г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А56-77199/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.,
при участии:
от истца: Голубкин П.С. по доверенности от 01.09.2020;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16069/2020) ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2020 по делу N А56-77199/2019, принятое по иску ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района"
к ТСЖ "БОЛЬШАЯ РАЗНОЧИННАЯ ДОМ 7"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Большая Разночинная дом 7" (далее - ответчик, ТСЖ) о взыскании задолженности за оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и размещению на захоронению твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в размере 256 545,45 рублей, неустойки за период с 10.02.2016 по 14.06.2019 в размере 89 828,05 рублей.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
По его мнению, судом не учтено, что согласно сведениям портала "Наш Санкт-Петербург" ответчик осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 7.
Собственники помещений указанного МКД отказались от услуг истца по вывозу мусора, однако, как указывает истец, продолжают пользоваться контейнерной площадкой истца и не платят за вывоз мусора.
В подтверждение наличия правовых отношений с региональным оператором истец указал на то, что 01.07.2015 между ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" и ОАО "Автопарк N 6 "Спецтранс" заключен Договор N 1082636-2 на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и размещению на захоронение твердых коммунальных отходов (Лот N2), Договор N 1082636-3 (Лот N3), Договор N 1082636-1 (Лот N1); 21.06.2016 - дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-3, дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-2, дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-1; 05.09.2016 - Договор N 7464-1, Договор N 7464-3, Договор N 7464-2; 31.08.2017 - Договор N 9/6512; 31.03.2018 - дополнительное соглашение N 3 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512; 30.11.2017 -дополнительное соглашение N 2 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512; 27.09.2017- дополнительное соглашение N 1 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512.
По мнению истца, между сторонами фактически сложились отношения по оказанию вышеперечисленных услуг, что подтверждается также и наличием акта от 23.05.2019, что судом неправомерно оставлено без внимания.
Согласно расчету за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 ответчику начислена сумма задолженности 256 545,45 рублей, а также пени в размере 89 828,05 рублей.
Суд апелляционной инстанции в целях проверки обоснованности доводов истца направил запрос в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (Санкт-Петербурга ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"), в котором просил предоставить сведения о размере платы за вывоз и утилизацию ТБО за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, о выставлении собственникам и арендаторам помещений в спорном МКД счетов, включающих оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО за период с 01.01.2016 по 31.12.2018; а также сведения о суммах оплаченных денежных средств собственниками жилых и нежилых помещений за вывоз и утилизацию ТБО за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Кроме того, суд обязал стороны провести сверку расчетов по предоставленным услугам за спорный период; обязал ответчика представить также сведения о выставлении собственникам и арендаторам помещений в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 7 квитанций, включающих оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО.
К настоящему судебному заседанию поступили ответы из ВЦКП, согласно которым 01.11.2015 ТСЖ "Большая Разночинная дом 7" расторгло с Предприятием договор на комплексное обслуживание собственников МКД. За период с 01.01.2016 по 31.12.2018 на предприятии отсутствует какая-либо информация о начислениях/поступлениях услуг по части собственников нежилых и арендных помещений. В части нанимателей предоставлена информация о начислениях и поступлениях по услуге "вывоз ТБО" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в разбивке помесячно в виде отчета "оборотная ведомость по услугам".
20.08.2020 поступило письмо N 5866 от 11.08.2020, согласно которому в части нежилых помещений за указанный в запросе период расчет платы за услугу вывоз и утилизация ТБО не производился и платежные документы не выставлялись. По жилым помещениям (только госфонд) был произведен расчет платы за услугу. Информация о начисленной и поступившей плате за нее представлена в оборотно-сальдовой ведомости.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представил также копии договоров с ОАО "Автопарк N 6 Спецтранс".
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям портала "Наш Санкт-Петербург" ответчик осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 7.
Собственники помещений указанного МКД отказались от услуг истца по вывозу мусора, однако, как указывает истец, продолжают пользоваться контейнерной площадкой истца и не платят за вывоз мусора.
01.07.2015 между ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" и ОАО "Автопарк N 6 "Спецтранс" заключен Договор N 1082636-2 на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и размещению на захоронение твердых коммунальных отходов (Лот N2), Договор N 1082636-3 (Лот N3), Договор N 1082636-1 (Лот N1);
21.06.2016 - дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-3, дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-2, дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-1;
05.09.2016 - Договор N 7464-1, Договор N 7464-3, Договор N 7464-2;
31.08.2017 - Договор N 9/6512;
31.03.2018 - дополнительное соглашение N 3 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512;
30.11.2017 -дополнительное соглашение N 2 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512;
27.09.2017- дополнительное соглашение N 1 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512.
Истец, ссылаясь на фактически сложившиеся отношения между ним и ответчиком, а также указывая на наличие акта от 23.05.2019, не получив удовлетворения претензии, обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании задолженности за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, составившей 256 545,45 рублей, а также пени в размере 89 828,05 рублей.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, сославшись на недоказанность требований по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, в том числе из ВЦКП, заслушав представителя истца, приходит к следующему.
Истец в настоящем случае, в отсутствие договорных обязательств, просит взыскать задолженность за оказанные услуги с ответчика.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491). В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Согласно разъяснениям, изложенным в Письме Минстроя России от 22.02.2017 N 5554-АТ/04 "По вопросам предоставления коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами", вместо жилищной услуги по сбору и вывозу ТКО, плата за которую входит в состав платы за содержание жилого помещения, в квитанции появится отдельная строка коммунальная услуга по обращению с ТКО, размер платы за которую будет рассчитываться по тарифам, установленным уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской с учетом установленных нормативов накопления ТКО, и, соответственно, составляющая платы за содержание жилого помещения в этой части будет исключена.
Выполнение коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ((в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) далее - Закон N 89-ФЗ).
При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, все собственники (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО) заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Федеральным законом от 28.12.2016 N486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрен поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.01.2019.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
Подпункт "д" пункта 11 Правил N 491 предусматривает, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме, что согласуется с частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Согласно пункту 31 Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на 1 кв. м общей площади устанавливается одинаковым для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно письму Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 20.10.2005 г. за N 2-3456/05 в целях обеспечения надлежащего учета за соответствием объемов накопления ТБО, образуемых населением Санкт-Петербурга и владельцами нежилых помещений, следует руководствоваться методическими рекомендациями по определению временных нормативов накопления ТБО.
Помимо этого статья 12 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает заключение юридическим лицом (пользователем нежилого помещения) прямого договора со специализированной организацией на вывоз и размещение бытовых отходов возможно только при наличии у пользователя нежилого помещения собственной оборудованной контейнерной площади. Оборудование собственной контейнерной площадки возможно при наличии согласования с Роспотребнадзором, Администрацией района и управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, в том числе из поступивших по запросу суда из ВЦКП документов, ответчик не представил доказательств заключения прямых договоров с региональным оператором. Доказательств наличия собственной контейнерной площадки ТСЖ в материалы дела не представлено. Вместе с тем, истец в подтверждение своей позиции о наличии правовых отношений с региональным оператором истец указал на то, что 01.07.2015 между ООО "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" и ОАО "Автопарк N 6 "Спецтранс" заключен Договор N 1082636-2 на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации и размещению на захоронение твердых коммунальных отходов (Лот N2), Договор N 1082636-3 (Лот N3), Договор N 1082636-1 (Лот N1); 21.06.2016 - дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-3, дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-2, дополнительное соглашение N 3 к Договору от 01.07.2015 N 1082636-1; 05.09.2016 - Договор N 7464-1, Договор N 7464-3, Договор N 7464-2; 31.08.2017 - Договор N 9/6512; 31.03.2018 - дополнительное соглашение N 3 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512; 30.11.2017 -дополнительное соглашение N 2 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512; 27.09.2017- дополнительное соглашение N 1 к Договору от 31.08.2017 N 9/6512. также был представлен акт от 23.05.2019, в котором представители Муниципального образования округ Петровский, СПб ГКУ ЖА Петроградского района, ООО "ЖКС N2 Петроградского района" также установили фактическое отсутствие контейнерной площадки для сбора ТБО на дворовой территории спорного МКД.
Ответчик в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опроверг доводы истца о том, между сторонами фактически сложились отношения по оказанию вышеперечисленных услуг, в том числе не представил документов, подтверждающих наличие договоров с региональным оператором, оплату счетов на оплату такой обязательной для собственников в МКД услуги как сбор, вывоз и утилизация ТБО.
Суд апелляционной инстанции в целях проверки обоснованности доводов истца направил запрос в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (Санкт-Петербурга ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство"), в котором просил предоставить сведения о размере платы за вывоз и утилизацию ТБО за период с 01.01.2016 по 31.12.2018, о выставлении собственникам и арендаторам помещений в спорном МКД счетов, включающих оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО за период с 01.01.2016 по 31.12.2018; а также сведения о суммах оплаченных денежных средств собственниками жилых и нежилых помещений за вывоз и утилизацию ТБО за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Кроме того, суд обязал стороны провести сверку расчетов по предоставленным услугам за спорный период; обязал ответчика представить также сведения о выставлении собственникам и арендаторам помещений в МКД по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 7 квитанций, включающих оплату услуг по вывозу и утилизации ТБО.
К настоящему судебному заседанию поступили ответы из ВЦКП, согласно которым 01.11.2015 ТСЖ "Большая Разночинная дом 7" расторгло с Предприятием договор на комплексное обслуживание собственников МКД. За период с 01.01.2016 по 31.12.2018 на предприятии отсутствует какая-либо информация о начислениях/поступлениях услуг по части собственников нежилых и арендных помещений. В части нанимателей предоставлена информация о начислениях и поступлениях по услуге "вывоз ТБО" за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в разбивке помесячно в виде отчета "оборотная ведомость по услугам".
20.08.2020 поступило письмо N 5866 от 11.08.2020, согласно которому в части нежилых помещений за указанный в запросе период расчет платы за услугу вывоз и утилизация ТБО не производился и платежные документы не выставлялись. По жилым помещениям (только госфонд) был произведен расчет платы за услугу. Информация о начисленной и поступившей плате за нее представлена в оборотно-сальдовой ведомости. Получатель денежных средств - ответчик.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что иск подтвержден по праву.
Согласно расчету за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 ответчику начислена сумма задолженности 256 545,45 рублей, а также пени в размере 89 828,05 рублей.
Размер задолженности суд апелляционной инстанции также признает обоснованным, расчет произведен в соответствии с действующими тарифами, ценообразование раскрыто, ответчик арифметически расчет задолженности и неустойки, в том числе, не оспорил.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по иску и за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции отнесены на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2020 по делу N А56-77199/2019 отменить.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Большая Разночинная дом 7" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Петроградского района" 256 545,45 рублей задолженности, 89 828,05 рублей неустойки, 9927 рублей государственной пошлины по иску, 3000,00 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77199/2019
Истец: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 2 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ТСЖ "БОЛЬШАЯ РАЗНОЧИННАЯ ДОМ 7"