г. Москва |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А41-23411/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2020 по делу N А41-23411/20 по заявлению индивидуального предпринимателя Семенова Виктора Владимировича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании,
при участии в заседании:
от ИП Семенова В.В. - Матвеев А.В. по доверенности от 27.11.2018;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Дудкина О.В. по доверенности от 27.12.2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Семенов Виктор Владимирович (далее - предприниматель, ИП Семенов В.В.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным решения от 25.02.2020 N 50-1-1-282/3001/2020-481 о приостановлении снятия с кадастрового учета объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 50:41:0000000:3709 общей площадью 8 843 кв.м по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Чехова, д. 33, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.07.2020 по делу N А41-23411/20 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
ИП Семенову В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:41:0020401:11 и расположенные на нем два нежилых помещения - с кадастровым номером 50:41:0000000:23860 общей площадью 53,3 кв.м. и с кадастровым номером 50:41:0000000:23861 общей площадью 878,9 кв.м.
16.07.2012 на кадастровый учет было поставлено здание с кадастровым номером 50:41:0000000:3709, расположенное по адресу Московская область, г. Лобня, ул. Чехова, д. 33 общей площадью 8 843 кв.м., год завершения строительства 1976 г.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), принадлежащие Семенову В.В. нежилые помещения с кадастровым номером 50:41:0000000:23860 общей площадью 53,3 кв.м. и с кадастровым номером 50:41:0000000:23861 общей площадью 878,9 кв.м. расположены в здании с кадастровым номером 50:41:0000000:3709 (этаж 1 помещения I и II). Здание имеет инвентарный номер 109:033-3543, помещения имеют инвентарные номера, соответственно,109:033-3543/I и 109:033-3543/II.
Как следует из свидетельств о праве собственности, в данных о праве собственности также отражено, что принадлежащие Семенову В.В. нежилые помещения расположены на 1 этаже по адресу Московская область, г. Лобня, ул. Чехова, д. 33.
ИП Семенов В.В. обратился в управление с заявлением от 14.02.2020 N 50-0-1-282/3001/2020-481 о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 50:41:0000000:3709, представив заключение кадастрового инженера от 05.02.2020.
Согласно заключению кадастрового инженера от 05.02.2020 здание с кадастровым номером 50:41:0000000:3709, общей площадью 8 843 кв.м. отсутствует на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0020401:11.
Управлением приняло решение о приостановлении государственного кадастрового учета согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета от 25.02.2020 N 50-0-1-282/3001/2020-481 с указанием на непредставление необходимых документов, в частности Акта обследования и иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
Указанное решение предприниматель считает незаконным и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Предпринимателем с заявлением для государственной регистрации снятия с кадастрового учета спорного здания было предоставлено лишь заключение кадастрового инженера, что подтверждается описью документов (л.д. 20).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заключение кадастрового инженера в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ является основанием для снятия с кадастрового учета данного здания.
Вместе с тем, апелляционный суд не может согласиться с вышеуказанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра объектов недвижимости (также - кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (также - реестр прав на недвижимость).
Собственником объекта недвижимости, то есть лицом, уполномоченным на совершение с объектом недвижимости каких-либо действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение прав на объект недвижимости в соответствии с положениями Закона N 218-ФЗ является лицо, чье право внесено в ЕГРН.
Согласно сведениям ЕГРН сведения о правах на объект недвижимости с кадастровым номером 50:41:0000000:3709 у предпринимателя отсутствуют.
Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0020401:11, принадлежащем заявителю, в здании с кадастровым номером 50:41:0000000:3709 расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 50:41:0000000:23860 и 50:41:0000000:23861.
Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется исключительно в случаях, установленных ч. 5 ст. 14 Закона N 218-ФЗ.
При этом снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно при предоставлении: заявления собственника и акта обследования, подтверждающего прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания (п. 1 ст. 23 Закона N 218-ФЗ); вступившего в законную силу судебного решения.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Вместе с тем, предпринимателем не представлен акт обследования по форме установленной Приказом Минэкономразвития России N 861 от 20.11.2015 "Об отверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861), следовательно, у заинтересованного лица не было оснований для учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 50:41:0000000:3709 в связи с прекращением его существования на основании представленных предпринимателем документов.
В соответствии с п. 3 приложения N 2 к Приказу N 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение).
В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.
В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства.
В силу ч. 12 ст. 55.31 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
Вместе с тем, как было указано выше, предпринимателем с заявлением для государственной регистрации снятия с кадастрового учета спорного здания было предоставлено лишь заключение кадастрового инженера, иных документов предпринимателем, в том числе, подтверждающие прекращение существования спорного объекта, представлено не было.
При этом суждение кадастрового инженера, содержащееся в заключении, о том, что сведения в ЕГРН о спорном здании внесены ошибочно, основаны исключительно на предположениях.
Установить, каким образом продолжилось существование нежилых помещений, расположенных согласно сведениям ЕГРН в спорном здании, после окончания существования спорного здания, из материалов дела не представляется возможным. При этом в заключении кадастрового инженера сведения о помещениях, расположенных согласно сведениям в ЕГРН в спорном здании, отсутствуют (кроме констатации о том, что сведения нежилых помещениях с указанными кадастровыми номерами содержатся в ЕГРН).
Более того, на основании части 7 статьи 40 Закона N 218-ФЗ при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машино-места в таких здании, сооружении.
Вместе с тем, предприниматель обратился за снятием с государственного кадастрового учета здания 50:41:0000000:3709 без одновременного снятия с кадастрового учета помещений 50:41:0000000:23860 и 50:41:0000000:23861, которые, согласно сведениям ЕГРН расположены в спорном здании, и находятся в собственности предпринимателя, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 18-19).
Довод представителя предпринимателя о том, что снятие с кадастрового учета не только спорного здания, но и принадлежащих предпринимателю нежилых помещений, соответствует интересам предпринимателя, не умаляет указанного обстоятельства и не освобождает предпринимателя от представления соответствующих документов.
В силу п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у заинтересованного лица имелись достаточные основания для вынесения уведомления о приостановлении снятия с кадастрового учета объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 50:41:0000000:3709 общей площадью 8843 кв.м по адресу: Московская обл., г. Лобня, ул. Чехова, д. 33.
При этом апелляционный суд исходит из того, что предметом рассмотрения по данному делу является проверка законности решения именно о приостановлении государственной регистрации.
При этом согласно выписке из ЕГРН спорный объект недвижимости снят с кадастрового учета 05.08.2020 вместе с входящими в его состав нежилыми помещениями после, как пояснил представитель предпринимателя, представления дополнительных документов, в том числе акта осмотра и акта о сносе.
При этом оснований полагать, что, как предполагает представитель предпринимателя, спорный объект снят с кадастрового учета на основании и во исполнение оспариваемого решения суда первой инстанции, у апелляционного суда не имеется, поскольку данное решение не вступило в законную силу.
Таким образом, решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2020 по делу N А41-23411/20 подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, поскольку у регистрирующего органа имелись достаточные основания для приостановления государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30.06.2020 по делу N А41-23411/20 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23411/2020
Истец: ИП Семенов, ИП Семенов Виктор Владимирович
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