город Томск |
|
6 октября 2020 г. |
Дело N А67-6672/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мизиной Е.Б., с использованием средств аудиозаписи и систем веб-конференции, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Сибирского таможенного управления ФТС России и Кемеровской таможни (N 07АП-7862/2020 (1,2)) на решение от 21.07.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6672/2019 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЗИК" (117432, г. Москва, ул. Бутлерова, 17, ИНН 7705628580, ОГРН 1047796874619) к Кемеровской таможне (ИНН 4205009474, ОГРН 1024200707079; 634034, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Сарыгина, дом 36), к Сибирскому таможенному управлению ФТС России (630082, г. Новосибирск, ул. Тимирязева, 74) о признании незаконными решений.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Белозерова Е.С., Сафонов В.С., доверенность от 19.03.2020,
от СТУ ФТС России: Голикова О.П., Платакова Т.В., доверенности от 25.12.2019,
от Кемеровской таможни: Грозная Ж.Г., доверенность от 02.07.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗИК" (далее также - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Томской таможне и Сибирскому таможенному управлению ФТС России о признании незаконными решений Томской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 03.09.2018 N РКТ-10611000-18/000065; по ТН ВЭД ЕАЭС от 02.10.2018 N РКТ-10611000-18/000069; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N PKT- 10611000-18/000074; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000075; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000076; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N PKT-10611000-18/000077; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N РКТ 10611000-18/000078; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000-18/000079; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000-18/000080; по ТН ВЭД ЕАЭС от 14.11.2018 N РКТ-10611000-18/000085 и о признании незаконным решения Сибирского таможенного управления N 14-02-12/1 от 05.02.2019 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.
Определением от 15.07.2020 Арбитражного суда Томской области осуществлена замена одного из ответчиков по делу - Томской таможни в порядке правопреемства на Кемеровскую таможню.
Решением от 21.07.2020 Арбитражного суда Томской области решения Томской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 03.09.2018 N РКТ-10611000-18/000065; по ТН ВЭД ЕАЭС от 02.10.2018 N РКТ-10611000-18/000069; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N PKT- 10611000-18/000074; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000075; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000076; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N PKT-10611000-18/000077; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N РКТ 10611000-18/000078; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000-18/000079; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000- 18/000080; по ТН ВЭД ЕАЭС от 14.11.2018 N РКТ-10611000-18/000085 и решение Сибирского таможенного управления N 14-02-12/1 от 05.02.2019 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица признаны незаконными. На Кемеровскую таможню и Сибирское таможенное управление ФТС России возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ЗИК". С Кемеровской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЗИК" взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 30 000 руб. Заявителю из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная по платежному поручению N 0626 от 28.03.2019.
Не согласившись с принятым решением, Кемеровская таможня и Сибирское таможенное управление обратились с апелляционный суд с жалобами, в которых просили обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба Сибирского таможенного управления мотивирована тем, что имеющиеся в материалах дела заключения экспертов, полученные в ходе осуществления таможенного контроля, содержат выводы противоречащие заключении эксперта от 19.12.2019 и представлены в материалы судебного дела, в качестве доказательств. СТУ полагает, что заключение АО ЦНИИ "ЦИКЛОН" не может быть принято в качестве доказательства по делу и положено в основу принятия решения по рассматриваемому делу. Выводы АО ЦНИИ "ЦИКЛОН" о том, дальномерами являются только устройства, имеющие каналы визуализации и индикации, не имеет нормативного подтверждения и не соответствует термину импульсного дальномера в соответствии с ГОСТ 21830-76. Совокупность выявленных замечаний является основанием считать, что заключение экспертизы АО ЦНИИ "ЦИКЛОН" не является надлежащим письменным доказательством по делу, позволяющим считать решения таможенных органов неправомерными. Заключение является мнением отдельно взятого специалиста и не имеет для арбитражного суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими письменными доказательствами по делу. Анализ характеристик спорных товаров позволяет установить, что 2D лазерные сканеры обладают свойством измерять дальность до объектов, что доказывает присутствие в товаре характеристик, необходимых для классификации товаров в товарной позиции 9015 ТН ВЭД ЕАЭС, в которой поименованы дальномеры, а не в 9031 ТН ВЭДС ЕАЭС, в которую включаются прочие измерительные приборы в другом месте не по именованные или не включенные. Если товар удовлетворяет характеристикам товарной позиции 9015 ТН ВЭД, то в соответствии с ОПИ N 1 товар не может классифицироваться в товарной позиции с более общим наименованием, т.е. в товарной позиции 9031 ТН ВЭД. Товар, представленный на исследование, в ходе проведения первичной таможенной экспертизы, идентифицирован как оптический электронный дальномер.
Апелляционная жалоба Кемеровской таможни мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным, вынесено с нарушением норм материального права. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт указывает на то, что выводы суда о незаконности принятых Томской таможней и Сибирским таможенным управлением решений, основаны на заключении судебного эксперта, а не на нормах международного законодательства, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Кемеровской таможней в материалы судебного дела представлены заключения таможенных экспертов, полученные в ходе осуществления таможенного контроля от 29.08.2018 N 12411004/0023782; от 16.10.2018 N 12411010/0031331; от 30.10.2018 N 12411030/0033000, письмо регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России г. Новосибирск от 27.06.2018 N 39-04-10/2719 "О направлении информации". Представленные документы обладают силой доказательств, которые в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. В решение суда от 21.07.2020 оценка приведенным доказательствам не дана. Согласно заключениям (письму) таможенных экспертов, лазерные 2D-сканеры являются оптическими электронными дальномерами, определяющими расстояние между прибором и заданным объектом. Возражения СТУ, Кемеровской таможни о недостатках судебной экспертизы безосновательно отклонены судом общей фразой о том, что письменные пояснения ответчиков не обоснованы с учетом данных в судебном заседании пояснений эксперта Кандаурова А.С.
В отзыве на апелляционные жалобы заявитель отклонил доводы апеллянтов за необоснованностью, указав, что судом первой инстанции были правильно применены положения ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к классификации спорных товаров. Ошибочную классификацию товаров, основанную на неполном выяснении объективных характеристик товаров и неправильном применении ТН ВЭД, осуществила Томская таможня. Способность того или иного устройства производить иные измерения, наряду с определением расстояния, исключает его принадлежность к дальномерам. В особенности это касается тех устройств, в которых определение расстояние является утилитарной (промежуточной) функцией, необходимой для выполнения более сложных измерений или решения специфической задачи, соответствующей целевому назначению этого устройства. В силу пояснений к ТН ВЭД, устройства предназначенные для измерения геометрических величин должны классифицироваться в товарной позиции 9031 ТН ВЭД. Вывод суда первой инстанции о необоснованности классификации таможенными органами ввезенных лазерных сканеров LMS в товарной позиции 9015 был сделан с учетом объективных характеристик этих устройств и на основании представленных в материалы дела доказательств. Положенные в основу оспариваемых классификационных решений экспертные заключения ЦЭКТУ, содержат ряд существенных недостатков. В свою очередь, это обстоятельство также свидетельствует о том, что принятые классификационные решения ничем не обоснованы. Все три заключения таможенных экспертов отличает неполнота проведенного исследования, что не позволяет использовать их в качестве обоснования классификации сканеров LMS в товарной позиции 9015 в качестве дальномеров и воспроизводить их выводы в тех решениях о классификации, где сами заключения ЦЭКТУ непосредственно не упомянуты в качестве основания для принятия классификационных решений.
