06 октября 2020 г. |
Дело N А83-10156/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 06 октября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Вахитова Р.С., судей Калашниковой К.Г., Котляровой Е.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гутор К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солнечный берег" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.05.2020 по делу N А83-10156/2019 (судья Ловягина Ю.Ю.,.), по результатам рассмотрения
искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Солнечный берег" (295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Самокиша, д. 32, лит. К, пол. 2, ОГРН: 1149102182085, ИНН: 9102066906)
к ликвидатору ГП "Ливадия" Кирюшкину Александру Ивановичу
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Совет министров Республики Крым (295005, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Кирова, д. 13, ОГРН: 1149102016414, ИНН: 9102011424), Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, д. 17, ОГРН: 1149102017426, ИНН: 9102012080), Министерство сельского хозяйства Республики Крым (295001, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, д. 81, ОГРН: 1149102017514, ИНН: 9102012139), Государственное унитарное предприятие Республики Крым "ПАО "Массандра", (298650, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Массандра, ул. Винодела Егорова, д. 9, ОГРН: 1149102026985, ИНН: 9103002616) МИФНС N 9 России по Республике Крым (295001, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Мате Залкт, д. 1/9)
о признании незаконными действий (бездействия) председателя ликвидационной комиссии Кирюшкина Александра Ивановича,
при участии в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Тришкина Дениса Юрьевича, доверенность N 959-Д от 30.12.2019 (до перерыва);
представителя ООО "Солнечный берег" - Протачука Максима Владимировича, доверенность от 13.08.2020 (до и после перерыва);
директора ООО "Солнечный берег" Шинкевича Дмитрия Валерьевича, выписка из ЕГРЮЛ ( до перерыва);
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
21.06.2019 ООО "Солнечный берег" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании незаконными действий (бездействия) председателя ликвидационной комиссии ГП "Ливадия" Кирюшкина А.И.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 17.09.2019 к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым и Министерство сельского хозяйства Республики Крым. Окончена подготовка дела к судебному разбирательству и назначено судебное разбирательство.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 19.11.2019 принято уточнение требований в порядке статьи 49 АПК РФ, изложенные в заявлении от 07.08.2019 (л.д. 45-58, т. 1), с учетом требований изложенных в п. 1 и 2, и продолжено рассмотрение дела о признании незаконными бездействия председателя ликвидационной комиссии Кирюшкина А.И. в части невключения в реестр кредиторов ООО "Солнечный берег", а также признании незаконными бездействия председателя ликвидационной комиссии Кирюшкина А.И. в части нарушения процедуры ликвидации ГП "Ливадия", а именно необращения в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании ГП "Ливадия" банкротом.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 12.12.2019 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спота, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "ПАО "Массандра".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 17.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МИФНС N 9 России по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.05.2020 в удовлетворении исковых требований отказано. Вынося данное решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что требований ООО "Солнечный берег" не включены в реестр кредиторов по причине не обращения кредитора с соответствующими требованиями в порядке части 4 статьи 64 ГК РФ, в связи с чем, отсутствуют оснований для признания бездействия председателя ликвидационной комиссии Кирюшкина А.И. незаконным. Также суд указал на невозможность проведения в отношении ГП "Ливадия" процедур банкротства, поскольку оно не привело свои учредительные документы в соответствие с требованиями российского законодательства и сведения о нем не были включены в ЕГРЮЛ.
Не согласившись с законностью указанного решения, ООО "Солнечный берег" подало на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и его требования удовлетворить. Доводы жалобы сводятся к тому, что истец не был уведомлен ликвидатором о ликвидации ГП "Ливадия", как то предусмотрено требованиями Закона, ликвидатор не включил в ликвидационный баланс признанную судом задолженность ГП "Ливадия" перед ООО "Солнечный берег" и не обратился в суд с заявлением о банкротстве ГП "Ливадия".
Определением от 14.07.2020 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 18.08.2020, которое было отложено на 22.09.2020. В судебном заседании 22.09.2020 был объявлен перерыв до 29.09.2020.
От Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ГУП РК "ПАО "Массандра" поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они не согласились с ее доводами, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание явились представители Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и ООО "Солнечный берег", иные лица явку полномочных представителей не обеспечили. От ГУП РК "ПАО "Массандра" и от Министерства сельского хозяйства Республики Крым поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Причины неявки иных лиц, участвующих в деле, суду неизвестны. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы к производству посредством почтовой отправки, а также размещение текста указанного определения и определения об отложении судебного разбирательства, а также о перерыве в судебном заседании на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет (http://21aas.arbitr.ru/), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании представители ООО "Солнечный берег" настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, а представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым возражал против ее удовлетворения, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. Оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Истец в обоснование иска ссылается на то, что решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 26.08.2010 по делу N 5002-23/4075-2010 и решением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 05.08.2010 по делу N 5002-23/43748-2010 с ГП "Ливадия" в пользу истца были взысканы денежные средства в украинских гривнах, во исполнение решения были выданы исполнительные документы (судебные приказы от 07.09.2010 и от 20.08.2018). 22.05.2014 судебным приставом Межрайонного ФССП было возбуждено исполнительное производство N 391/14/2001-ИП, о взыскании с ГП "Ливадия" в пользу ООО "Солнечный берег" 17 976 190,10 рублей. В ходе исполнительного производства было установлено, что 02.03.2015 Советом министров Республики Крым принято распоряжение N 164-р о ликвидации ГП "Ливадия" и назначении председателем ликвидационной комиссии и.о. директора ГП "Ливадия" Кирюшкина А.И. На основания распоряжения Совета министров Республики Крым N 295-р от 06.04.2015 судебным приставом-исполнителем исполнительное производство N 3691/14/82001-ИП было окончено и в адрес ликвидатора Кирюшкина А.И. был направлен исполнительный документов и постановление об окончании исполнительного производства от 12.08.2015. Вместе с тем признанная решением суда по делу N 5002-23/4075-2010 задолженность ГП "Ливадия" перед истцом не была включена в ликвидационный баланс, процедура ликвидации была завершена. ООО "Солнечный берег", полагая, что ликвидатором ненадлежащим образом исполнялись его обязанности, в частности он не предпринял мер по направлению ООО "Солнечный берег" информации о ликвидации должника, не включил в ликвидационный баланс его требования и, точно зная о непогашенной задолженности перед ООО "Солнечный берег", не обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом, обратилось в суд с настоящим иском о признании действий бывшего ликвидатора незаконными.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
ГП "Ливадия" являлось юридическим лицом, созданным в соответствии с нормами права Украины, зарегистрированным на территории Республик Крым.
Правоотношения между ГП "Ливадия" и ООО "Солнечный берег" сложились в период вхождения Республики Крым в состав Украины. В этом же период в соответствии с нормами законов Украины были приняты судебные акты о взыскании с ГП "Ливадия" в пользу ООО "Солнечный берег" денежных средств - решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 26.08.2010 по делу N 5002-23/4075-2010 и решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 05.08.2010 по делу N 5002-23/43748-2010.
16.03.2014 общекрымским референдумом была установлена воля граждан, проживающих в Крыму, на воссоединение Крыма и г. Севастополя с Россией на правах субъектов Российской Федерации. На основании Декларации о независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя (утв. Постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым и постановлением Севастопольского городского Совета 11 марта 2014 г.) и результатов референдума 17.03.2014 была провозглашена Республика Крым как независимое и суверенное государство, в состав которой вошел город Севастополь в качестве города с особым статусом. 18.03.2014 был подписан межгосударственный Договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а 21.03.2014 принят Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, 22.05.2014 судебным приставом Межрайонного ФССП было возбуждено исполнительное производство N 391/14/2001-ИП о взыскании с ГП "Ливадия" в пользу ООО "Солнечный берег" 17 976 190,10 рублей.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе" определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно статьи 2 Закон Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" уполномоченный орган (далее - Министерство, Минимущество) является правопреемником Фонда имущества Автономной Республики Крым, в том числе, в части исполнения полномочий арендодателя по договорам аренды имущества Автономной Республики Крым и бывшего государственного имущества Украины, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, на весь период действия указанных договоров.
