Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 декабря 2020 г. N Ф08-10553/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
6 октября 2020 г. |
Дело N А20-349/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
Полный текст постановления изготовлен 06.10.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левкиным А.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Богатый урожай" - Кардановой Ф.В. (доверенность от 05.02.2020), от заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Макаевой А.А. (доверенность от 19.06.2019) (после перерыва не явились), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.06.2020 по делу N А20-349/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Богатый урожай" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - ответчик, министерство), в котором просит:
- восстановить срок для обжалования отказов министерства в предоставлении государственной услуги "Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" обществу, оформленные уведомлениями от 16.07.2019 за исх.N N 21-04-2-07/3089 и 21-04-2-07/3090.
- признать незаконными отказы министерства в предоставлении государственной услуги "Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" обществу, оформленные уведомлениями от 16.07.2019 за исх.N N 21-04-2-07/3089 и 21-04-2-07/3090.
- признать незаконными действия (бездействия) министерства, выразившиеся в несвоевременном рассмотрении и не надлежащем не своевременном вручении результатов рассмотрения заявлений ООО "Богатый Урожай" о предоставлении субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства входящий N 607 от 13.05.2019 на сумму 12 091 321,39 рублей и входящий N 608 от 13.05.2019 на сумму 42 101 613,015 рублей;
- обязать министерство устранить нарушения прав общества путем предоставления субсидий в размере 54 192 934,40 рублей.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.06.2020 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что пакет документов, представленных обществом в министерство на получение субсидии, соответствует требованиям, предусмотренных Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2017 годаN 23-ПП (далее-Правила). Доказательств обоснованности отказа в предоставлении обществу субсидии министерством не представлено. Бездействие министерства послужил причиной того, что общество не смогло реализовать свое право на обжалование отказа в установленный законом срок.
В апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности, апеллянт ссылается на то, что обществом пропущен установленный законом срок на обжалование ненормативного правового акта (бездействия), а также статус заявителя как сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с действующим законодательством не подтвержден, поскольку доля дохода составляет менее семидесяти процентов, что является несоблюдением требований Правил и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В отзыве общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в судебном заседании 22.09.2020 объявлялся перерыв до 28.09.2020, 28.09.2020 до 29.09.2020 о чем сделаны публичные извещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.16aas.arbitr.ru.
После перерыва в судебное заседание участвующие в деле лица не явились, поэтому суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в министерство с заявлением от 13.05.2019 о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями. К указанному заявлению общество приложило соответствующий пакет документов.
Рассмотрев заявление, министерство уведомлениями от 16.07.2019 (исх.N N21-04-2-07/3089 и N21-04-2-07/3090) уведомило общество об отказе в предоставлении государственной услуги, так как по результатам проверки представленных документов, установлено, что предоставлены недостоверные сведения.
Приказом N 64 от 26.07.2019 Министерство сократило срок подачи заявок на участие в государственной программе, установив срок с 13 мая 2019 года по 29 июля 2019 года.
Общество 03.09.2019 направило в адрес Министерства заявление о возврате копий документов на предоставление субсидий.
17.12.2019 общество направило в адрес Министерства запрос с просьбой пояснить, по каким причинам обществу отказано в предоставлении субсидий в 2018 году и в 2019 году.
Письмом (исх.N 2104306/5895 от 30.12.2019) Министерство в ответ на обращение общества сообщило, что причиной отказа обществу в предоставлении субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями послужило:
- в 2018 году - отсутствие лимитов бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на дату представления документов;
- в 2019 году - несоответствие представленных документов требованиям Правил, а именно - установление недостоверности сведений. Кадастровые номера участков, указанных в актах выполненных работ по закладке и уходу за многолетними насаждениями за 2018 год, не соответствуют кадастровым номерам в договорах аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения. Кроме того, статус сельскохозяйственного товаропроизводителя не подтвержден, а именно, в предоставленной обществом информации (в соответствии с подпунктом 5.9 пункта 5 Правил) доля дохода за 2018 год равняется нулю, а в соответствии со ст.3 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, доля в доходе от реализации продукции сельскохозяйственного производства составляет не менее 70%.
Посчитав данный отказ незаконным, и нарушающим права на получение субсидий, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 7 Правил действовавших в спорный период, поступившие в министерство документы на предоставление субсидий подлежат рассмотрению в течение 15 рабочих дней.
