обеспечительные меры, 300 руб. - за рассмотрение подачу заявления.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Бухлаев Е.П. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылается на наличие у Комитета архитектуры обязанности по выдаче предписания о демонтаже рекламных конструкций, которые могут быть и были обжалованы в рамках дела N А35-10938/2019.
При этом указывает, что обязанность демонтажа возникает у него только после выдачи предписаний, а опубликованное объявление о демонтаже двух рекламных конструкций не содержит в себе планируемого срока демонтажа. Ссылается на то, что указанное объявление также не опубликовано на официальном сайте Администрации г. Курска в сети "Интернет".
От Комитета архитектуры поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Указывает на соблюдение требований к проведению проверок и направление в адрес предпринимателя двух предписаний о демонтаже рекламных конструкций со сроком исполнения до 13.11.2019. Считает, что права заявителя нарушены не были.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
30.03.2018 между ИП Бухлаевым Е.П. (принципал) и ООО "Медиа Система" (агент) был заключен агентский договор N 08, по условиям которого агент принимает на себя обязательство совершать за вознаграждение от своего имени, но в интересах и за счет принципала юридические и фактические действия, связанные с использованием рекламных конструкций, указанных в приложении N 1, среди которых также пр. Кулакова, пр. Победы и ул. К.Маркса 5, пересечение с ул. Ямской.
Впоследствии ИП Бухлаевым Е.П. по договору купли-продажи от 15.07.018 N 32 у ООО "Нью-Медиа" были приобретены рекламные конструкции по адресам ул. К.Маркса, 74 (пр-т Победы) и пр. Кулакова.
Данные рекламные конструкции приняты предпринимателем по актам приема-передачи от 01.08.2018.
10.04.2019 Комитетом в адрес ООО "Медиа Система" было направлено обращение N 2147/03.1.01-11 о предоставлении сведений о собственнике рекламных конструкций незаконно установленных по адресам: г. Курск, ул. К. Маркса, 74 а; г. Курск, пр-т. Кулакова, 1а.
ООО "Медиа Система" письмом от 18.04.2019 сообщило, что собственником рекламных конструкций является ИП Бухлаев Е.П., а ООО "Медиа Система" размещает на них рекламную информацию на основании агентского договора N 13 от 31.08.2018. Комитету был предоставлена копия агентского договора.
Комитетом 29.04.2019 в адрес ИП Бухлаева Е.П. было направлено письмо N 2559/03.1.01-11 о предоставлении в пятидневный срок документов, подтверждающих право собственности на рекламные конструкции, незаконно установленные по адресам: г. Курск, ул. К. Маркса, 74 а; г. Курск, пр-т. Кулакова, 1а.
Запрошенные документы в адрес Комитета представлены не были.
Данное обстоятельство послужило основанием для публикации 19.09.2019 в газете "Городские известия" объявления о демонтаже двух рекламных конструкций, расположенных по адресам: г. Курск, ул. К. Маркса, 74 а; г. Курск, пр-т. Кулакова, la.
В объявлении Комитетом также указано, что владельцев указанного имущества просят принять меры по самостоятельному демонтажу рекламных конструкций.
08.10.2019, посчитав незаконными, нарушающими права и законные интересы действия Комитета архитектуры, направленные на демонтаж двух рекламных конструкций, расположенных по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, 74а; г. Курск, пр. Кулакова, 1, поскольку предписания о демонтаже ему не выдавались, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
10.10.2019, вместе с копией искового заявления и приложенными к нему документами, в Комитет от предпринимателя поступили письменные подтверждения, что он является собственником спорных рекламных конструкций, о демонтаже которых была публикация в газете "Городские известия".
14.10.2019 сотрудниками Комитета архитектуры было проведено обследование спорных рекламных конструкций, в результате которого было установлено наличие рекламных конструкций, в том числе:
двухстороннего рекламного щита 4*12, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Карла Маркса, 74а;
двухстороннего рекламного щита 4*12, расположенного по адресу: г. Курск, пр. Кулакова, 1.
Осмотр проводился с применением средств фотофиксации.
По результатам осмотра составлены акты в отношении каждого из указанных рекламных щитов.
Также по результатам осмотра Комитетом были подготовлены предписания о демонтаже рекламных конструкций от 10.10.2019 N 6797/31.01-11 и от 10.10.2019 N 6798/31.01-11 о демонтаже рекламных конструкций в срок до 13.11.2019.
Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений предписания были получены предпринимателем 18.10.2019.
Предприниматель 11.11.2019 обжаловал указанные предписания в Арбитражный суд Курской области, который определением от 22.09.2019 по делу N А35-10938/2019 оставил заявление без рассмотрения на основании п.9 ч.1 ст.148 АПК РФ в связи с повторной неявкой надлежащим образом извещенного заявителя в судебное заседание без уважительных причин, в том числе по вызову суда, и непредставлением ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, N38-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу положений части 21 статьи 19 Закона о рекламе, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Часть 21.1 статьи 19 Закона о рекламе прямо устанавливает, что если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 данной статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция.
Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.
В соответствии с частью 21.2 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
Таким образом, демонтаж рекламной конструкции осуществляется владельцем рекламной конструкции либо собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, на основании предписания, выданного органом местного самоуправления. А в случаях, когда владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, не известны, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.
Порядок демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без разрешений, срок действия которых не истек (далее - без действующих разрешений), а также порядок удаления размещенной на рекламных конструкциях информации, утв. постановлением Администрации города Курска от 09.09.2013 N 3000 (далее - Порядок N3000, Порядок), регламентирует деятельность Комитета архитектуры и градостроительства города Курска по выявлению рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых без действующих разрешений, по демонтажу рекламных конструкций установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующих разрешений, а также по порядку удаления размещенной на рекламных конструкциях информации.
Настоящий Порядок принят в соответствии с требованиями статьи 19 Закона о рекламе, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава города Курска и других нормативных актов Российской Федерации (п. 2 Порядка N3000).
В соответствии с пунктом 4 Порядка в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без действующего разрешения она подлежит демонтажу на основании предписания Комитета архитектуры и градостроительства города Курска.
Согласно пункту 5 Порядка выявление рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Курска без действующего разрешения, осуществляется Комитетом архитектуры и градостроительства города Курска в результате осуществления плановых выездов и осмотров территории муниципального образования "Город Курск", а также в результате выездов на места размещения и (или) эксплуатации рекламных конструкций по обращениям граждан и организаций.
При этом по каждому обращению либо сообщению об установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции в нарушение норм действующего законодательства специалистами Комитета осуществляется проверка реестра выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с целью установления факта наличия либо отсутствия соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию конкретной рекламной конструкции.
Выезд на место установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции специалиста Комитета фиксируется актом обследования рекламной конструкции с приложением к акту фотографии рекламной конструкции.
В случае выявления факта установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции на территории города Курска без действующего разрешения специалисты Комитета вносят информацию о рекламной конструкции в реестр рекламных конструкций, размещенных без действующего разрешения. Ведение реестра осуществляется Комитетом.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 3000, в случае выявления рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой на территории города Курска без действующего разрешения, факт обнаружения которой фиксируется актом обследования рекламной конструкции, в течение десяти рабочих дней, исчисляемых с даты составления такого акта, Комитет направляет собственнику либо иному лицу, обладающему вещным правом на рекламную конструкцию на основании договора с ее собственником (далее - владелец рекламной конструкции), предписание о демонтаже рекламной конструкции установленной и (или) эксплуатируемой без действующего разрешения. Срок, установленный Комитетом для выполнения требования о демонтаже рекламной конструкции, указывается в тексте предписания и составляет один месяц со дня выдачи предписания.
Пункт 6.1 Порядка предусматривает, что в случае если владелец рекламной конструкции, а также собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, не выявлены, Комитет опубликовывает извещение о демонтаже с указанием местоположения установки рекламной конструкции, а также планируемого срока демонтажа в газете "Городские известия" и на официальном сайте Администрации город Курска в сети Интернет. Соответственно срок на демонтаж исчисляется с даты публикации извещения в газете "Городские известия".
В случае, когда предписание Комитета, содержащее требование о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без действующего разрешения, не исполнено ее владельцем в установленный срок либо владелец рекламной конструкции неизвестен, обязанность по организации демонтажа рекламной конструкции, установленной на имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Курска, или присоединенной к общему имуществу собственников помещений в многоквартирной доме при отсутствии их согласия на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также если иное не установлено законодательством, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на Комитет (пункт 9 Порядка).
При указанных обстоятельствах судом области сделан правильный вывод о том, что Комитетом не допущено неправомерных действий в связи с не направлением в адрес предпринимателя соответствующих предписаний о демонтаже рекламных конструкций до публикации 19.09.2019 сообщения в газете "Городские известия" г. Курск.
Тот факт, что в данном объявлении не содержится конкретная дата демонтажа, не свидетельствует о нарушениях со стороны уполномоченного органа, поскольку в силу ч.21.1 ст.19 Закона о рекламе у собственника конструкции есть один месяц с даты публикации объявления для добровольного демонтажа спорных рекламных конструкций (то есть до 19.10.2019).
Также суд обосновано указал, что после установления фактического собственника рекламных конструкций Комитет незамедлительно принял установленные законодательством меры для направления в адрес предпринимателя соответствующих предписаний с установлением более длительного срока их добровольного исполнения - до 13.11.2019.
Между тем, сведений о добровольном исполнении предпринимателем предписаний в материалах дела не имеется.
Также предпринимателем в нарушение требований ст.65 АПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих своевременно направление в адрес Комитета договора купли-продажи и актов приема-передачи спорных рекламных конструкций. В рассматриваемом случае отсутствие обязанности представления соответствующих документов по требованию уполномоченного органа не свидетельствует о наличии у Комитета возможности выяснения такой информации иным способом. Предприниматель в данном случае несет риск несообщения запрошенных сведений.
Таким образом, Комитетом не было допущено нарушений законодательства в период, когда собственник рекламных конструкций не был ему известен.
Действующего разрешения на размещение рекламных конструкций не представлено.
В связи с чем, в оспариваемый период незаконных действий, нарушающих права заявителя со стороны Комитета судом не установлено.
Судом также отклоняется ссылка на рассмотрение законности выданных предписаний в рамках дела N А35-10938/2019, поскольку заявление по данному делу было оставлено судом без рассмотрения.
Доказательств оспаривания данного судебного акта, равно как и повторного обращения с аналогичными требованиями в арбитражный суд, не имеется.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы в силу ст.110 АПК РФ подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.01.2020 по делу N А35-9661/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9661/2019
Истец: ИП Бухлаев Евгений Павлович
Ответчик: комитет архитектуры и градостроительства города Курска
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7577/19
30.01.2020 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9661/19
06.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7577/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-9661/19