г. Москва |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А40-15875/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Л.А. Москвиной, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 дело N А40-15875/20
по заявлению Комитета государственного строительного надзора города Москвы
к АО "Мосводоканал"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Веприцкий М.А. по дов. от 09.01.2020; |
от ответчика: |
Ковайкин Д.Ю. по дов. от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Мосводоканал" (далее также - ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Решением от 26.03.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку дело было рассмотрено в отсутствие ответчика либо его представителя, который не был надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания.
Данное обстоятельство в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в заявлении. Представитель общества против удовлетворения требований заявителя возражал.
Рассмотрев заявление по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения N РП-105/20-(0)-0 от 10.01.2020 административным органом в отношении АО "Мосводоканал" проведена проверка, в ходе которой установлено невыполнение обществом ранее выданного предписания от 13.09.2019 N 7821/19 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства со сроком исполнения до 30.12.2019.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 13.09.2019 N 7821/19.
24.01.2020 административный орган, усмотрев в означенных действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, составил в отношении АО "Мосводоканал" протокол об административном правонарушении.
На основании ст.23.1 КоАП РФ 134 Комитет государственного строительного надзора города Москвы обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Объективной стороной указанного правонарушения является невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного строительного надзора.
Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 823-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Любинский молочно-консервный комбинат" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", федеральный законодатель, предусмотрев в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ административную ответственность, в том числе за невыполнение изготовителем предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, как особого случая невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данное административное правонарушение к правонарушениям против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Таким образом, учитывая изложенную в означенном Определении позицию, федеральным законодателем разграничены указанные самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых являются нарушение законодательства о регулировании градостроительной деятельности и нарушение установленного порядка управления, что с определенностью позволяет установить применимый в каждом конкретном случае срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ - по делам об административном правонарушении, рассматриваемых судьей).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Учитывая, что в рассматриваемом случае правонарушение, исходя из его существа, не является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку предписание от 13.09.2019 N 7821/19 подлежало исполнению в срок до 30.12.2019, следовательно, начало течения срока давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с 08.01.2020 (с учетом нерабочих дней).
Таким образом, в настоящий момент трёхмесячный срок привлечения АО "Мосводоканал" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, истек.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с пропуском срока вопрос о наличии в действиях общества состава административного правонарушения судом не оценивается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ, а требования Комитета государственного строительного надзора города Москвы о привлечении АО "Мосводоканал" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ, - отказу в удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2020 по делу N А40-15875/20 отменить.
В удовлетворении заявления Комитета государственного строительного надзора города Москвы о привлечении АО "Мосводоканал" к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15875/2020
Истец: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: АО "МОСВОДОКАНАЛ"