По результатам рассмотрения представленных документов министерство уведомляет претендентов на получение государственной поддержки о предоставлении субсидий либо об отказе. В случае отказа в предоставлении субсидий министерство направляет сельскохозяйственному товаропроизводителю соответствующее письмо с указанием оснований отказа.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 4 статьи 113 АПК РФ установлено, что течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
В силу части 2 статьи 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.
Согласно части 1 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 117 АПК РФ установлено, что арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 данного Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Суд установил, что общество направило в министерство обращение о предоставлении субсидии от 13.05.2019. Соответственно, согласно пункту 7 Правил, указанное заявление должно было быть рассмотрено министерством не позднее 03.06.2019. Однако в установленный срок министерство не уведомило общество о результатах рассмотрения заявления.
Таким образом, с указанной даты права общества являются фактически нарушенными.
Общество, знало или должно было знать о том, что согласно Правилам его заявление подлежало рассмотрению в 15-дневный срок. С момента истечения этого срока общество вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, в том числе по факту бездействия государственного органа, не предоставившего ему ответа по его обращению.
Суд установил, что переписка между сторонами по поводу указанного обращения не проводилась, что подтверждается сторонами и не оспаривается. Доводы общества об устных обращениях не подтверждены соответствующими доказательствами и министерством не признаются.
Вместе с тем с заявлением в арбитражный суд общество обратилось только 05.02.2020, то есть с пропуском установленного законом срока.
Если принять за основу довод заявителя о том, что министерством допущено бездействие в отношении рассмотрения обращения от 13.05.2019, то бездействие завершилось по истечении 15 дневного срока, установленного Правилами для рассмотрения обращения, то есть 03.06.2019.
Кроме этого согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено общее правило о то, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Исходя из указанной общей нормы права по истечении 30 дней с момента регистрации обращения в государственном органе лицо вправе обратиться в суд по факту неполучения ответа по такому обращению. Период, в течение которого лицо в этом случае вправе обратиться в суд, по правилам части 4 статьи 198 Кодекса, составляет три месяца с момента окончания установленного законом срока на рассмотрение обращения в государственном органе.
То есть, по истечении указанных сроков, и при неполучении ответа на обращение заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, связанных с поданным им обращением.
Вместе с тем, заявитель ни в указанный срок, ни в иной разумный срок не проявил заинтересованности в результатах рассмотрения его обращения, допустил значительную просрочку срока на обращение в суд, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Доказательства наличия уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о признании незаконными бездействия, общество не представило.
Заявитель не представил доказательств наличия чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий (находящихся вне контроля заявителя), свидетельствующих об отсутствии у него возможности подать заявления до истечения процессуального срока.
С учетом изложенного доводы заявителя, изложенные в ходатайстве о восстановление срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, суд признает не обоснованными, уважительные причины для пропуска срока отсутствуют.
Таким образом, заявитель не подтвердил, что им были приняты все необходимые и достаточные меры для обжалования бездействия министерства в установленный срок, в связи с чем, ходатайства о восстановлении срока на обжалование не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск установленного Кодексом срока на обжалование ненормативного правового акта (бездействия) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.0016 N 306-КГ16-10045).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.09.2019 по делу N А20-115/2018.
Кроме того, согласно пункту 2 Правил субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственным товаропроизводителем признается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно информации о доле дохода от реализации произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции в доходе сельскохозяйственного товаропроизводителя от реализации товаров (работ, услуг), приложенной Заявителем к пакетам документов во исполнение подпункта 5.9 пункта 5 Правил, доля его дохода за 2018 год равна нулю. Указанный факт не опровергается обществом.
Исходя из данных сведений статус заявителя как сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с действующим законодательством не подтвержден, поскольку доля дохода составляет менее семидесяти процентов, что является несоблюдением требований Правил и Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ.
Кроме того, согласно информации о расходах бюджета лимит бюджетных средств на 17 июля 2019 года был освоен в полном объеме. Учитывая данное обстоятельство, заявителю при повторной подаче документов позже 17 июля 2019 года было бы отказано в предоставлении субсидий в связи с исчерпанием лимитов бюджетных средств в соответствии с абзацем шестым пункта 11 Правил.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в виду неправильного применения норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить, решение Арбитражного суда Кабардино -Балкарской Республики от 22.06.2020 по делу N А20-349/2020 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ООО "Богатый урожай" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-349/2020
Истец: ООО "Богатый урожай"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Шестнадцатый арбитражный апеляционный суд