В судебном заседании представители Кемеровской таможни и Сибирского таможенного управления апелляционной жалобы поддержали по изложенным в них основаниям.
Представители заявителя отклонили доводы апеллянтов за необоснованностью по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в рамках контракта от 08.05.2009 N 189(09) таможенным представителем ООО "ДХЛ Глобал Форвардинг" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей N 0683/00 от 13.10.2014) от имени и по поручению декларанта ООО "ЗИК" (договор на оказание услуг таможенного представителя DGF-TE-2015-0260 от 12.01.2015) с применением технологии "удаленного выпуска" на Томский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Томской таможни в соответствии в таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления поданы декларации на товары (далее - ДТ): N 10611020/090117/0000172; N 10611020/280117/0001791; N 10611020/300117/0001902; N 10611020/200718/0017578; N 10611020/110918/0024097; N 10611020/170918/0024900; N 10611020/011018/0026660; N 10611020/011018/0026707; N 10611020/311018/0030629; N 10611020/121118/0031807.
В указанных ДТ в числе прочих были заявлены сведения о товаре - оптические устройства; оптическое считывающее устройство (лазерный 2D-"cкaнep) "SICK AG", производитель "SICK AG", товарный знак SICK, модели LMS111-10100S05, LMS511- 20100 PRO, LMS511-12100, LMS511-22100.
В представленных в таможенный орган ДТ были указаны следующие сведения о товарах: 1. ДТ N 10611020/090117/0000172, товар N 1 - оптические устройства: оптическое считывающее устройство (лазерный 2D-сканер), представляет собой лазерный датчик обнаружения, предназначенный для навигации и предотвращения столкновения автоматически управляемых систем. Принцип действия: при пересечении оптического луча объектом датчик вырабатывает напряжение и подает электрический сигнал. Характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 гц-50 гц, рабочий диапазон 0,5 м - 20 м. Интерфейс: ethernet, RS-232, can. Напряжение питания 10,8 В - 30 В DC, потребляемая мощность 60 ВТ. Модель LMS111-10100S05. Артикул 1055053. Количество 139 шт.;
2. ДТ N 10611020/280117/0001791, товар N 1 - оптические устройства: оптоэлектронное лазерное устройство (2D сканер) для обнаружения объектов в диапазоне действия датчика, характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 гц - 50 гц, рабочий диапазон 0,5 м -20 м. Интерфейс: ethernet, RS-232, can. Напряжение питания 10,8 В - 30 В DC, потребляемая мощность 60 ВТ. Модель LMS111-10100S05. Артикул 1055053. Количество 317 шт.
3. ДТ N 10611020/300117/0001902, товар N 1 - оптические устройства: оптическое считывающее устройство (лазерный 2D-сканер), представляет собой лазерный датчик обнаружения, предназначенный для навигации и предотвращения столкновения автоматически управляемых систем. Принцип действия: при пересечении оптического луча объектом датчик вырабатывает напряжение и подает электрический сигнал. Характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 гц - 50 гц. Рабочий диапазон 0,5 м - 20 м. Интерфейс: ethernet, RS-232, can. Напряжение питания 10,8 В - 30 В DC, потребляемая мощность 60 ВТ. Модель LMS111-10100S05. Артикул 1055053. Количество 130 шт.
4. ДТ N 10611020/200718/0017578, товар N 1 - оптические приборы и устройства (кр. проекторов профильных), поставляемые бесплатно после осуществления гарантийно-технического обслуживания (безвозмездного ремонта): оптическое считывающее устройство (лазерный 2D-сканер), представляет собой лазерный датчик обнаружения, предназначенный для навигации и предотвращения столкновения автоматически управляемых систем, принцип действия: при пересечении оптического луча с объектом датчик вырабатывает напряжение и подает электрический сигнал, характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 гц - 50 гц, рабочий диапазон 0,5 м - 20 м. интерфейс: ethernet, rs-232, can. напряжение питания 10.8 в -30 в dc, потребляемая мощность 60 вт., модель LMS111-10100S05, артикул 1055053, серийные номера: 16480009, 16510017, 16460027, 16260003, 16450010, 16480088, 16520039, 16480069, количество 8 шт.
5. ДТ N 10611020/110918/0024097 часть товара N 31 - Лазерный датчик 2D-LIDAR LMS5XX, предназначен для детектирования наличия объектов в заданной зоне; тех. характеристики: - источник света: инфракрасный (905 NM), класс лазера: 1 (IEC 60825- 1:2014, EN 60825-1:2014), - электрическое подключение: 4Х круглый штекерный соединитель М12. - рабочее напряжение: 24В DC, артикул: 1047782, модель LMS511- 20100 PRO, количество: 8 шт.
6. ДТ N 10611020/170918/0024900, часть товара N 37 - оптические приборы и устройства (кр. Проекторов профильных): Лазерный датчик 2D-LIDAR LMS5XX, предназначен для детектирования наличия объектов в заданной зоне; тех. характеристики: - источник света: инфракрасный (905 NM), - класс лазера: 1 (IEС 60825-1:2014, EN 60825- 1:2014), - электрическое подключение: 4Х круглый штекерный соединитель M12, - рабочее напряжение: 24В DC, артикул: 1047782, модель: LMS511-20100 PRO, количество: 16 шт.
7. ДТ N 10611020/011018/0026660, товар N 1 - оптические приборы и устройства (кр. проекторов профильных) оптическое считывающее устройство (лазерный 2-сканер) предназначен для обнаружения объектов, определения габаритов и направления движения объектов, выполняет функции определения расстояния до объекта и построения контура обнаруживаемого объекта. Характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 гц - 50 гц, рабочий диапазон 0,5 м - 20 м. Интерфейс: ethernet, RS-232, can. Напряжение питания 10,8 В - 30 В DC, потребляемая мощность 60 ВТ. Модель LMS111-10100S05. Артикул 1055053. Количество 3 шт.
