город Москва |
|
5 октября 2020 г. |
дело N А40-65345/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01.10.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2020
по делу N А40-65345/20
по заявлению ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" (ИНН 7733305920)
к ИФНС России N 33 по г. Москве (ОГРН: 1047796991538, ИНН: 7733053334)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Лапина Т.Г. по доверенности от 05.07.2019;
от заинтересованного лица - Беджанян М.А. по доверенности от 14.02.2020, Сахарова А.Н. по доверенности от 31.12.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" требований о признании недействительным решения ИФНС России N 33 по г. Москве N 11/4445/10 от 30.10.2019 о привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и налогового органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что налоговым органом в отношении ООО "Пионер-Сервис Ботанический сад" по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации за 2018 принято решение N 11/4445/10 от 30.10.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого налогоплательщику начислена недоимка по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения "доходы" на 3.054.915 руб.; налогоплательщик привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 610.983 руб., предложено уплатить налог и штраф и внести необходимые изменения в документы налогового и бухгалтерского учета.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе решение инспекции оставлено без изменений, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого акта действующему законодательству о налогах и сборах и отсутствия нарушений прав налогоплательщика.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, объектами налогообложения по упрощенной системе налогообложения признаются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 346.14 Кодекса, налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения, если он не является участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Объект налогообложения налогоплательщик может изменять ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения.
Уведомление об изменении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения может быть составлено налогоплательщиком в произвольной форме.
Форма N 26.2-6 "уведомление об изменении объекта налогообложения", утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", является рекомендованной для применения.
Таким образом, если налогоплательщиком направлено в налоговый орган уведомление об изменении объекта налогообложения в установленный п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации срок, то он вправе применять выбранный объект налогообложения с начала года, следующего за годом направления указанного уведомления.
Общество состоит на налоговом учете в инспекции с 09.11.2016, представлено уведомление вх. N 3673 06А от 01.11.2016 о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на налоговый учет (09.11.2016), в качестве объекта налогообложения указано "1" - "доходы".
Налоговым органом установлено, что в нарушение положений ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации в декларациях заявителем отражена налоговая ставка 10 %, объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в результате чего установлено занижение базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и неправильное исчисление налога с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В налоговый орган общество не обращалось с заявлением об изменении (уточнении) выбранного объекта упрощенной системы налогообложения.
В связи с неверным применением объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", заявителем занижена подлежащая уплате сумма налога по объекту налогообложения "доходы" за 2018 в размере 3.054.916 руб. в результате чего заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 610.983 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Следовательно, ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации императивно установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе в течение налогового периода менять объект налогообложения, указанный в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Положений о возможности исправления ошибок в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения относительно объекта налогообложения данная норма Налогового кодекса Российской Федерации не содержит (аналогичная позиция отражена в письме Федеральной налоговой службы от 02.06.2016 N СД-3-3/2511 и в п. 7 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, доведенного письмом Федеральной анлоговой службы от 30.07.2018 N КЧ-4-7/14643, в письмах Минфина России от 16.01.2015 N 03- 11-06/2/813, от 14.10.2015 N 03-11-11/58878).
На основании п. 4 ст. 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации при переходе налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
В соответствии с п. 2 ст. 346.14 Кодекса объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно с начала налогового периода, которым признается календарный год, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения, но в течение налогового периода налогоплательщик менять объект налогообложения не может.
Из системного толкования ст. ст. 346.14, 346.20 Кодекса следует, что механизм правового регулирования упрощенной системы налогообложения также предполагает право налогоплательщиков самостоятельно с учетом специфики осуществляемой ими хозяйственной деятельности выбрать объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).
Запрет на изменение объекта налогообложения в течение налогового периода, равным образом распространяется на всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и обусловлен объективной связью между налоговым периодом, объектом налогообложения и налоговой базой как стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения, которая выражается в том, что налоговая база как последствие экономической деятельности налогоплательщика формируется в течение всего налогового периода непрерывно и только по завершении процесса ее формирования окончательно определяются налоговые последствия экономической деятельности налогоплательщика как за завершенный налоговый период, так и для последующих налоговых периодов, что, по общему правилу, исключает возможность изменения объекта налогообложения и порядка определения налоговой базы в течение налогового периода.
Соответственно, данный запрет не выходит за пределы дискреции федерального законодателя и направлен на упорядочение применения упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, отражение сумм понесенных расходов не свидетельствует о правомерности применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", поскольку налогоплательщиком изначально выбран объект налогообложения "доходы" и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не представлено.
В качестве основания для признания решения инспекции по результатам камеральной проверки налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения незаконным, заявитель указывает, что им представлены декларации за периоды 2016, 2017, при этом налоговым органом фактически признана правомерность применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Довод общества отклоняется, поскольку не соответствует действительности.
Налоговым органом установлено, что в 2016 деятельность обществом осуществлялась в период с ноября по декабрь 2016. Налоговая декларация за 2016 по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, представлена с нулевыми показателями. В представленной налоговой декларации за 2017 обществом отражен объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". При этом, на основании уведомления, представленного в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации, обществом применяется упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения "доходы".
По результатам камеральной налоговой проверки декларации за 2017 инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки N 11/90800/10 от 06.07.2018 и принято решение N 1/4157/10 от 30.10.2019, которым установлено занижение налогооблагаемой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы" и неправильное исчисление налога с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Кроме того, в связи с выявленными противоречиями между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа в адрес заявителя направлялись требования о предоставлении пояснений от 28.03.2018 N 47186, от 25.04.2018 N 49178, от 20.07.2018, что свидетельствует о своевременном проведении налоговым органом мероприятий налогового контроля.
Таким образом, налоговым органом не признана правомерность применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" не только за 2018, рассматриваемый в настоящем деле, но и за предыдущие налоговые периоды.
При таких обстоятельствах, ссылки заявителя на п. 1 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства" и иную судебную практику отклоняются.
Согласно п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным для налогоплательщика и не может быть изменен после начала налогового периода.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляя налогоплательщикам право добровольного перехода на применение упрощенной системы налогообложения возлагает на них обязанность выбора объекта налогообложения и уведомления налогового органа о выбранном объекте, который они не имеют права менять в течение налогового периода.
Представление налогоплательщиком налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения с указанием в ней не того объекта налогообложения, который заявлен в уведомлении, по существу является изменением ранее выбранного объекта налогообложения, что прямо запрещено п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод общества о том, что организация в установленные законом сроки производила оплату налога, отклоняется, поскольку обязанность уплаты налога возникает вне зависимости от выбранного объекта налогообложения.
Отражение в книге доходов и расходов сумм понесенных затрат также не свидетельствует о правомерности применения в отчетном периоде объекта "доходы минус расходы", поскольку обществом самостоятельно выбран объект "доходы" и до начала налогового периода уведомление о смене объекта налогообложения в налоговый орган не представляло.
Заполнение книги учета доходов и расходов с указанием другого объекта, нежели заявленного в уведомлении, не может свидетельствовать об ошибке в заполнении уведомления и тем более об осведомленности налогового органа о такой ошибке.
Таким образом, налогоплательщиком неправомерно изменен в течение налогового периода объект налогообложения при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии запрета на такое изменение, установленного ст. 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации и в отсутствии признания налоговым органом правомерности данного изменения в предыдущих налоговых периода.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2020 по делу N А40-65345/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65345/2020
Истец: ООО "ПИОНЕР-СЕРВИС БОТАНИЧЕСКИЙ САД"
Ответчик: ИФНС N 33 по г. Москве