город Томск |
|
7 октября 2020 г. |
Дело N А03-1952/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств аудиозаписи в онлайн-заседании рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (07АП-7575/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.07.2020 по делу N А03-1952/2020 (судья Куличкова Л.Г.) по заявлению федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний" (656011, г.Барнаул, пр. Ленина, 171 Б, ИНН 2221069910 ОГРН 1052201915127) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547 656068, г.Барнаул, ул. Пролетарская, 65) о признании незаконным акта N 13 по результатам проведения внеплановой документарной проверки от 07.02.2020.
С привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, Министерства здравоохранения Алтайского края, г.Барнаул Алтайского края (ИНН 2221007858, ОГРН 1022200912030), КГБУЗ "Краевая клиническая больница" г.Барнаул Алтайского края (ИНН 2225021067 ОГРН 1022201762736).
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Соколова Е. С. от 10.03.2020,
от третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным акта от 07.02.2020 N 13 по результатам проведения внеплановой документарной проверки.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, судом привлечены Министерство здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ "Краевая клиническая больница".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17.07.2020 заявленное требование удовлетворено, акт от 07.02.2020 N 13 Управления по результатам проведения внеплановой документарной проверки признан незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что Управлением правомерно сделан вывод о том, что нормативно-правовыми актами не установлены исключительные полномочия КГБУЗ "Краевая клиническая больница" по оказанию медицинских услуг, лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Учреждение и КГБУЗ "Краевая клиническая больница" в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя и третьих лиц.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям в ней изложенным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление поступило уведомление заказчика - федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний" о заключении государственного контракта N4 от 28.01.2020 на оказание медицинских услуг лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, находящимся в учреждениях УФСИП России по Алтайскому краю на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании поступившего уведомления и в рамках осуществления контроля за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Комиссией произведена внеплановая документарная проверка заказчика - федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 22 Федеральной службы исполнения наказаний" при заключении государственного контракта N 4 от 28.01.2020 на оказание медицинских услуг лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, находящимся в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По результатам проверки в действиях заказчика ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 22 ФСИН" при заключении государственного контракта N 4 от 28.01.2020 на оказание медицинских услуг лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, находящимся в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, выявлены нарушения положений п. 6 ч. 1 ст. 93, ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с актом N 13 по результатам проведения внеплановой документарной проверки от 07.02.2020, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (пункт 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Ситуации, когда заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе, к которым, в том числе, относится закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).
Из материалов дела следует, что ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России в текущем году запланирована закупка медицинских услуг у единственного поставщика в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, которая внесена в план закупок и план-график на 2020 год.
28.01.2020 ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России заключен государственный контракт N 4 с КГБУЗ "Краевая клиническая больница" на оказание медицинских услуг лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, находящимся в учреждениях УФСИН России по Алтайскому краю на сумму 1 000 000 рублей 00 копеек.
29.01.2020 направлено уведомление в УФАС по Алтайскому краю о заключении государственного контракта с вышеуказанным медицинским учреждением в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Основанием заключения государственного контракта с КГБУЗ "Краевая клиническая больница" является пункт 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По мнению Управления, нормативно-правовыми актами не установлены исключительные полномочия КГБУЗ "Краевая клиническая больница" по оказанию медицинских услуг лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 ст. 26 Закона об основах охраны здоровья предусмотрено, что при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 1 Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1466 также указывается, что медицинская помощь лицам, лишенным свободы, оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также путем приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В силу ст. 29 Закона об основах охраны здоровья организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Государственную систему здравоохранения составляют федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти; подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.
Муниципальную систему здравоохранения составляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
Частные организации здравоохранения исключены из перечня организацией, которые могут оказывать медицинскую помощь осужденным.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с письмами Минэкономразвития России от 25.03.2016 N Д28и-702, от 09.02.2016 N Д28и-218, при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждении уголовно-исполнительной системы такое учреждение вправе заключить контракт с государственным учреждением здравоохранения в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Указанные письма не являются нормативно-правовыми актами, носят рекомендательный характер. Вместе с тем, они отражают позицию органа, занимавшегося разработкой проекта Закона о контрактной системе, и в полномочия которого входит, в том числе, обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в сфере закупок (пункт 5.6. Постановления Правительства от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации").
Таким образом, с учетом изложенных норм права, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в том числе в случае закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации работ или услуг, выполнение или оказание которых осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в рамках его полномочий либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых установлены законодательными актами субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что закупка медицинских услуг у единственного исполнителя КГБУЗ "Краевая клиническая больница" осуществлена заявителем в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы обоснованно, так как данный закон не предусматривает проведение конкурентных процедур отбора исполнителя исключительно между государственными учреждениями здравоохранения. Осуществление закупки медицинских услуг конкурентными способами может привести к нарушению сроков оказания медицинской помощи, предусмотренных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 545, длительному ожиданию указанной категории пациентов оказания помощи, угрозе жизни и здоровью.
С учетом изложенного доводы Управления об обратном подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование Учреждения и признал недействительным акт Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 13 по результатам проведения внеплановой документарной проверки от 07.02.2020, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.07.2020 по делу N А03-1952/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1952/2020
Истец: ФКУЗ "Медико-санитарная частьN 22 ФСИН"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: КГБУЗ "Краевая клиническая больница", Министерство здравоохранения Алтайского края