город Томск |
|
6 октября 2020 г. |
Дело N А67-1870/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. (до перерыва), помощником судьи Винник А. С. (после перерыва) с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Томской области (N 07АП-7101/2020) на решение от 17.07.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1870/2020 (судья Гапон А.Н.) по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (ОГРН 1027000890168, ИНН 7018007264, 634050 г.Томск пр.Ленина,30) к Управлению Федерального казначейства по Томской области (ОГРН 1027000908010, ИНН 70210169287113608, 634034 г.Томск пр.Ленина,27) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N18-21-16/2020 от 02.03.2020.
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: без участия,
от административного органа: Киселева О. В. по дов. от 15.04.2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет" (далее - заявитель, ФГАОУ ВО НИ ТПУ, ТПУ, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Томской области (далее - административный орган, Управление, УФК по Томской области) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 18-21-16/2020 от 02.03.2020.
Решением от 17.07.2020 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТПУ требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что указав на отсутствие судебного разбирательства по возврату 100 000 000 руб. субсидии, суд необоснованно принял во внимание письмо ТПУ в августе 2018 года и возвращенный Минобрнауки России с разногласиями относительно наличия задолженности в размере 100 000 000 руб. акт сверки взаимных расчетов N 2234-2018-7 за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, это привело суд к неверному выводу о том, что на дату предоставления справки (06.12.2018) по состоянию на 01.11.2018 задолженность по возврату в бюджет субсидии в размере 100 000 000 руб. являлась спорной (не являлась безусловной), ввиду чего не требовала отражения в справке; штрафные санкции как мера ответственности в рассматриваемом случае соглашением N 14.581.21.0001 не предусмотрены.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 29.09.2020.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании информации и материалов, поступивших из Федерального казначейства письмом от 09.12.2019 N 23-01-05/26523, УФК по Томской области 16.12.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ФГАОУ ВО НИ ТПУ по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ.
14.02.2020 по результатам проведенного административного расследования, должностным лицом УФК по Томской области в отношении ФГАОУ ВО НИ ТПУ составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ, согласно которого, учреждением при наличии по состоянию на 01.11.2018 просроченной задолженности по возврату субсидий в федеральный бюджет по соглашению N 14.581.21.0001, 06.12.2018 представило справку N 03/8205 с указанием сведений об отсутствии просроченной задолженности по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, т.е. не соблюдены требования п.п. "б" п.7(1) Правил предоставления грантов в форме субсидий N 1060, п.3.1.1 Соглашений, нарушены условия предоставления субсидий.
02.03.2020 должностным лицом УФК по Томской области, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении N 23-32/19-01 в отношении ФГАОУ ВО НИ ТПУ вынесено постановление о назначении административного наказания N 18-21-16/2020, которым последнее привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.15.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 2235200 руб.
Полагая, что постановление вынесено незаконно и подлежит отмене, ФГАОУ ВО НИ ТПУ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 данной статьи субсидии предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФГАОУ ВО НИ ТПУ, в соответствии с протоколом от 26.11.2018 N 2018-14-000-0001-3.1 заседания конкурсной комиссии, созданной приказом Минобрнауки России от 26.11.2018 N 1033, является победителем конкурса на предоставление грантов в форме субсидий. Для заключения соглашений на предоставление субсидий в форме гранта, ТПУ предоставлены по состоянию на 01.11.2018 следующие справки: справка от 06.12.2018 N 03/8202 с указанием, что ТПУ не является получателем средств из федерального бюджета в соответствии с иными правовыми актами на цели, совпадающие с целями предоставления субсидии; от 06.12.2018 N 03/8203 с указанием сведений, что ТПУ не находится в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства: от 06.12.2018 N 03/8204 с указанием сведений, что у ТПУ отсутствуют неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов штрафов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; от 06.12.2018 N 03/8205 с указанием сведений, что у ТПУ отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.
20.12.2018 между Минобрнауки России и ФГАОУ ВО НИ ТПУ заключены соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением казенных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе N 075-02-2018-1905 на сумму 136760000 руб., N 075-02-2018-1909 на сумму 145000000 руб., N 075-02-2018-1910 на сумму 60000000 руб.
