г. Тула |
|
5 октября 2020 г. |
Дело N А09-263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Сентюриной И.Г. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Е.А., в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новозыбковмолоко" на решение Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2020 по делу N А09-263/2020 (судья Прудникова М.С.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Чистая планета" (далее - АО "Чистая планета", г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Новозыбковмолоко" (далее - ООО "Новозыбковмолоко", Брянская область, г. Новозыбков, ИНН 3204005732, ОГРН 1043222000854) о взыскании 21 401 руб. 21 коп. долга за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по апрель 2019 года и 2 222 руб. 43 коп. неустойки за период с 04.09.2019 по 29.06.2020.
Определением от 16 января 2020 года исковое заявление АО "Чистая планета" принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 02 марта 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства согласно п. 2 ч. 5 ст. 227 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2020 исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ООО "Новозыбковмолоко" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, в удовлетворении исковых требований АО "Чистая планета" отказать. В обоснование своей позиции ссылается на то, что до момента заключения и согласования условий договора услуги по вывозу мусора АО "Чистая планета" не оказывались, на территории организации не было зафиксировано соответствующего транспортного средства регионального оператора, во входящей документации (журналах) не фиксируется прибытие соответствующего транспорта от АО "Чистая планета". Также апеллянт указывает на то, что в связи с наличием разногласий сторон по объемам оказываемых услуг и применяемым при расчете тарифам, передаточный акт ответчиком не подписывался до момента достижения соглашения между сторонами, в связи с чем региональным оператором незаконно выставлен счет на оплату, поскольку согласованный в дальнейшем сторонами объем вывозимого мусора должен быть рассчитан по тарифу с учетом 1 контейнер в месяц и составлять 526 руб. 76 коп. в месяц.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенного конкурсного отбора между АО "Чистая планета" и департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области заключены соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области: N 1 (зона деятельности - районы северной, восточной и южной частей области) и N 2 (зона деятельности - районы западной части Брянской области), согласно которым АО "Чистая планета" присвоен статус регионального оператора с датой начала выполнения обязанностей, предусмотренных соглашением, не позднее 01.01.2019.
Типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликован 24.05.2018 в газете "Брянский рабочий", 25.05.2018 в издании "Учительская газета" N 20 (782), а также на официальном сайте АО "Чистая планета" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
08.05.2019 между АО "Чистая планета" (региональным оператором) и ООО "Новозыбковмолоко" (потребителем) заключен договор N TC/02-0005827, согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 договора объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1, N 1.1 к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 1 января 2019 года (п. 1.4 договора).
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет на 01.01.2019 - 526 руб. 76 коп., с учетом НДС, за 1 куб. м. Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору, доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, в сети Интернет, в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, в счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях. Изменение тарифов на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия договора не требует заключения дополнительных соглашений.
В п. 2.3 договора установлено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно п.п. 2.5, 2.6 договора региональный оператор выставляет потребителю, а потребитель получает первичные учетные документы за расчетный период: акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах, счет-фактуру или универсальный передаточный документ в двух экземплярах, а также счет на оплату. В случае отсутствия указания потребителя о желаемом виде первичных учетных документов, потребителю выставляются универсальный передаточный документ, счет на оплату. Потребитель обязуется вернуть региональному оператору не позднее трех рабочих дней с момента получения подписанный со своей стороны экземпляр акта сдачи-приемки оказанных услуг или универсального передаточного документа, либо в тот же срок направить в адрес регионального оператора мотивированный отказ от подписания, в противном случае услуги считаются надлежаще оказанными и подлежат оплате в полном объеме.
Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, по количеству и объему контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - согласно приложениям NN 1, 1.1 (п. 4.1 договора).
Договор заключается на срок по 31.12.2019, вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО. В части взаиморасчетов договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по договору (п. 9.1 договора).
В приложениях N N 1, 1.1 к договору определено место накопления ТКО - Брянская обл., г. Новозыбков, ул. Комсомольская, д.132; способ складирования ТКО в период с 01.01.2019 по 30.04.2019 - бестарный, с 01.05.2019 способ складирования в один контейнер в объеме 8,00 куб.м., тариф 526 руб. 76 коп.
Во исполнение принятых на себя обязатеьств региональный оператор в период с января по апрель 2019 года оказал ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 21 401 руб. 21 коп. и выставил универсальный передаточный документ N 19779 от 30.04.2019, счет на оплату от 30.04.2019 N 18411.
Ответчик не произвел оплату оказанных ему услуг, в связи с чем истец направил ответчику претензию от 22.08.2019 исх. N 4388 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность по договору и неустойку.
Ненадлежащее исполнение ответчиком денежного обязательства по оплате услуг по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании долга и неустойки.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно ч. 2 ст. 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. Как установлено ч. 3 ст. 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Разделом I(1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 8.17 Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы.