8. ДТ N 10611020/011018/0026707, товар N 44: - оптические приборы и устройства (кр. проекторов профильных) лазерный датчик 2D-LIDAR LMS5XX, предназначен для детектирования наличия объектов в заданной зоне; тех. характеристики; - источник света: инфракрасный (905 NM), - класс лазера: 1 (IЕС 60825-1:2014, EN 60825-1:2014), - электрическое подключение: 4 X круглый штекерный соединитель M12, - рабочее напряжение: 24В DC. Модель LMS511-20100 PRO. Артикул 1047782. Серийные номера: 18330342, 18330344, 18330345, 18330347, 18330619, 18330622, 18330341, 18330343, 18330346, 18330348, 18330349, 18330350. Количество 12 шт. - лазерный датчик типа 2D-LIDAR, предназначен для детектирования наличия объектов в заданной зоне; тех. характеристики: - источник света: инфракрасный (905 NM), класс лазера 1 (IEC 60825-1:2014, EN 60825-1:2014); - рабочая область: 0,7-80 м, - электрическое подключение: 4 X цилиндрический соединитель М12 (нержавеющая сталь), - рабочее напряжение: 24 V DC. Модель LMS511-22100. Артикул 1071996. Серийный номер 18380260. Количество 1 шт. - оптическое считывающее устройство (сканер) LMS511, предназначен для детектирования наличия объектов в заданной зоне. Напряжение 24В, источник света инфракрасный (905 НМ), рабочая область до 20 м. Модель LMS511-12100S05. Артикул 1073086. Серийный номер 18390003,18390088,18390092. Количество 3 шт.
9. ДТ N 10611020/311018/0030629, товар N 39 - оптические приборы и устройства (кр. проекторов профильных) двумерный лазерный сканер LMS5XX, предназначен для детектирования объектов в зоне видимости и определения их положения. Применяется для построения 2d или 3d моделей сканируемых поверхностей, навигации автоматически движущихся тележек, в качестве системы защиты периметра или контроля фасадов и крыш. Напряжение 24В, источник света инфракрасный (905 НМ), рабочая область до 80 м. Модель LMS511-12100S05. Артикул 1073086. Серийные номера: 18420845, 18420846, 18420847, 18420848, 18420849, 18420850, 18420851, 18420852, 18420858, 18420859, 18420860, 18430004. Кол-во 12 шт.
10. ДТN 10611020/121118/0031807, товар N 1: оптические приборы и устройства (кр. Проекторов профильных), поставляемые бесплатно после осуществления гарантийно-технического обслуживания (безвозмездного ремонта) Двумерный лазерный сканер SICK LMS111-10100S05, предназначены для обнаружения объектов, определения направления их движения и габаритов, характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 ГЦ - 50 ГЦ, рабочий диапазон 0,5 м - 20 м. Интерфейс: ETHERNET, RS-232, CAN. Напряжение питания 10,8 В - 30 В DC, потребляемая мощность 60 ВТ. Источник радиоактивного излучения отсутствует. Модель LMS111-10100S05. Артикул 1055053. Серийные номера: 17050109, 17010013, 17060006, 17040029, 17060159, 17070059, 17080003, 17060085, 17080076, 17060117. Количество 10 шт.
Во всех указанных случаях декларирования классификация товаров производилась с отнесением к товарной подсубпозиции 9031 49 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 % на момент декларирования).
Товары по ДТ N N 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/0001902 были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой с применением ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0% от таможенной стоимости.
В период с 10.05.2018 по 06.09.2018 Томской таможней в соответствии со статьями 331, 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "ЗИК" по вопросам контроля достоверности заявления кода ТН ВЭД ЕАЭС, контроля правильности исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей по ДТ N N 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/001902. Проверка была назначена на основании информации, содержащейся в информационно-аналитической справке N 10611000/224/210318/А004, представленной служебной запиской отделения товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений от 22.03.2018 N 15-03-20/0073.
В связи с возникновением при проведении камеральной таможенной проверки необходимости в исследовании ряда вопросов, требующих специальных познаний, в экспертно-криминалистическую службу - филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск было направлено письмо от 06.06.2018 N 11-09/04514 о проведении исследования в отношении товаров, задекларированных по ДТ NN 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/0001902 по следующим вопросам: идентифицировать товар и определить, соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в 31 графе ДТ его фактическим характеристикам; определить принцип действия товара, назначение и выполняемая функция.
Письмом от 27.06.2018 N 39-04-10/2719 регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России г. Новосибирск представлены следующие результаты документального исследования в отношении проверяемого товара: 1. Товар по ДТ NN 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/0001902 идентифицируется как оптический электронный дальномер, сведения о товаре, заявленные в графе 31, не противоречат характеристикам, указанным в технической документации на товар.
2. Принцип действия: при пересечении оптического луча объектом, находящимся в зоне действия устройства (0,5 - 20 м), устройство вырабатывает напряжение и подает электрический сигнал.
3. Товар предназначен для навигации и предотвращения столкновения автоматически управляемых систем. Выполняемые функции - измерение расстояния от объекта до устройства и передача электрического сигнала.
4. Характеристикой товара, позволяющей идентифицировать его в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, является измерение расстояния от объекта до устройства и передача электрического сигнала (диапазон действия устройства 0,5 - 20 м).
Кроме того, 20.07.2018 в рамках контракта от 08.05.2009 N 189(09) в Томский таможенный пост (Центр электронного декларирования) декларантом ООО "ЗИК" по ДТ N 10611020/200718/0017578 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен товар: "Оптическое считывающее устройство (лазерный 2d-сканер)..." Товарный знак SICK, Модель LMS111-10100S05, артикул 1055053.
Согласно документам, представленным при декларировании, указанные товары ранее были вывезены по процедуре экспорт для проведения гарантийного ремонта. Задекларированный товар является идентичным проверяемым товарам - полностью совпадают наименование товара, страна происхождения, производитель, товарный знак, модель, артикул, поставка осуществляется в рамках одного внешнеэкономического контракта.
В целях идентификации и осуществления правильной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС должностным лицом Томского таможенного поста (Центр электронного декларирования) принято решение N 10005020/260718/ДВ000032 о проведении идентификационной экспертизы.
