г. Самара |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А65-8430/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Кредитного потребительского кооператива "Финанс-кредит"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2020 по делу N А65-8430/2020 (судья Кириллов А.Е.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Кредитного потребительского кооператива "Финанс-кредит", (ОГРН 1101689001556, ИНН 1649018740), г. Лениногорск,
к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133), г. Казань,
об отмене административного наказания в виде штрафа по постановлению от 11.02.2020 N 20-887/3110-1 и назначении административного наказания в виде предупреждения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный Потребительский Кооператив "Финанс-кредит" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - административный орган) с требованием об отмене административного наказания в виде штрафа по постановлению от 11.02.2020 N 20-887/3110-1 и назначении административного наказания в виде предупреждения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить в части размера наложенного штрафа, назначив наказание в виде предупреждения.
В апелляционной жалобе просит учесть обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Административный орган представил возражения на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, проведенной заведующим сектором правового обеспечения надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций юридического отдела Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Сахбетдиновым Д.Ф., выявлен факт нарушения Кредитным Потребительским Кооперативом "Финанс-кредит" требований подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в части периодичности проведения проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, требований п. 18 Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 3484-У), п. 11 Порядка составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", предусмотренного Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 4937-У).
В отношении заявителя 28.01.2020 был составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-92-ЮЛ-20-887/1020-1 по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела N ТУ-92-ЮЛ-20-887 заместителем управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Сиразиевой С.С. было вынесено постановление о назначении штрафа по делу об административном правонарушении от 11.02.2020 N 20-887/3110-1, в соответствии с которым Кредитный Потребительский Кооператив "Финанс-кредит" привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 56 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 этой статьи.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, является установленный порядок общественных отношений в сфере действия законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, является неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, требований Закона N 115-ФЗ в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.
Субъектами правонарушения, квалифицированного по ст. 15.27 КоАП РФ, являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в ст. 5 Закона N 115-ФЗ, и является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ заявитель, как кредитный потребительский кооператив, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Пунктом 6 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в дополнение к предусмотренным п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона мерам обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, операторы инвестиционных платформ, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, негосударственные пенсионные фонды, ломбарды - в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, до 23.03.2019 был предусмотрен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 3484-У).
В соответствии со ст. 3 Закона N 115-ФЗ обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
На основании п. 18 Указания N 3484-У перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, приведены в приложении к Указанию N 3484-У.
Пунктом 10 таблицы 4 приложения к Указанию N 3484-У установлено, что в показателе "Наименование НФО (филиала НФО), представляющей (представляющего) сведения" раздела "Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющем) сведения" указывается:
для юридического лица - в соответствии с учредительными документами полное фирменное наименование НФО;
для филиала юридического лица - в соответствии с учредительными документами полное фирменное наименование НФО и в соответствии с положением о филиале его наименование (при наличии наименования у филиала);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии).
Порядок представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" с 23.03.2019 предусмотрен Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 4937-У).
На основании пункта 2 Указания N 4937-У НФО должна сформировать в соответствии с установленным на основании статьи 76.6 Федерального закона N 86-ФЗ и размещенным на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" порядком составления информации, предусмотренной Законом N 115-ФЗ (далее - Порядок), электронный документ в виде формализованного электронного сообщения.
В соответствии с п. 11 Указания N 4937-У порядок составления информации в электронной форме размещается на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" не позднее 30 дней после дня официального опубликования настоящего Указания и применяется со дня вступления в силу настоящего Указания.
Пунктом 4 таблицы 2.5 "Тип данных "Сведения об НФО (филиале НФО)" (НФО)" установлено, что в показателе "Наименование НФО (филиала НФО), представляющей (представляющего) сведения, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя" указывается:
- для юридического лица - в соответствии с учредительным документом полное фирменное наименование НФО;
- для филиала юридического лица - в соответствии с учредительным документом полное фирменное наименование НФО, через запятую и пробел слово "филиал" и в соответствии с положением о филиале его наименование (при наличии наименования у филиала);
- для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество.
Пунктом 8 таблицы 2.5 "Тип данных "Сведения об НФО (филиале НФО)" (НФО)" установлено, что в показателе "Дата регистрации" указывается:
- для юридического лица - дата государственной регистрации;
- для индивидуального предпринимателя - дата внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Основным видом деятельности КПК "Финанс-Кредит" в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц является предоставление потребительского кредита (ОКВЭД 64.92.1).
Письмами вх. N 145134ДСП от 17.12.2019 и N 145678ДСП от 18.12.2019 Обществом в ответ на запросы от 13.12.2019 N Т492-15-26/24402 были представлены запрошенные документы и информация.
В результате анализа представленных Обществом документов установлено, что в ФЭС о проведенных проверках от 05.02.2019, 30.04.2019, 11.07.2019, 04.10.2019, направленных Обществом в уполномоченный орган, нарушены пункты перечня и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС.
Согласно представленным сведениям 05.02.2019, 30.04.2019, 11.07.2019, 04.10.2019 Обществом были направлены сведения о результатах проверок в Росфинмониторинг с нарушением порядка заполнения информационных полей ФЭС, установленного Указанием N 3484-У (действовавшим до 23.03.2019) и Указанием N 4937-У (действующим с 23.03.2019).
Соответственно, заявителем нарушены требования пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 6 ст. 7.5 Закона N 115-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал установленным наличие в действиях заявителя события и объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения судом первой инстанции признан несостоятельным, поскольку 21.02.2020 заявителем направлены исправления в ФЭС. Таким образом, факт совершения правонарушения, выразившегося в нарушении представления сведений, заявителем не оспаривается.
Кроме того, указанные сведения направлены не самостоятельно, а во исполнение предписания от 17.01.2020 N Т492-15-22/671.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, как и срок давности привлечения к ней, административным органом не нарушены.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Заявитель не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, не предпринял всех необходимых мер для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля.
Соблюдение требований федерального законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма находится под особым государственным контролем, и направлено на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности охрану экономических интересов России. Невыполнение требований законодательства представляет существенную угрозу установленному законом правопорядку в сфере борьбы с терроризмом и преступностью.
При решении вопроса о назначении административного наказания административным органом были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения.
На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.
В данном случае совершенное заявителем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений по неисполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Материалами дела установлено, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Повторное совершение административного правонарушения исключает применение наказания в виде предупреждения (п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018).
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает совокупности правовых и фактических оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.06.2020 по делу N А65-8430/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8430/2020
Истец: Кредитный "Финанс-кредит", Кредитный "Финанс-кредит", г.Лениногорск, Кредитный потребительский коооператив "Финанс-кредит"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального Банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд