г. Пермь |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А71-2842/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 апреля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Григорьевой Н.П., Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Е.В.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 07 декабря 2022 года
по делу N А71-2842/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хвостушки" (ОГРН 1151832005720, ИНН 1832128364),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Гофромир" (ОГРН 1151832020977, ИНН 1832135019), общество с ограниченной ответственностью "Мусороперерабатывающий завод "Удмуртвторресурс" (ОГРН 1161832051787, ИНН 1840051718), Администрация главы и Правительства Удмуртской Республики (ОГРН 1021801149435, ИНН 1831072895), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162679, ИНН 1831044305),
о взыскании задолженности, пени по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, ООО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Хвостушки" (далее - ответчик, ООО "Хвостушки") о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 11 808 руб. 27 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Гофромир", общество с ограниченной ответственностью "Мусороперерабатывающий завод "Удмуртвторресурс", Администрация главы и Правительства Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ответчиком ведется деятельность в области розничной торговли домашними животными, кормами и сопутствующими товарами для животных, а также лекарственными препаратами и ветеринарией. Отходы от деятельности в области ветеринарии утилизируются ООО "Мусороперерабатывающий завод Удмуртфторресурс" и ООО "Гфромир", при этом отходы, образовавшиеся от деятельности в области торговли товарами для животных судом не учтены.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 апелляционная жалоба истца принята к производству.
Определением апелляционного суда от 06.03.2023 производство по апелляционной жалобе приостановлено до принятия Верховным Судом Российской Федерации постановления по кассационной жалобе по делу N А60-19516/2021, а также постановления по кассационной жалобе по делу N А60-32120/2021.
Определением от 09.02.2024 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу и проведения судебного разбирательства по существу.
Определением суда от 26.03.2024 судебное заседание отложено на 09.04.2024.
Определением от 08.04.2024 произведена замена судьи Дружининой Л.В. на судью Пепеляеву И.С.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Протокольным определением от 09.04.2024 в порядке ст. 146 АПК РФ производство по апелляционной жалобе возобновлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ООО "САХ" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
ООО "Хвостушки" (потребитель) на праве собственности владеет следующими нежилыми помещениями: площадью 72,9кв.м., расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Холмогорова, 14 (далее - помещение 1), площадью 28,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Т. Барамзиной, д. 10а (далее - помещение 2).
ООО "САХ", являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в период времени с января 2019 по январь 2021 года оказывало в отношении спорных объектов услуги по обращению с ТКО, предъявив ООО "Хвостушки" для оплаты УПД на общую сумму 38 837 руб. 17 коп., которая последним не оплачена.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами не заключен.
Согласно расчету регионального оператора задолженность ООО "Хвостушки" перед ООО "САХ" с учетом проведенных корректировок задолженность составляет 11 808 руб. 27 коп.
Направленная региональным оператором в адрес потребителя претензия от 25.09.2020 N 13223 с предложением оплатить сумму долга оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили региональному оператору основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и пришел к выводу об отсутствии обязанности ответчика заключить договор на оказание услуг с региональным оператором, как с единственным поставщиком услуги, поскольку ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства в области обращения с медицинскими отходами разработана Схема обращения с отходами, в том числе с медицинскими отходами классов "А", "Б", "В" "Г" "Биологические отходы". Судом установлено фактическое оказание услуги специализированными организациями, вместе с тем, суд пришел к выводу о недоказанности истцом реального исполнения договора.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения судебного акта.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 01.01.2019 собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" утверждены критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.
В процессе деятельности по производству лекарственных средств образуются отходы различных классов (от А до Г) в соответствии с критериями, утвержденными законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Хвостушки" осуществляет свою деятельность в области розничной торговли домашними животными и кормами, лекарственными препаратами и ветеринарией. Отходами, образующимися от деятельности ООО "Хвостушки" являются: медицинские, биологические и гофротара вторичной упаковки. На данные отходы ответчик заключил договоры на переработку с ООО "Мусороперерабатывающий завод Удмуртфторресурс" (переработка медицинских отходов класса Б, биологические отходы, люминесцентные лампы) и с ООО "ГофроМир" (переработка макулатуры (картон)).