Согласно заключению таможенного эксперта N 12411004/0023782, составленному 29.08.2018, "Лазерный 2D-сканер модели LMS111-10100S05 предназначен для обнаружения объектов, определения габаритов и направления движения объектов, выполняет функции определения расстояния до объекта и построения контура обнаруживаемого объекта. Зоной действия сканера является двумерная поверхность в виде сектора. Лазерный 2D-сканер работает в инфракрасном диапазоне. Основные технические характеристики лазерного 2D-сканера модели LMS111-10100S05: - источник излучения - инфракрасный 905 км; - угол обзора - 270 градусов; - частота сканирования - 25/50 Гц; - рабочая дистанция - 0,5 - 20 м; - напряжение питания - 10,8 - 30В пост, тока; - потребляемая мощность - 60 Вт. Лазерный 2D-сканер модели LMS111-10100S05 имеет следующий принцип работы. Лазер излучает инфракрасные импульсы с заданной частотой. Оптико-механическая система направляет лазерные импульсы в окружающее пространство. Лазерные импульсы образуют плоское секторное поле обзора. Отразившись от объекта, импульсы возвращаются и принимаются фотоприемником 2D-сканера. Регистрируя время передачи и приема лазерных импульсов, лазерный 2D- сканер вычисляет расстояние до объекта. Так как импульсы излучаются с высокой частотой, лазерный 2D-сканер позволяет определять контур крупного объекта по расстоянию до линии, образуемой точками отражения лазерных импульсов от поверхности объекта. По контуру объекта и перемещению отраженных сигналов может проводиться идентификация и определение направления движения объекта. Исходя из принципа действия, основной функцией лазерного 2D-cканера модели LMS111-10100S05 является определение расстояния до объекта. Исходя из изложенного, образец товара N 10005020/260718/000028-1 - лазерный 2D -сканер модели LMS111-10100S05 является оптическим электронным дальномером, определяющим расстояние между прибором и заданным объектом. В результате исследования установлено, что образец товара N 10005020/260718/000028-1 идентифицируется как оптический электронный дальномер - лазерный 2D-сканер модели LMS111-10100S05 фирмы "SICK AG", сведения о товаре, указанные в графе 31 ДТ N 10611020/200718/0017578 не противоречат характеристикам, указанным в технической документации".
В результате контроля правильности классификации товара, с учетом документов, полученных в ходе проведения таможенной проверки, представленного Заключения таможенного эксперта N 12411004/0023782 от 29.08.2018 по идентичным товарам, а также сведений о товарах, заявленных в декларациях на товары NN 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/0001902, принимая во внимание функциональное назначение данного оборудования, по результатам камеральной таможенной проверки был сделан вывод о том, что классификация товаров, продекларированных по ДТ NN 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/0001902 с отнесением к товарной подсубпозиции 9031 49 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, осуществлена неверно, с нарушением Основных правил интерпретации ТН ВЭД N 1 и 6 (далее - ОПИ).
По итогам камеральной таможенной проверки составлен Акт камеральной таможенной проверки от 06.09.2018 N 10611000/210/060918/А0014, в котором содержатся следующие выводы: 1. В соответствии с основными правилами интерпретации 1 и 6 товар - "Оптические устройства-оптоэлектронное лазерное устройство (2D сканер) для обнаружения объектов в диапазоне действия датчика, характеристики: угол апертуры 270°, частота сканирования 25 ГЦ-50 ГЦ, рабочий диапазон 0,5 и 20 м. Интерфейс: ETHERNET, RS-232, CAN. Напряжение питания 30,8 В -30 в DC, потребляемая мощность 60 ВТ. Производитель "SICK AG" Товарный знак SICK. Модель LMS111-10100S05, Артикул 1055053" должен классифицироваться с отнесением к товарной подсубпозиции 9015 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 8% от таможенной стоимости).
2. Решение Томского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Томской таможни о принятии классификационного кода товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10611020/090117/0000172, N 10611020/2800117/0001791, N 10611020/300117/0001902 с отнесением к товарной подсубпозиции 9031 49 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, признать неправомерным.
3. Принять Решение по классификации товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N N 10611020/090117/0000172, 10611020/2800117/0001791, 10611020/300117/0001902 с отнесением к товарной подсубпозиции 9015 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
25.10.2018 по результатам таможенной проверки после истечения срока поступления возражений по акту проверки и на основании статьей 20 ТК ЕАЭС Томской таможней приняты решения по классификации заявленных в ДТ N N 10611020/090117/0000172, 10611020/2800117/0001791 и 10611020/300117/0001902 товаров по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10611000-18/000074, РКТ-10611000-18/000075, РКТ-1061100048/000076.
При проведении таможенного контроля по ДТ N 10611020/200718/0017578, 10611020/110918/0024097, 10611020/170918/0024900, 10611020/011018/0026660, 10611020/011018/0026707, 10611020/311018/0030629, 10611020/121118/0031807 выявлен профиль риска, направленный на проверку правильности классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС и принятие решения структурным подразделением таможни по направлению классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
03.09.2018, 02.10.2018, 26.10.2018, 06.11.2018, 14.11.2018 в отношении товаров: - "оптические приборы и устройства (кр. проекторов профильных) поставляемые бесплатно после осуществления гарантийно-технического обслуживания (безвозмездного ремонта): оптическое считывающие устройство (лазерный 20-еканер) представляет собой лазерный датчик обнаружения, предназначенный для навигации и предотвращения столкновения автоматически управляемых систем, модель: LMS111-10100S05, артикул: 1055053"; - "лазерный датчик 2D LIDAR LMS5XX, предназначен для детектирования наличия объектов в заданной зоне, модель: LMS511-20100, артикул 1047782. 1073086. модели: EMS511-22100, LMS111-10100S05_.", заявленных в ДТ N N 10611020/200718/0017578, 10611020/011018/0026660, 10611020/110918/0024097, 10611020/170918/0024900, 10611020/311018/0030629, 10611020/011018/0026707, 10611020/121118/0031807, Томской таможней приняты решения NN РКТ-10611000-18/000065, РКТ-106И000-18/000069, РКТ- 10611000-18/000077, РКТ-10611000-18/000080, РКТ-10611000-18/000085 по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. согласно которым вышеназванные товары отнесены к оптическим электронным дальномерам и классифицированы с отнесением к товарной подсубаозиция 9015 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
На основании принятых Томской таможней решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и во исполнение п. 21 Порядка 19.09.2018, 04.10.2018, 07.11.2018, 14.11.20018 таможенным представителем по ДТ NN 10611020/200718/0017578, 10611020/011018/0026660, 10611020/311018/0030629, 10611020/121118/0031807 и 19.11.2018, 10.12.2018, 12.12.2018, 18.12.2018 таможенным органом по ДТ NN 10611020/090117/0000172, 10611020/280117/0001791, 10611020/300117/0001902, 10611020/110918/0024097, 10611020/170918/0024900, 10611020/011018/0026707 внесены изменения в сведения, заявленные в ДТ.
Смена классификационного кода с 9031 49 900 09 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной пошлины 0%) на 9015 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной пошлины 8%) по указанным выше 10 ДТ привела к доначислению таможенных платежей в сумме 7 907 020 руб.
Не согласившись с вынесенными Томской таможней классификационными решениями ООО "ЗИК" в порядке ст. 358 ТК ЕАЭС и ст. 285 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подало жалобу в Сибирское таможенное управление ФТС России (далее также - СТУ).
Решением от 05.02.2019 N 14-02-12/1 Сибирское таможенное управление отказало в удовлетворении жалобы ООО "ЗИК" и признало вынесенные классификационные решения правомерными.
