г. Хабаровск |
|
07 октября 2020 г. |
А73-4845/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Регион": Зыков Д.А., представитель по доверенности от 31.03.2020 (сроком на 1 год);
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю: Щербина К.В., представитель по доверенности от 13.01.2020 N 04-28/000194 (сроком по 31.12.2020);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион"
на решение от 16.07.2020
по делу N А73-4845/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Регион"
об изменении постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю N 27202006402095300012 от 19.03.2020
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Регион" (далее - ООО "Регион", Общество, заявитель) обратилось в суд с требованием об изменении постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - межрайонная инспекция, налоговый орган) N 27202006402095300012 от 19.03.2020, и замене наказание в виде штрафа по эпизодам выдачи заработной платы нерезидентам 13.04.2018, 14.05.2018, 14.06.2018, 15.06.2018, 16.06.2018, 13.07.2018, 04.09.2018, 14.09.2018 на предупреждение.
Решением суда от 16.07.2020 в удовлетворении требований ООО "Регион" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, заменить административное наказание в виде штрафа по эпизодам выдачи заработной платы нерезидентам 13.04.2018, 14.05.2018, 14.06.2018, 15.06.2018, 16.06.2018, 13.07.2018, 04.09.2018, 14.09.2018 на предупреждение.
Заявитель жалобы утверждает следующее: за аналогичное правонарушение ООО "Регион" было привлечено к административной ответственности 20.09.2018 (Постановление N 15 по делу N272020180911002101), поэтому эпизоды, совершенные до даты привлечения к административной ответственности (20.09.2018), являются впервые совершенным правонарушением; ООО "Регион" является субъектом малого предпринимательства и включено в соответствующий реестр.
В представленном в суд отзыве, налоговый орган просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО "Регион" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда первой инстанции изменить.
Представитель МИФНС России N 3 по Хабаровскому краю отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, налоговым органом при проведении мероприятий валютного контроля на основании поручения от 26.02.2020 N 272020200002003 установлено, что ООО "Регион" в период с 01.04.2018 по 31.12.2018 осуществляло незаконные валютные операции, выразившиеся в выдаче из кассы заработной платы (оплата за услуги) нерезидентам в размере 5754432 рублей минуя банковский счет в уполномоченном банке.
Названные обстоятельства отражены в акте проверки соблюдения валютного законодательства N 272020200002005 от 02.03.2020.
11.03.2020 налоговым органом в отношении ООО "Регион", в присутствие представителя общества Ганченко В.А., составлен протокол N 27202006402095300004 об административном правонарушении по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Определением от 16.03.2020 N 27202006402095300011 назначено время и место рассмотрения материалов дела об административном правонарушении - 19.03.2020, 16-00, г. Хабаровск, ул. Кошевого, 3. Определение направлено на электронный адрес ООО "Регион". Согласно извещения о получении электронного документа определение получено Обществом 17.03.2020.
19.03.2020 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении налоговым органом, вынесено постановление N 27202006402095300012, которым ООО "Регион" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 2 157 912 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из диспозиции приведенной выше нормы видно, что под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; резидентами - физические лица являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи; к валютными операциями относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество, являясь резидентом, осуществляло операции по выдаче (отчуждению) в пользу физических лиц - нерезидентов валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России, то есть совершило валютную операцию по выдаче денежных средств, минуя счета в банке.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, в соответствии с частью 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 данного Федерального закона.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
В проверяемом периоде с 01.04.2018 по 31.12.2018 ООО "Регион" для выполнения различных работ привлекало иностранных граждан (нерезидентов).
При анализе документов, а именно платежных ведомостей, трудовых договоров, налоговым органом установлено, что оплата за услуги производилась наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, то есть ООО "Регион" осуществляло валютные операции, запрещенные частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ или произведенные с нарушением этого законодательства, выразившиеся в выдаче из кассы заработной платы (оплата за услуги) нерезидентам в размере 5 754 432, 00 руб., минуя банковский счет в уполномоченном банке.
Факт нарушения подтверждается следующими документами: актом проверки соблюдения валютного законодательства N 272020200002005 от 02.03.2020, трудовыми договорами, платежными ведомостями N 000009 от 13.04.2018, N 000011 от 14.05.2018, N 000013 от 04.06.2018, N 000014 от 15.06.2018, N 000015 от 19.06.2018, N 000017 от 13.07.2018, N 000019 от 14.08.2018, N 000021 от 04.09.2018, N 000023 от 14.09.2018, N 000026 от 12.10.2018, N 000028 от 15.11.2018, N 000030 от 14.12.2018, N 000033 от 29.12.2018.
Следовательно, выдача обществом иностранным работникам заработной платы, то есть осуществление Обществом вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке, свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что доказательств невозможности исполнения обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени осмотрительности, в материалах дела не имеется; не установлены и какие-либо иные обстоятельства, исключающие вину общества.
Следовательно, в действиях общества имеется вина в наступлении события административного правонарушения и, как следствие, содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, а в оспариваемом постановлении межрайонной инспекции содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ; полномочия должностных лиц на составление протокола и вынесение оспариваемого постановления, соблюдены; процессуальных нарушений при производстве по делу, а также нарушений прав юридического лица, административным органом не допущено.
Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления административным органом, не истек.
Суд первой инстанции правомерно не выявил оснований для применения, в рассматриваемом деле, положений статьи 2.9 КоАП РФ, так как степень общественной опасности правонарушения, свидетельствует: о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере валютного регулирования и валютного контроля, целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации; об отсутствии исключительных обстоятельств, для наличия по настоящему делу признаков малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Также, учитывая сведения о неоднократном совершении обществом ранее однородных административных правонарушений (постановление N 15 от 20.09.2018) судом правомерно не выявлено правовых оснований для возможности замены назначенного обществу - субъекту малого предпринимательства - наказания в виде административного штрафа предупреждением (часть 1 статьи 4.1.1, часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).
Кроме того, допущенное нарушение, выявлено в рамках валютного контроля, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований общества судом отказано правомерно.
Судом первой инстанции установлены и исследованы все имеющие существенное значение для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку проверка валютного законодательства в отношении общества, проведена налоговым органом за период с 01.04.2018 по 31.12.2018, на основании документов, представленных обществом по требованию налогового органа, то приведенные доводы заявителя жалобы, выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в порядке статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16 июля 2020 года по делу N А73-4845/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4845/2020
Истец: ООО "Регион", ООО представитель "Регион" Зыков Дмитрий Анатольевич
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Хабаровскому краю