город Омск |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А75-18339/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Воронова Т.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисычевым Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8819/2020) федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2020 года по делу N А75-18339/2019 (судья Инкина Е.В.), принятое по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ОГРН 1138600001693, ИНН 8601999247, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Студенческая, д.29) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (ОГРН1028600510476, ИНН 8601011386, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.20), федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (ОГРН: 1058600003736, ИНН: 8601024804, 628012, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул.Рознина, д.72)
о взыскании 600 737 рублей 20 копеек,
в заседание суда апелляционной инстанции представители участвующих в деле лиц не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - ответчик, Учреждение, комиссариат) о взыскании 600 737 рублей 20 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт и пени.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Определением суда от 25.02.2020 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просит взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" 481 148 рублей 73 копейки задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.09.2017 по 31.07.2019, пени в сумме 25 910 рублей 88 копеек за период с 11.11.2017 по 31.07.2019 (по помещениям, расположенным по адресам: г. Когалым, ул. Прибалтийская, д. 3 (нежилое помещение площадью 1154,3 кв.м.), г. Лангепас, ул. Мира, д. 34 (нежилое помещение 1 площадью 791,7 кв.м.), взыскать с федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" 10 433 рубля 95 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества за период с 01.09.2017 по 31.07.2019, пени в сумме 561 рубля 89 копеек (по помещению, расположенному по адресу: г. Урай, мкр. 3, д. 26, кв. 1).
Впоследствии истцом заявлено об отказе от иска в части требования к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" о взыскании задолженности в сумме 10 433 рублей 95 копеек и 561 рубля 89 копеек пени; уменьшении размера исковых требований о взыскании с комиссариата пени до 19 433 рублей 21 копейки.
Судом первой инстанции принято уменьшение размера исковых требований.
Решением от 15.07.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят отказ Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов от иска к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в части требования о взыскании задолженности в сумме 10 433 рублей 95 копеек и 561 рубля 89 копеек пени; производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части исковые требования удовлетворены; с комиссариата в пользу фонда взыскано 500 581 рубль 94 копейки, в том числе 481 148 рублей 73 копейки - сумму задолженности, 19 433 рубля 21 копейка - пени, а также 13 012 рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Также фонду из средств федерального бюджета возвращено 8 760 рублей 47 копеек государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, комиссариат обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.07.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы комиссариат указывает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не наделен правом осуществлять расходные обязательства по капитальному ремонту, такая обязанность возложена на собственника имущества.
Фонд в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд и Учреждение, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве оперативного управления принадлежат следующие помещения:
г. Когалым, ул. Прибалтийская, д. 3, нежилое помещение площадью 1154,3 кв.м.;
г. Лангепас, ул. Мира, д. 34, нежилое помещение площадью 791,7 кв.м.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013 утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включены многоквартирные дома (далее - МКД), расположенные по вышеуказанным адресам.
Собственники указанных МКД не реализовали свое право выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов, в отношении указанных МКД принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Ввиду того, что ответчик обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт надлежащим образом не исполнял, в период с 01.09.2017 по 31.07.2019 у него возникла задолженность в сумме 481 148 рублей 73 копеек.
В связи с оставлением Учреждением без исполнения направленной Фондом претензии от 25.07.2019 истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании основного долга и пени.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статей 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 39, части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Также обязанность несения расходов на содержание помещения возникает и у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, поскольку на основании положений статей 210, 214, 249, 290 ГК РФ, части 5 статьи 46, статьи 36, частей 1, 2, 3 статьи 153, статей 154, 158, 161 ЖК РФ, абзаца 2 пункта 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктов 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
Взносы на капитальный ремонт являются частью платы за жилое помещение (п.2 ст. 154 ЖК РФ).
Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" указанные в иске помещения принадлежат на праве оперативного управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 ЖК РФ).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 167, часть 8.1 статьи 156 ЖК РФ).
Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 568-п от 25.12.2013.
Согласно положениям статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме формируется из взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме, процентов, уплаченных собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, а также из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 2 указанной статьи решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев со дня официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке окружной программы капитального ремонта и включения в нее многоквартирного дома, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, но не позднее 30 июня 2014 года.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться Югорский оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в его адрес копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
На основании пункта 1 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013 собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в 6 многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктами 5 и 6 настоящей статьи, в размере, установленном в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 54-оз от 01.07.2013, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за тем, в котором была официально опубликована утвержденная окружная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, но не позднее чем с 01.09.2014.
В этой связи обязанность вносить взносы на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах возникла с 01.09.2014.
Право оперативного управления за комиссариатом зарегистрировано:
- в отношении нежилого помещения площадью 1154,3 кв.м. по адресу: г.Когалым, ул. Прибалтийская, д. 3, - 19.05.2014 (том 1 л.д. 78);
- в отношении нежилого помещения площадью 791,7 кв.м. по адресу: г.Лангепас, ул. Мира, д. 34, - 16.04.2014 (том 1 л.д. 79).
Таким образом, в исковой период помещение находилось в оперативном управлении ответчика и, следовательно, на ответчике в силу закона лежит обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт за указанный период.
Как установил суд первой инстанции, собственниками МКД решение об уплате взносов в большем размере не принято, представленный истцом расчет задолженности ответчика по уплате взносов соответствует утвержденным минимальным размерам взносов; ответчиком контррасчет не представлен, расчет не оспорен.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы.
Поскольку собственниками помещений указанных выше МКД решение о перечислении денежных средств на специальный счет не принято, фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт подлежит взысканию в пользу истца.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Обязанность уплаты пени закреплена положениями части 14.1 статьи 155 ЖК РФ.
Расчет истца судом первой инстанции проверен, признан арифметически верным, соответствующим положениям действующего законодательства.
Ответчиком расчет истца не оспорен, контррасчет не представлен.
Таким образом, требование о взыскании 19 433 рубля 21 копейки пени по состоянию на 31.07.2019 также подлежит удовлетворению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2020 года по делу N А75-18339/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Воронов |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-18339/2019
Истец: ЮГОРСКИЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА, ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"
Хронология рассмотрения дела:
05.10.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8819/20
15.07.2020 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18339/19
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-18339/19