При этом, при отсутствии названной заявки, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вопреки доводам апелляционной жалобы договор N TC/02-0005827 заключен между АО "Чистая планета" (региональным оператором) и ООО "Новозыбковмолоко" 08.05.2019 (дата подписания его сторонами), распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО, то есть с 01.01.2019 и, как верно установлено судом области, является по своей правовой природе договором оказания услуг.
В п. 1 ст. 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст.781 ГК РФ).
В силу положений изложенных правовых норм, вопреки доводам жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции признает, что в спорный период договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между истцом и ответчиком заключен на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируется Правилами N 505.
Согласно п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом в соответствии с п. 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. "а" п. 5 настоящих Правил, то есть расчетным способом.
Как следует из условий договора, в отношении производственного объекта ответчика, в период с 01.01.2019 по 30.04.2019 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществлялся расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В соответствии с приложением N 1 к договору показатель расчетной единицы составляет 420, 3 кв. м., объем ТКО - 40, 53 куб.м., норматив - 0,29.
Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год утвержден приказом управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 N 35/16-тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год" на период с 01.01.2019 по 30.06.2019, с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 526 руб. 76 коп. с НДС за 1 куб.м.
Сторонами согласовано, что место накопления ТКО вблизи объекта потребителя расположено по ул. Комсомольской, д.132 в городе Новозыбков Брянской области.
Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Оказание региональным оператором услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения образователям отходов предполагается, пока не доказано иное, что данной услугой пользуются все образователи.
Исходя из изложенного, а также с учетом представленных в материалы дела документов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на протяжении спорного периода ответчик образовывал ТКО, а образованные отходы ответчика вывозились с общей контейнерной площадки истцом.
Доводы ответчика о необоснованности предъявленного требования в виду недоказанности факта выполнения АО "Чистая планета" в спорный период соответствующей услуги и стоимости такой услуг исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, судом первой инстанции правомерно отклонены в виду следующего.
Условиями договора предусмотрено, что договор распространяет действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО.
Датой начала оказания услуг по обращению с ТКО является 01.01.2019 (п.п. 1.4, 9.1 договора). В приложении N 1 к договору сторонами согласованы такие показатели, как способ складирования ТКО, расчетная единица и ее показатель, норматив накопления объемы ТКО и тариф в рублях.
Из чего следует, что определение стоимости услуги, оказанной за период с января 2019 года по апрель 2019 года расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, осуществлено АО "Чистая планета" в соответствии с условиями договора и нормами действующего законодательства.
Факт оказания истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период подтвержден материалами дела. Согласно расчету истца размер платы за оказанные услуг по обращению с ТКО, подлежащей уплате ООО "Новозыбковмолоко", за период с января по апрель 2019 года составил 21 401 руб. 21 коп.
Суд области, проверив расчет задолженности, верно установил, что он выполнен в соответствии с условиями договора и требованиями закона, является обоснованным.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Доказательств, подтверждающих погашение предъявленной ко взысканию задолженности полностью или в какой-либо части, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
На основании п. 1 ст. 307 ГК РФ кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Поскольку с 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех твердых коммунальных отходов, образующихся у пользователей, находящихся на территории Брянской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО, учитывая обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по утвержденным тарифам и нормативам накопления, судом области обоснованно удовлетворены требования о взыскании долга.
В связи с нарушением сроков оплаты истец просил взыскать с ответчика 2 222 руб. 43 коп. неустойки, начисленной на основании пункта 6.2 договора, предусматривающего, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, независимой гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Основанием для взыскания неустойки является факт неправомерного поведения стороны в обязательстве.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Факт просрочки оплаты ответчиком оказанных истцом услуг установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Истец просил взыскать с ответчика 2 222 руб. 43 коп. неустойки за период с 04.09.2019 по 29.06.2020 за просрочку оплаты оказанных в спорный период услуг, рассчитанной, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ - 4,5%.
Суд области проверил расчет неустойки, и обоснованно пришел к выводу, что он не противоречит условиям заключенного сторонами договора и закону и является обоснованным.
Ответчик контррасчет суммы неустойки не представил, возражений по расчету неустойки и определению периода просрочки не заявил.
Согласно ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Ответчик ходатайство о снижении размера неустойки не заявил, доказательств, подтверждающих явную несоразмерность подлежащей взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, не представил, в силу чего арбитражный суд обоснованно не усмотрел правовых оснований для снижения размера неустойки по собственной инициативе.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, и свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 Кодекса), не установлены.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 30.06.2020 по делу N А09-263/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
И.Г. Сентюрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-263/2020
Истец: АО "Чистая планета"
Ответчик: ООО "Новозыбковмолоко"