Полагая, что решения Томской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 03.09.2018 N РКТ-10611000-18/000065; по ТН ВЭД ЕАЭС от 02.10.2018 N РКТ- 10611000-18/000069; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N PKT- 10611000-18/000074; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000075; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000076; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N PKT-10611000-18/000077; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N РКТ 10611000-18/000078; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000-18/000079; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000-18/000080; по ТН ВЭД ЕАЭС от 14.11.2018 N РКТ-10611000-18/000085, а также решение Сибирского таможенного управления N 14-02-12/1 от 05.02.2019 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, ООО "ЗИК" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение Томской таможней лазерных сканеров LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-22100 к оптическим электронным дальномерам и классифицирование их по коду 9015 10 100 0 ТН ВЭД "Приборы и инструменты геодезические или топографические (включая фотограмметрические), гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические или геофизические, кроме компасов; дальномеры" является необоснованным. Спорные товары предназначены для сканирования объекта и создания его цифровой модели, а не для измерения расстояния между прибором и заданным объектом, поэтому его классификация по коду 9015 10 100 0 ТН ВЭД ТС "Приборы и инструменты геодезические или топографические (включая фотограмметрические), гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические или геофизические, кроме компасов; дальномеры: электронные" является неправильной. В связи с необоснованностью классифицирования задекларированных ООО "ЗИК" товаров по коду 9015 10 100 0 ТН ВЭД вынесенные решения Томской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 03.09.2018 N РКТ-10611000-18/000065; по ТН ВЭД ЕАЭС от 02.10.2018 N РКТ-10611000-18/000069; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N PKT- 10611000-18/000074; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000- 18/000075; по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.10.2018 N РКТ-10611000-18/000076; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N PKT-10611000-18/000077; по ТН ВЭД ЕАЭС от 26.10.2018 N РКТ 10611000-18/000078; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000-18/000079; по ТН ВЭД ЕАЭС от 06.11.2018 N РКТ-10611000- 18/000080; по ТН ВЭД ЕАЭС от 14.11.2018 N РКТ-10611000-18/000085 являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "ЗИГ" в сфере предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции в обжалуемой части обоснованными и соответствующими действующему законодательству, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу п. 1 ст. 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно п. 2 ст. 19 ТК ЕАЭС международной основой Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Гармонизированная система является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - Конвенция о Гармонизированной системе), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которой является, в том числе, Российская Федерация.
Российская Федерация, являясь участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (совершена в Брюсселе 14.06.1983, далее - Конвенция), выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД правила классификации, принятые в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены ТН ВЭД ЕАЭС, а также Единый таможенный тариф Таможенного союза (в настоящее время Евразийского экономического союза), представляющий собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОНИ).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Согласно пунктам 5, 6, 7 Положения о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее - Положение о порядке применения ТН ВЭД ЕАЭС), ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (коду ТН ВЭД). ОПИ применяются единообразно и последовательно. При классификации любого товара осуществляется следующая последовательность действий. В первую очередь осуществляется определение товарной позиции с помощью ОПИ 1-5, затем - субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6.
При этом: - ОПИ 1 применяется в первую очередь; - ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; - ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; - ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; - ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; - ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
- определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения;
- определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции): определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции; определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции); определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции); и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
В силу ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правил 2, 3, 4, 5, где это применимо.
Классификация товаров должна осуществляться в первую очередь в соответствии с текстами наименований товарных позиций, примечаний к разделам и группам (наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус, поэтому приоритет отдается текстам с наиболее точным описанием товара).
Примечания к разделам или группам, так же как наименования товарных позиций, имеют юридическое значение (являются правовыми нормами) и представляют собой текстовый материал, предшествующий классификационной части ТН ВЭД и уточняющий значения каждой классификационной группировки (раздела, труппы, товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции).
Примечания к группам ТН ВЭД ЕАЭС определяют значения терминов, объясняют понятия, устанавливают особенности классификации определенных товаров на каждом уровне, в отдельных случаях исключают товары из товарных группировок.
В соответствии с ОПИ 6 ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Кроме того, при классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС применяются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденные Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии N 4 от 12.03.2013 (действовали до 09.11.2017); Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии N 21 от 07.11.2017 (действуют с 09.11.2017).
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС также базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе Всемирной таможенной организации.
Пояснения представляют собой один из вспомогательных материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения к ТН ВЭД содержат аутентичное толкование содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения, конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что между тем не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.
Кроме того, при классификации любого товара необходимо исходить, прежде всего, из его уникальных свойств и целевого назначения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в декларации на товары, предоставленной документацией вместе с ДТ, а также заключений таможенных экспертов, позволяющих произвести однозначное отнесение конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС.
В судебном заседании установлено, что ООО "ЗИК" был задекларирован, в частности, следующий товар оптические устройства; оптическое считывающее устройство (лазерный 2D-"cкaнep) "SICK AG", производитель "SICK AG", товарный знак SICK, модели LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100, LMS511-22100.
В соответствии с техническими паспортами на модели двумерных лазерных сканеров LMS511-20100 PRO, LMS511-12100, LMS511-22100, двумерные лазерные сканеры SICK LMS511-20100 PRO, LMS511-12100, LMS511-22100 предназначены для детектирования объектов в зоне видимости и определения их положения. Применяются для построения 2D или 3D моделей сканируемых поверхностей. Осуществляют навигацию автоматически движущихся тележек (без использования рефлекторных пленок). Могут применяться в качестве системы защиты периметра или контроля фасадов и крыш.
Согласно техническому паспорту на двумерный лазерный сканер LMS111-10100S05 указанный сканер предназначен для обнаружения объектов, определения направления их движения и габаритов. LMS111-10100S05 передает информацию в контроллер обработки данных. Исходя из радела 2. "Описание действия" технического паспорта лазерный сканер LMS111-10100S05 позволяет вычислять ширину и высоту транспортного средства, длину и скорость его движения с составление 2D-профиля.
При декларировании указанных товаров таможенным представителем в графе N 33 указан классификационный код товаров 9031 49 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "прочие измерительные или контрольные приборы, устройства и машины, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные".
Согласно пояснениям к товарной позиции 9031 ТН ВЭД в данную товарную позицию включаются измерительные или контрольные приборы, устройства и машины, оптические или нет. В данную товарную позицию не включаются приборы, аппараты и т.д., входящие в товарные позиции 9001 - 9012 или 9015 - 9030 ТН ВЭД; в частности, сюда не включаются приборы и инструменты топографические и т.д. товарной позиции 9015 ТН ВЭД.
Томской таможней при вынесении оспариваемых решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС ввезенные лазерные сканеры LMS были отнесены к оптическим электронным дальномерам и классифицированы по коду 9015 10 100 0 ТН ВЭД "Приборы и инструменты геодезические или топографические (включая фотограмметрические), гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические или геофизические, кроме компасов; дальномеры".
В соответствии с пояснениями к товарной позиции 9015 ТН ВЭД к этой группе товаров относятся все типы оптических или оптоэлектронных дальномеров для определения расстояния между прибором и заданным объектом. Они используются для топографической съемки, фотографии и кинематографии, вооруженными силами и т.д. В тексте товарной позиции 9015 и субпозиции 9015 10 ТН ВЭД классифицируемый в них товар обозначается конкретным устоявшимся термином - "дальномер", а не описанием области применения устройства или описанием выполняемой им функции.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что использование конкретного термина в данном случае преследует цель сузить охват субпозиции 9015 10 ТН ВЭД товарами, которые отличаются определенной общеизвестной характеристикой, которой является определение расстояния между прибором и заданным объектом.
Представленные технические паспорта на задекларированные товары не содержат в себе указания на то, что данные устройства являются дальномерами.
Принимая оспариваемые решения по классификации спорного товара, таможенным органом были учтены заключения таможенных экспертов.
В свою очередь, ООО "ЗИК" в обоснование заявленных требований ссылается, в том числе, на Техническое (экспертное) заключение по исследованиям функционального назначения спорных двумерных лазерных сканеров, выданное по результатам исследований, проведенных специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В связи с наличием в материалах дела экспертиз, содержащих противоположные выводы относительно возможности отнесения спорных лазерных сканеров к дальномерам, а также принимая во внимание, что для разрешения вопроса относительно основных и функциональных характеристик спорных приборов, принципа их действия, в том числе, относительно возможности отнесения данных приборов к дальномерам либо к иным измерительным устройствам, необходимы специальные познания, суд первой инстанции назначил судебную экспертизу, согласно заключения которой принцип действия 2D лазерных сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511- 12100S05, LMS511-2210 основан на определении полярных координат (радиуса и угла) исследуемого объекта, относительно нулевой точки (начала системы координат) сканера, необходимых для вычисления габаритных размеров объекта в этих полярных координатах. В зависимости от типа, количества и взаимного расположения сканеров, можно определять габариты и форму объекта по одной, двум или трем координатным осям (OX, OY, OZ).
Таким образом, функция 2D лазерных сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 состоит в определении полярных координат (полярного угла и полярного радиуса) точек, образуемых лазерным импульсом (световым пятном) на объектах в зоне сканирования, необходимых для вычисления габаритных размеров сканируемых объектов. С этим неразрывно связана и функция контроля (обнаружения), выполняемая этими устройствами.
Рассматриваемые 2D лазерные сканеры осуществляют постоянное сканирование определенной области и обнаруживают объекты, входящие в эту зону.
По информации, представленной на официальном Интернет-сайте производителя (www.sick.com), рассматриваемые 2D лазерные сканеры используются для измерения различных объектов (автомобильный транспорт, грузы, промышленные товары) и контроля доступа в зоны сканирования (например, обнаружение объектов (людей, транспорта, животных) в близости от опасных производственных объектов.
Угол раскрытия (в технических паспортах записан как "Угол обзора") определяет зону, в которой сканер устанавливает (формирует) свою систему координат, для вычисления в дальнейшем габаритов объекта.
Частота сканирования определяет скорость получения данных об объекте. Угловое разрешение определяет точность (ошибку измерений) в полярной системе координат, и необходимо для определения габаритов и формы объектов в зоне сканирования Чем выше угловое разрешение, тем больше полярных углов, и, как следствие, полярных координат точек в зоне сканирования могут определить сканеры.
Принцип действия 2D лазерных сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111- 10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 основан на отражения электромагнитных волн оптического диапазона (в данном случае лазерного излучения ближнего инфракрасного диапазона (X = 905 нм) от различных предметов (объектов) и постоянного сканирования пространства в рамках угла раскрытия с определенным угловым разрешением.
В 2D лазерных сканерах (датчиках 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511- 20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 используется диффузное отражение от удалённых объектов и регистрация этого отражённого излучения фотоприёмным устройством сканера. Основными характеристиками рассматриваемых 2D лазерных сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511- 2210 являются: 1) Зона действия (в технических паспортах записана как "Рабочая дистанция"). Под ней понимают область пространства, в которой ведется наблюдение. Её границы обусловлены максимальной и минимальной дистанцией действия и пределами угла обзора.
2) Время обзора. Под ним понимается время, в течение которого лазерный луч производит однократный обзор заданного объема пространства. В рассматриваемых 2D лазерных сканерах (датчиках 2D-LIDAR) моделей LMS111- 10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 данный параметр вычисляется через значение частоты сканирования.
3) Определяемые координаты. Так как рассматриваемые 2D лазерные сканеры (датчики 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 предназначены для детектирования объектов в зоне видимости и определения их положения и др. (описано в пункте "Назначение изделия" в технических паспортах), то достаточно измерять расстояние (полярный радиус) и азимут (полярный угол) для определения координат объекта.
Кроме того на Интернет-сайте производителя https://www.sick.com даётся информация, что 2D лазерные сканеры (датчики 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 обладают функцией мульти-эхо, т.е. в них используется такая характеристика, как помехозащищенность, что позволяет данным приборам работать в условиях естественных (туман, дождь, снег и др.) и искусственных помех (дым и др.), и отделять нужную информацию об объекте от ложного срабатывания.
В работе 2D сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511- 20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 используется измерение временного интервала между излученным импульсом лазерного инфракрасного диода в сканере и отражённого от объекта излучения, пришедшего в плоскость фотоприёмного устройства сканера.
При измерении расстояния в работе 2D сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210) используется способность лазерного излучения распространяться с постоянной скоростью (скоростью света с=2,998,108 м/с) в однородной среде. Данная способность позволяет измерить расстояние по времени задержки отражённого от объекта лазерного сигнала относительно начала излучения сигнала источника. Сканирующие лазерные устройства моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 в процессе измерений определяют полярные углы и расстояния до сканируемого объекта. Без определения одного из этих параметров (полярного угла или расстояния до объекта) выполнение функций сканирующего устройства невозможно, в частности, будет невозможно определять геометрические размеры сканируемых объектов.
Параметры (полярный угол и полярный радиус) измеряются в одном временном интервале, который остаётся неизменным при всех измерениях сканера. Любые измерения расстояния (полярного радиуса), производимые исследуемыми 2D лазерными сканерами, привязаны к полярному углу в пределах определённого углового разрешения, начиная от точки отсчета координат (0°) до достижения максимального угла раскрытия (в технических паспортах записан как "Угол обзора"). Первоначально задается полярный угол и, исходя из заданного углового разрешения, осуществляется измерение расстояния. Причем, чем больше угловое разрешение сканера, тем выше частота сканирования (количество лазерных импульсов, направляемых сканерами в пространство за единицу времени). Измерения расстояния (полярного радиуса) до объекта и полярного угла для целей сканирования равнозначны. Ошибка в определении одного из них, приводит к получению неверного результата.
Данные, полученные в результате работы 2D лазерных сканеров моделей LMS111- 10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210, являются достаточными для определения параметров сканируемого объекта (ширина, длина, высота) и позволяют проводить измерение габаритов сканируемых объектов.
