г. Чита |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А19-4756/2020 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2020 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-4756/2020, по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д.7) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (ОГРН 102380101195; ИНН 3808074898; место нахождения: 664043, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сергеева, 3, корпус 25) о признании незаконным решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.12.2019 г. N048S19190029766 и N048S19190029767,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска (далее - Управление Пенсионного фонда) от 30.12.2019 г. N 048S19190029766 и N 048S19190029767 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска от 30.12.2019 г. N 048S19190029766 и N 048S19190029767 о привлечении Дирекции управления движением на восточном полигоне - Структурное подразделение центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" к ответственности за совершение нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признать недействительным, как несоответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2020 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-4756/2020 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Центра, в соответствии с п.39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять ранее представленные сведения без применения штрафных санкций только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых отчетность была принята Пенсионным фондом. Таким образом, поскольку страхователем представлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки в ранее представленных сведениях, привлечение обществаё к ответственности является обоснованным.
Апелляционным судом в определении от 14 августа 2020 года установлено, что Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1 является лицом, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства решения суд первой инстанции по настоящему делу (в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц с 08.05.2020 правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Иркутска является Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1).
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 02.09.2020.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 14.03.2019 г. страхователем - Дирекцией управления движением на восточном полигоне - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - Филиала ОАО "РЖД" в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены сведения за февраль 2019 года, то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 14.023.2019 г., а также не оспаривается пенсионным фондом.
14.06.2019 г. страхователем в орган пенсионного фонда представлены сведения за май 2019 года, что подтверждается протоколом подтверждения получения от 14.06.2019 г.
Страхователем самостоятельно выявлено, что в исходных сведениях по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды не представлены сведения на трех человек, в связи с чем, за февраль и май 2019 года были представлены дополняющие сведения за февраль 2019 года на 2 застрахованных лица, за май 2019 года на 1 застрахованное лицо.
По результатам проведенной проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), органом Пенсионного фонда установлен факт неполноты указанных сведений, о чем составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 20.11.2019 г. N 048S18190027997, N 048S18190028002.
30.12.2019 г. Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска приняты решения N 048S19190029766 и N 048S19190029767, в соответствии с которым Дирекция управления движением на восточном полигоне - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за май 2019 года; в виде штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за февраль 2019 года.
Не согласившись с указанными решениями, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Центр обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ОАО "Российские железные дороги" и его структурные подразделения являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным. Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Как следует из материалов дела, 14.03.2019 г. страхователем в орган пенсионного фонда посредством электронного документооборота представлены сведения за февраль 2019 года, то есть в установленный срок. Указанное подтверждается протоколом подтверждения получения от 14.03.2019 г., а также не оспаривается пенсионным фондом. 14.06.2019 г. страхователем в орган пенсионного фонда представлены сведения за май 2019 года, что подтверждается протоколом подтверждения получения от 14.06.2019 г.
Страхователем самостоятельно выявлено, что в исходных сведениях по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды не представлены сведения на трех человек, в связи с чем, за февраль и май 2019 года были представлены дополняющие сведения за февраль 2019 года на 2 застрахованных лица, за май 2019 года на 1 застрахованное лицо. Указанное подтверждается протоколом от 18.10.2019 г
Основанием для привлечения страхователя к ответственности послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении обществом дополняющей формы СЗВ-М за указанные периоды 2019 года за пределами установленного пунктом 2.2 части 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока.
Указанная позиция Пенсионного фонда правомерно отклонена судом первой инстанции как ошибочная в связи со следующим.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Как следует из материалов дела, страхователь самостоятельно уточнил ранее представленные в Пенсионный фонд сведения СЗВ-М за отчетные периоды 2019 года. года. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Таким образом, ОАО "РЖД" реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные отчетные периоды, самостоятельно откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за эти отчетные периоды до составления актов, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют.
Учитывая изложенное, у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений, в связи с чем, заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2020 года, по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А19-4756/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-4756/2020
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Свердловском районе г.Иркутска