Пунктом 1.7. Положения о Министерстве, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности Республики Крым и корпоративных правоотношений, стороной в которых ранее являлся Фонд имущества Автономной Республики Крым.
Постановлением Государственного совета Республики Крым от 26.03.2014 N 1836-6/14 "О национализации имущества предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым" в собственность Республик Крым национализированы целостные имущественные комплексы, другое имущество предприятий, учреждений, организаций агропромышленного комплекса, расположенных на территории Республики Крым, согласно перечню в приложении, в том числе, Государственное предприятие "Ливадия" (далее - ГП "Ливадия", пункт 3 перечня).
Статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52 "О введений в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции от 05.05.2014) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
Частью 4 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ было предусмотрено, что юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование и которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
В последующих редакциях статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52 (начиная с редакции от 04.11.2014) была исключена оговорка "(за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование)", в свою очередь Федеральным законом от 19 декабря 2014 N 506-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указанный срок был продлен до 01 марта 2015 года (для всех юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов).
В пункте 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52 закреплено, что указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
В указанный срок учредительные документы ГП "Ливадия" не были приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации и ГП "Ливадия" не обратилось с заявлением о внесении сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц, соответственно в силу положений пунктов 1, 9 стать 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52 ГП "Ливадия" подлежало ликвидации.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.03.2015 N 164-р (ред. от 23.03.2015) "О ликвидации государственных предприятий" принято решение ликвидировать, в том числе, ГП "Ливадия", председателем ликвидационных комиссии утвержден и.о. директора Кирюшкин Александр Иванович.
На основания распоряжения Совета министров Республики Крым N 295-р от 06.04.2015 судебным приставом-исполнителем исполнительное производство N 3691/14/82001-ИП окончено (постановление от 12.08.2015).
Согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (пункт 4 статьи 62 ГК РФ).
В п. 1 статьи 63 ГК РФ определено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
В ходе исполнения процедуры ликвидации ГП "Ливадия" в журнале "Вестник государственной регистрации" N 11 от 25.03.2015 была размещена публикация о ликвидации ГП "Ливадия" и о порядке предъявления требований кредиторов, согласно которой требования кредиторов могли быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования данного сообщения.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Апеллянт указывает, что ликвидатором не было исполнено требование об извещении его письменной форме как кредитора ГП "Ливадия", чьи требования признаны решением суда обоснованными, о ликвидации ГП "Ливадия", чем были нарушены его права.
Коллегия судей, несмотря на то, что в материалы дела не были представлены доказательства письменного уведомления ООО "Солнечный берег" о ликвидации ГП "Ливадия", не считает, что права истца были нарушены.
Так, из исковых требований истца усматривается, что с января 2016 года истец знал, что в отношении ГП "Ливадия" идет процедура ликвидации и исполнительное производство N 3691/14/82001-ИП окончено постановление от 12.08.2015. Указанное также усматривается из письма Министерства имущественных и земельных отношений от 16.05.2016 N 01-10/7137, направленного в адрес ООО "Солнечный берег" в ответ на его письмо N 7 от 14.03.2016.
Вместе с тем ООО "Солнечный берег" до утверждения ликвидационного баланса должника не обращалось (доказательств обратного не представлено) к ликвидационной комиссии ГП "Ливадия" со своими кредиторскими требованиями.
ООО "Солнечный берег" утверждает, что ликвидатор на основании пункта 2 статьи 63 ГК РФ должен был самостоятельно включить его требования как удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда о существовании которых он достоверно знал, в промежуточный ликвидационный баланс.
Вместе с тем ООО "Солнечный берег" никак не обосновало причины, по которым оно, достоверно располагая сведениями о ликвидации ГП "Ливадия", не предпринимало действий по получению информации относительно того, были ли его требования включены в промежуточный баланс, и в случае если не были, не предприняло действий по подаче соответствующего заявления (по предъявлению требований).
Положениями пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.
То есть законом установлен специальный способ защиты кредитора при ликвидации юридического лица, предусматривающий рассмотрение в порядке искового производства его требований к ликвидируемому юридическому лицу.