Обработка результатов измерений, полученных лазерными сканерами, производится на ЭВМ, например, на персональном компьютере (ПК) с установленным программным обеспечением, позволяющим работать с рассматриваемыми лазерными сканерами.
2D сканер выдаёт данные в виде цифрового кода, который обрабатывается программным обеспечением (ПО) и выдаётся на экран ПК.
В процессе своей работы 2D лазерные сканеры (датчики 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 сканируют окружающее их пространство. На конкретный объект они не направлены и визуальной наводки на объект у них нет, что также отличает эти устройства от дальномеров.
Еще одно существенное отличие рассматриваемых 2D лазерных сканеров (датчиков 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511- 2210 заключается в том, что в процессе работы они определяют полярные координаты множества точек на плоскости сканируемых объектов. Данные о полярных координатах облака точек на сканируемых объектах позволяют: - вычислять геометрические размеры сканируемых объектов и идентифицировать их; - выполнять контрольную функцию, осуществляя непрерывное наблюдение за определенной зоной в результате ее постоянного сканирования.
Дальномеры не могут определять полярные координаты, поскольку не могут определять углы в пространстве. Расстояние, измеренное дальномером до объекта, является недостаточным для того чтобы определить его геометрические характеристики (ширину, высоту, длину), произвести его идентификацию и осуществить непрерывное наблюдение за определенной зоной.
По своей конструкции рассматриваемые 2D лазерные сканеры (датчики 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 также существенно отличаются от дальномеров. В них есть множество конструктивных элементов (оптопара, энкодер, привод вращения и др.), которые отвечают за обеспечение необходимого углового разрешения и угла раскрытия и, соответственно, определения полярных углов. Таких конструктивных элементов нет в дальномерах и они не связаны с определением расстояния.
Таким образом, 2D лазерные сканеры (датчики 2D-LIDAR) моделей LMS111- 10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 являются сложными, информационно-измерительными устройствами, функция которых не сводится к измерению расстояния до объекта.
Также в заключении эксперта указано, что дальномер - устройство, предназначенное для определения расстояния от наблюдателя до объекта. Лазерный дальномер - прибор для измерения расстояний до объекта с применением лазерного луча. Лазерный дальномер применяется в строительстве, геодезии и других областях. Лазерные дальномеры обладают некоторыми особенностями: - лазерные дальномеры не измеряют координаты объекта в пространстве, а измеряют расстояние до объекта от начальной точки измерения до конечной точки; - лазерные дальномеры измеряют расстояние до объекта, в который попало лазерное излучение первым - ложного объекта; - отражение лазерного излучение от отражающих (зеркальных) поверхностей объекта. Отражающей поверхностью, например, может быть элемент конструкции объекта из неокрашенных металлических элементов; - лазерные дальномеры могут работать при определённых метеоусловиях и условиях освещенности. На работу лазерного дальномера сильно влияют атмосферные осадки (дождь, снег и др.), яркое солнце, волны тепла от нагретых объектов (например, асфальта) и др. Все эти особенности обусловлены тем, что в лазерных дальномерах отсутствует функция помехозащищенности.
Эксперт Кандауров А.С. подтвердил изложенные в экспертом заключении положения и дополнительно ответил на возникшие.
Апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции были правильно применены положения ТН ВЭД ЕАЭС, относящиеся к классификации спорных товаров.
Так, в соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций, а также примечаний к разделам и группам ТН ВЭД ЕЭАС. Тексту товарной позиции соответствует четырехзначная кодировка товарной номенклатуры (первые четыре цифры кода ТН ВЭД).
В свою очередь, в соответствии с пунктом 5 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (Положения о порядке применения ТН ВЭД ТС), утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Сравниваются всегда одноуровневые группировки.
Исходя из обстоятельств настоящего дела таможенные органы должны были сравнить описание текстов товарных позиций - в данном случае товарных позиций 9015 (приборы и инструменты геодезические или топографические (включая фотограмметрические), гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические или геофизические, кроме компасов; дальномеры) и 9031 (измерительные или контрольные приборы, устройства и машины, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; проекторы профильные).
Исходя из положений ТН ВЭД и Пояснений к ТН ВЭД таможенные органы должны были установить четкий товарный охват товарной позиции 9015 и, в частности, установить уникальные признаки дальномеров, позволяющих отличать их от всех прочих устройств, входящих как в товарную позицию 9015, так и относящихся к товарной позиции 9031 ТН ВЭД.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 9015 отличительной характеристикой дальномера является определение расстояния до заданного объекта. Причем это единственное функциональное назначение данного устройства, т.к. ни для чего иного он не предназначен и не имеет иных функций.
Способность того или иного устройства производить иные измерения, наряду с определением расстояния, исключает его принадлежность к дальномерам. В особенности это касается тех устройств, в которых определение расстояние является утилитарной (промежуточной) функцией, необходимой для выполнения более сложных измерений или решения специфической задачи, соответствующей целевому назначению этого устройства.
Вывод суда первой инстанции о необоснованности классификации таможенными органами ввезенных лазерных сканеров LMS в товарной позиции 9015 был сделан с учетом объективных характеристик этих устройств и на основании представленных в материалы дела доказательств.
Помимо того факта, что лазерные сканеры LMS проводят ряд совершенно не свойственных дальномерам измерений как то определение углов, определение полярных координат и определение габаритов объектов, конструктивное исполнение этих устройств также существенно отличается от дальномеров.
Так в заключении МГТУ им. Н.Э. Баумана отмечается наличие в составе лазерных сканеров LMS оптико-механической части, обеспечивающей их угловое разрешение. В составе сканеров имеется программно-аппаратный энкодер - устройство, позволяющее с необходимой точностью контролировать (синхронизировать) угловое положение сканирующего зеркала, т.е. полярного угла (направления), для которого в данный момент производится измерение полярного радиуса (расстояния) до объекта. При этом во время вращения число произведенных импульсов не может превышать числа позволенных положений зеркала. Каждой частоте сканирования, выраженной в Гц, соответствует определенное угловое разрешение, выраженное в градусах.
По мнению специалистов МГТУ им. Н.Э. Баумана дополнительные функциональные элементы, входящие в структурную схему двумерных лазерных сканеров серии LMS: сканирующее зеркало, привод зеркала, энкодер, интерфейсы связи передачи данных и внешнего управления позволяют конструктивно отличить двумерный лазерный сканер LMS от импульсного лазерного дальномера.
Аналогичной позиции придерживается и судебный эксперт в своем заключении. Описание конструкции лазерных сканеров LMS приводится на странице 25-27 заключения судебной экспертизы. В частности, там отмечается, что зеркало передающего канала используется для излома оптической оси, чтобы излучение от источника попало на сканирующее зеркало. И именно сканирующее зеркало выполняет функцию обзора поля зрения.
Конструктивные особенности лазерных сканеров производства компании SICK AG, аналогичных рассматриваемым лазерным сканерам LMS, приводятся в патенте SICK AG EP 2 722 684 B1.