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона N 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кроме этого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 N 163 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Исходя из вышеизложенного, отходы, образуемые в медицинских учреждениях (больницы, поликлиники и т.д.) до 01.03.2021 не относились к коммунальным отходам.
Аналогичные требования установлены и в новом СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" признан утратившим силу с 01.03.2021, в связи с принятием нового НПА - санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации а проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
СанПиН 2.1.3684-21 действует только с 01.03.2021.
Согласно пункту 3.6. СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со Схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации"", аналогичное требование содержится и в пунктах 164 и 165 СанПиН 2.1.3684-21 - хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, утверждается Схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами в данной организации. Сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.
Пункт 14 Правил N 1156 содержит прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов, а также иных отходов, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Из материалов дела следует, что ООО "Хвостушки" в соответствии с вышеуказанными требованиями действующего законодательства в области обращения с медицинскими отходами разработало "Схему обращения с отходами в организации ООО "Хвостушки", которая включает в себя "Схему обращения с медицинскими отходами классов "А", "Б", "В" "Г" "Биологические отходы".
Порядок сбора, накопления, обеззараживания, удаления отходов, кратность из вывоза зафиксированы в соответствующем разделе схемы накопления (том 2 л.д. 39-43) для каждого класса отходов предусмотрены одноразовые пакеты различных цветов (черный, белый (для класса "А"), желтый для класса "Б")).
Утилизировать медицинские отходы класса "А" на контейнерные площадки (в контейнеры), расположенные рядом с обособленными подразделениями, минуя специализированную организацию, категорически запрещается.
Обращение с медицинскими отходами регулируется законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Собственник медицинских отходов вправе заключить договор на их вывоз с лицом, не являющимся региональным оператором (Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, далее - Обзор от 13.12.2023).
Таким образом, согласно разработанной и утвержденной Схеме ответчик в контейнеры, расположенные за пределами помещений магазинов, медицинские отходы не утилизирует, что подтверждается наличием в каждом обособленном подразделении ООО "Хвостушки" "Комнаты временного хранения отходов", где медицинские отходы хранятся до вывоза их силами специализированной организации.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства осуществления вывоза медицинских отходов в том числе класса "Б", люминесцентных ламп и гофротары из магазинов ООО "Хвостушки" в период времени январь 2019 года - январь 2021 года.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что любые отходы, образующиеся в процессе осуществления заявленных обществом видов медицинской деятельности, не являются твердыми коммунальными отходами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.10.2023 N 306-ЭС23-9063 по делу N А55-29850/2021, от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944 по делу N А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством. Непрозрачность движения отходов препятствует обеспечению их безопасности, минимизации причиняемого ими вреда.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в месте (площадке) накопления ТКО, определенном договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В подтверждение факта оказания услуг истцом представлен типовой договор на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО, односторонние акты оказанных услуг.
Между тем, наличие в непосредственной близости от помещений ответчика общих площадок мест накопления не может подтверждать оказание ответчику спорной услуги.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что акты оказанных услуг с указанием объема фактически вывезенного с объектов ответчика ТКО между сторонами не оформлялись, отчеты системы Глонасс в подтверждение оказанных истцом услуг суду не представлены (ст. 65 АПК РФ), в связи с чем, суд пришел к верному выводу о недоказанности истцом факта реального исполнения договора.
Таким образом, при доказанности фактического оказания услуг третьими лицами - специализированными организациями, вопреки доводам апеллянта, истцом не представлены доказательства фактического оказания услуг в спорный период (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 декабря 2022 года по делу N А71-2842/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2842/2021
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: ООО "Хвостушки"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, ООО "ГофроМир", ООО "Мусороперерабатывающий завод "Удмуртвторресурс", Правительство Удмуртской Республики