ООО "Солнечный берег", располагая сведениями о ликвидации ГП "Ливадия", такой способ защиты своих прав не реализовало и не представило доказательств невозможности своевременно его реализовать.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.06.2016 N 631-р "Об утверждении ликвидационных балансов" был утвержден ликвидационный баланс ГП "Ливадия".
Таким образом, требований ООО "Солнечный берег" не были включены в реестр кредиторов по причине отсутствия с его стороны обращения с соответствующими требованиями и не реализацией предоставленного законом в части 4 статьи 64 ГК РФ способа защиты своего права на рассмотрение и включение таких требований. Исходя из того, что ООО "Солнечный берег" знало о ликвидации ГП "Ливадия" до утверждения ликвидационного баланса, но по своей воле не предприняло указанных действий, отсутствие письменного уведомления его о ликвидации ГП "Ливадия" со стороны ликвидатора не привело к нарушению его прав.
В связи с указанным отсутствуют оснований для признания бездействия председателя ликвидационной комиссии Кирюшкина А.И. в части не включения в реестр кредиторов ООО "Солнечный берег" незаконным.
Аналогичной правовой позиции придерживается Арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 12.03.2019 по делу А68-436/2018.
Относительно доводов апеллянта о необращении ликвидатора в суд с заявлением о признании ООО "Солнечный берег" несостоятельным (банкротом) коллегия судей руководствуется следующим.
Наличие решения о добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если такое решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 3 ст. 61 ГК РФ.
Доказательств того, что Распоряжение Совета министров Республики Крым от 02.03.2015 N 164-р (ред. от 23.03.2015) "О ликвидации государственных предприятий" в части ликвидации ГП "Ливадия" не исполнялось, не представлено.
В пункте 4 статьи 65 ГК РФ установлено, что в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Из ст. 225 Закона о банкротстве следует, что арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства на основании заявления лиц, установленных в ст. 224 Закона, которая устанавливает, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
При этом коллегия судей отмечает, что согласно ликвидационному балансу и аудиторскому заключению от 18.05.2015, сумма заявленных кредиторских требований (признанной кредиторской задолженности) составила 10 350 338,36 руб.
На основании подтвержденной аудиторским заключением кредиторской и дебиторской задолженности, между Министерством и ФГУП "ПАО "Массандра" было заключено дополнительное соглашение N 2 от 11.12.2015 к Договору, регулирующее перевод кредиторской задолженности ГП "Ливадия" (в размере 13 672 171,63 руб.) и предоставлено право требования дебиторской задолженности ГП "Ливадия" (том 1 л.д. 104-105).
Доказательств того, что по состоянию на 21.06.2016 у должника как ликвидируемого юридического лица было недостаточно имущества для удовлетворения требований кредиторов и имели наличие признаки банкротства юридического лица, с учетом перевода признанной кредиторской задолженности долга на ФГУП "ПАО "Массандра", не представлено.
В связи с указанным у ликвидатора Кирюшкина Александра Ивановича отсутствовали основания для обращения в суд с заявлением о признании банкротом ликвидируемого должника.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.06.2016 N 631-р "Об утверждении ликвидационных балансов" был утвержден ликвидационный баланс ГП "Ливадия". Учитывая, что сведения о ГП "Ливадия" не были включены в ЕГРЮЛ до указанной даты, соответственно они не подлежали исключению из него, а ликвидация ГП "Ливадия" является завершённой с даты утверждения Советом министров Республики Крым ликвидационного баланса, с этого же момента прекращены полномочия ликвидатора Кирюшкина Александра Ивановича.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении его требований. Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного решения.
Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Расходы апеллянта по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ остаются за ним.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27 мая 2020 года по делу N А83-10156/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.С. Вахитов |
Судьи |
К.Г Калашникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10156/2019
Истец: ООО "СОЛНЕЧНЫЙ БЕРЕГ"
Ответчик: Кирюшкин Александр Иванович, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ПРОИЗВОДСТВЕННО-АГРАРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАССАНДРА", Мажрайонная ИФНС России N9 по Республике Крым, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, УФССП по РК