В представленных заинтересованными лицами заключениях не описывается конструкция и принцип работы оптических дальномеров, с которыми можно было бы сравнить конструкцию и принцип работы лазерных сканеров LMS, следовательно, вывод экспертов о том, что сканеры LMS являются дальномерами, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, заключениях отсутствует исследование конструкции и работы оптико-механической системы лазерных сканеров LMS (просто констатируется, что оптико-механическая система направляет лазерные импульсы в окружающее пространство), однако без такого исследования все выводы экспертов, в частности, вывод о том, что основной функцией лазерных сканеров LMS является определение расстояния, не мотивированы.
Имея в своем распоряжении образцы ввезенных лазерных сканеров LMS, таможенные эксперты ограничились их внешним осмотром и не исследовали эти устройства в рабочем режиме, в частности, они не проверили на практике как и какие конкретно измерения проводят сканеры.
Следовательно, все три заключения таможенных экспертов отличает неполнота проведенного исследования, что не позволяет использовать их в качестве обоснования классификации сканеров LMS в товарной позиции 9015 в качестве дальномеров и воспроизводить их выводы в тех решениях о классификации, где сами заключения ЦЭКТУ непосредственно не упомянуты в качестве основания для принятия классификационных решений.
Исследовав представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом выводов, изложенных в заключении судебной экспертизы, пояснений эксперта, данных в судебном заседании, а также иных материалов дела, сделал правомерный вывод о том, что 2D лазерный сканер (датчик 2D-LIDAR) моделей LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511-12100S05, LMS511-2210 не относится к дальномерам, а являются сложными, информационно-измерительными устройствами, функция которых не сводится к измерению расстояния до объекта.
Оснований для сомнений в выводах, изложенных в заключении эксперта от 19.12.2019, у суда первой инстанции не имелось, поскольку выводы эксперта согласуются с представленными в дело доказательствами.
Доказательств, опровергающих выводы, изложенные в заключении эксперта от 19.12.2019, ответчиком в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд отклоняет доводы апеллянтов о неприменения судом первой инстанции и судебным экспертом "ГОСТ 21830-76. Государственный стандарт Союза ССР. Приборы геодезические. Термины и определения", в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документом по стандартизации является документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.
Документами по стандартизации являются в частности национальные стандарты (пункт 5 статьи 2 указанного Закона).
В силу части 1 статьи 26 ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу части 3 статьи 26 ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" стандарты обязательны только в том случае, если изготовитель и (или) исполнитель публично заявляют о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Ни SICK AG, ни ООО "ЗИК" не заявляли, что лазерный сканеры LMS соответствуют требованию ГОСТа 21830-76. Судебный эксперт не является изготовителем и для него ГОСТ не может быть обязательным документом.
Кроме того, ГОСТ 21830-76 относится исключительно к геодезическим приборам. Геодезический прибор ГОСТ определяет как прибор, предназначенный для использования в геодезии.
ГОСТы не являются нормативными источниками по классификации товаров. Как уже было отмечено ранее, классификация товаров осуществляется в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, применяемых с учетом Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС, из содержания которых можно сделать вывод о том, что сложные измерительные и контрольные устройства, функция которых не сводится только к определению расстояния, дальномерами не являются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия поддерживает правомерные выводы суда первой инстанции о том, что отнесение Томской таможней лазерных сканеров LMS111-10100S05, LMS511-20100 PRO, LMS511- 12100S05, LMS511-22100 к оптическим электронным дальномерам и классифицирование их по коду 9015 10 100 0 ТН ВЭД "Приборы и инструменты геодезические или топографические (включая фотограмметрические), гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические или геофизические, кроме компасов; дальномеры" является необоснованным.
Как верно установил суд первой инстанции спорные товары предназначены для сканирования объекта и создания его цифровой модели, а не для измерения расстояния между прибором и заданным объектом, поэтому его классификация по коду 9015 10 100 0 ТН ВЭД ТС "Приборы и инструменты геодезические или топографические (включая фотограмметрические), гидрографические, океанографические, гидрологические, метеорологические или геофизические, кроме компасов; дальномеры: электронные" является неправильной.
Апелляционный суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства Кемеровской таможни о назначении повторной судебной экспертизы в связи со следующим.
В силу части 3 статьи 86 АПК РФ заключение эксперта является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит исследованию и оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.
В соответствии с абзацами вторым и третьим части 3 статьи 86 АПК РФ по ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе арбитражного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. Эксперт после оглашения его заключения вправе дать по нему необходимые пояснения, а также обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда.
Согласно части 1 статьи 87 АПК РФ в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту. В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2 статьи 87 АПК РФ).
Судом первой инстанции был допрошен эксперт по возникшим у суда и лиц, участвующих в деле вопросам, на которые даны исчерпывающие ответы.
Не установив нарушений при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, экспертное заключение оценено судом первой инстанции наряду с другими доказательствами (часть 2 статьи 64, часть 3 статьи 86 АПК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").
Апелляционный суд, проанализировав экспертное заключение на предмет соответствия требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, и принимая его в качестве относимого и допустимого доказательства, исходит из того, что оно соответствует требованиям, предъявляемым законом, экспертом полно и всесторонне исследованы представленные по делу доказательства, даны подробные пояснения по вопросам, поставленным на его разрешение. Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, наличия в заключении противоречивых или неясных выводов, в материалы дела не представлено; противоречий выводов эксперта иным имеющимся в деле доказательствам и необходимости их дополнений или разъяснений судом апелляционной инстанции не установлено, в том числе и оснований для проведения по делу повторной (дополнительной) экспертизы.
Суд первой инстанции правомерно признал экспертное заключение надлежащим доказательством, оценка которому дана наряду с другими доказательствами в совокупности и во взаимосвязи.
Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим соответствующей квалификацией для исследований подобного рода; процедура назначения и проведения экспертизы соблюдена, на момент вынесения судом первой инстанции определения о назначении судебной экспертизы сторонами об отводе экспертов заявлено не было. Нарушений при назначении экспертизы не выявлено, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложных заключений, о чем дана подписка.
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянтов о неправомерном отклонении судом первой инстанции предложенной ими кандидатуры судебного эксперта, поскольку в соответствии со статьей 82 АПК РФ прерогатива в решении круга и содержания вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, а также выбора экспертного учреждения из числа предложенных сторонами принадлежит арбитражному суду, рассматривающему дело (пункт 8 постановления N 23).
Доводы подателей жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционных жалобах не приведено.
Отсутствие в мотивировочной части судебного акта выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом и само по себе не является основанием для отмены вынесенных решения и постановления.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2020 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-6672/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Сибирского таможенного управления ФТС России и Кемеровской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6672/2019
Истец: ООО "ЗИК"
Ответчик: Сибирское таможенное управление, Томская таможня
Третье лицо: Кемеровская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6397/20
06.10.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7862/20
21.07.2020 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-6672/19
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-6672/19