г. Санкт-Петербург |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А56-99484/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен,
от заинтересованных лиц: 1. представитель Арахамия Н.О., на основании доверенности от 09.01.2020, 2. представитель не явился, извещен,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23702/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 по делу N А56-99484/2019, принятое по заявлению:
заявитель: Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (адрес: Россия, 187110, Ленинградская область, Киришский район, город Кириши, улица Советская, 20, ОГРН: 1024701479186, Дата присвоения ОГРН: 03.09.2002, ИНН: 4708007427)
заинтересованные лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (адрес: Россия, 191311, Санкт-Петербург, улица Смольного, 3, ОГРН: 1037843045734, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2003, ИНН: 7815027624); 2. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области (адрес: Россия, 107078, город Москва, переулок Орликов, дом 10, строение 1, ОГРН: 1027700485757, Дата присвоения ОГРН: 03.12.2002, ИНН: 7705401340)
третье лицо: Клюев Сергей Михайлович
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление) по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровыми номером 47:27:0000000:2370 (,47:27:00-00-000:2370) предоставленного Клюеву С.М. по договору от 31.07.2009 N 0944/09 аренды земельного участка, об обязании Управления восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об указанном земельном участке.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Клюев Сергей Михайлович.
Решением от 21.05.2020 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Управление, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что решение об аннулировании сведений государственного кадастра недвижимости о земельного участка с кадастровым номером 47:27:0000000:2370 соответствует закону, так как регистрация прав в отношении данного земельного участка отсутствовала.
В настоящем судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Администрации не явился, направил отзыв, в котором просил в удовлетворении жалобы отказать, заявил о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация осуществляет распоряжение земельным участком с кадастровым номером 47:27:0000000:2370 общей площадью 0,2000 га, расположенным по адресу: Ленинградская область, Киришский район, Глажевское сельское поселение, вблизи д. Черенцево, который по заключенному между Администрацией (арендодатель) и Клюевым С.М. (арендатор) договору от 31.07.2009 N 0944/09 передан в аренду арендатору. Согласно пункту 3.1 договор заключен на неопределенный срок.
Как указывает Администрация, посредством Интернет-сервиса "Публичная кадастровая палата" Администрации стало известно, что сведения о земельном участке аннулированы 11.02.2010.
Полагая действия Управления по снятию рассматриваемого земельного участка с государственного кадастрового учета незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав требования Администрации обоснованными, заявление удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления Администрации следует отказать.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В период осуществления оспариваемых действий государственный кадастровый учет объектов недвижимости регламентировался Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в соответствии с пунктом 9 статьи 4 которого в случаях, установленных настоящим федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 1 статьи 25 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции счел, что оснований для аннулирований сведений о спорном земельном участке не имелось, поскольку между Администрацией и Клюевым С.М. заключен договор аренды спорного земельного участка, земельный участок продолжает использоваться, намерений для снятия участка с кадастрового учета у Администрации нет, аннулирование сведений о кадастровом учете земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя и третьего лица.
Однако, в пункте 23 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного постановлением Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 (далее - Обзор), разъяснено, что временные сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости самим органом кадастрового учета по истечении срока, установленного Законом о кадастре, если не осуществлена государственная регистрация права или аренды.
Наличие незарегистрированного договора аренды земельного участка не исключает применение положений статей 24, 25 Закона о кадастре, а также Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, устанавливающих обязанность органа кадастрового учета по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений относительно земельного участка, носящих временный характер, по истечении срока их действия. Такое аннулирование временных сведений обусловлено установлением факта отсутствия государственной регистрации прав на такой земельный участок или договора аренды. Данные нормы закона не содержат каких-либо исключений и оговорок в их применении.
Исключение временных сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости не влечет прекращения договора аренды и не ущемляет право арендатора использовать земельный участок, в отношении которого сторонами заключен договор, что подтверждается разъяснениями, сформулированными в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как указано в пункте 22 Обзора, норма части статьи 24 Закона о кадастре является императивной и не содержит каких-либо оговорок или изъятий по отношению к аннулированию сведений о земельных участках, права на которые не подлежат государственной регистрации. Оснований для иного толкования указанной нормы не имеется.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно пункту 24 Обзора при постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено, сведения о таком земельном участке также носят временный характер и к ним применяются правила части 4 статьи 24 Закона о кадастре.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявления Администрации, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления Администрации следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2020 по делу N А56-99484/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-99484/2019
Истец: Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Клюев Сергей Михайлович