В ходе проведенной УФК по Томской области проверки, по результатам которой было принято оспариваемое постановление, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явился вывод административного органа о нарушении учреждением условий предоставления субсидии, выразившийся в предоставлении справки от 06.12.2018 N 03/8205 с указанием недостоверных сведений о том, что у ТПУ отсутствует просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, при наличии задолженности по возврату в бюджет 100000000 руб. субсидии за 2016 год, полученных по соглашению о предоставлении субсидии N 14.581.21.0001 от 29.09.2014.
Суд первой инстанции посчитал выводы Управления не обоснованными, при этом исходил из следующего.
Справка представлена ТПУ 06.12.2018 по состоянию на 01.11.2018. Письмом от 31.03.2017 Минобрнауки России известило ФГАОУ ВО НИ ТПУ о необходимости возврата субсидии. 06.04.2017 ТП направило ответ, в котором указало на невозможность выполнить работы по пятому этапу, ссылаясь на решение индустриального партнера, АО "Томская генерация" и ТПУ от 19.01.2017 о проведении испытаний не ранее окончания отопительного сезона в г.Томске.
26.06.2017 Минобрнауки России направило ТПУ уведомление о расторжении соглашения о предоставлении субсидии N 14.581.21.0001 от 29.09.2014 и требование о возврате субсидии, указав срок возврата - 15 рабочих дней с момента получения уведомления. В указанный в уведомлении срок средства субсидии не были возвращены.
Письмом от 26.06.2017 заявитель известил Минобрнауки России о начале проведения испытаний 05.07.2017. Также в письме от 17.08.2018 ТПУ просило Минобрнауки России рассмотреть возможность принятия работ в рамках 5 этапа соглашения о предоставлении субсидии N 14.581.21.0001 от 29.09.2014 по факту их завершения и предоставления соответствующей отчетности.
16.10.2019 Минобрнауки России направило в адрес ТПУ уведомление о штрафных санкциях, с указанием реквизитов для уплаты штрафа в размере 100000000 рублей (т.1 л.д. 96-97). Платежным поручением N 14886 от 23.10.2019 ТПУ уплатило штрафные санкции в размере 100000000 руб.
На основании вышеуказанных обстоятельств, с учетом письма ТПУ в августе 2018 года с целью урегулирования спорных отношений по расторжению соглашения о предоставлении субсидии N 14.581.21.0001 от 29.09.2014, отсутствия судебного разбирательства по возврату 100000000 руб. субсидии, возвращенной с разногласиями относительно наличия задолженности в размере 100000000 руб., акта сверки взаимных расчетов N 2234-2018-7 за период с 01.01.2018 по 30.06.2018, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на дату предоставления справки (06.12.2018) по состоянию на 01.11.2018 задолженность по возврату в бюджет субсидии в размере 100000000 руб. являлась спорной (не являлась безусловной), ввиду чего не требовала отражения в справке.
Доводы Управления о возникновении задолженности задолго до предоставления справки от 06.12.2018, не принимаются, поскольку ТПУ в течение всего периода, предшествовавшего совершению административного правонарушения и привлечения к административной ответственности, вело переписку с Минобрнауки России по вопросам незаконности требований о возврате части субсидии (за 2016 год) в пределах срока исковой давности по оспариванию решения Минобрнауки России об одностороннем расторжении Соглашения о предоставлении субсидии.
Кроме того, суд первой инстанции со ссылкой на п.11 Постановления Правительства РФ от 25.12.2018 N 1664 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", верно указал, что ФГАОУ ВО НИ ТПУ является федеральным государственным автономным учреждением согласно Устава (утвержден приказом Минобрнауки России от 28.12.2018 N 1377); субсидии по соглашениям от 20.12.2018, для заключения которых ТПУ была предоставлена спорная справка от 06.12.2018, предоставлялись из федерального бюджета на основании п. 4 ст.78.1 БК РФ, что следует из вводной части соглашений, и через три недели после предоставления указанной справки в действие введена норма, которая указывает на возможность предоставления субсидии в том числе, федеральным государственным автономным учреждениям, имеющим просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
В любом случае, учитывая, что на момент решения вопроса о привлечении учреждения к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, такого требования для предоставления субсидии не существовало, суд первой инстанции обоснованно посчитал данную норму постановления Правительства РФ возможной к применению, как улучшающую положение учреждения.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения ФГАОУ ВО НИ ТПУ к административной ответственности.
Соответствующие доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.07.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-1870/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1870/2020
Истец: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский политехнический университет"
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Томской области