город Томск |
|
7 октября 2020 г. |
Дело N А03-1573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Кайгородовой М.Ю., |
судей: |
Марченко Н.В., |
|
Сухотиной В.М., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стуловой М.В. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКО-ЛАЙН" (N 07АП-6589/2020) на решение от 11.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края N А03-1573/2020 (судья Винникова А.Н.)
по исковому заявлению обществ с ограниченной ответственностью "Комбыт-сервис", (ИНН 2256003357, ОГРН 1152209000712, г. Горняк Алтайский край) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ЛАЙН" (ОГРН 1165476132744, ИНН 5403019444, г. Новосибирск) о взыскании 1 091 888 руб. 10 коп. задолженности по договору на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов от 01.05.2019 N 4,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" (ИНН 2238005111, ОГРН 1112235000206, с. Волчиха Волчихинский район Алтайского края),
стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбыт - сервис" (далее по тексту - ООО "Комбыт-сервис", истец) Алтайский край обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЭКО-ЛАЙН" (далее - ООО "ЭКО-ЛАЙН", ответчик) о взыскании 1 091 888 руб. 10 коп. задолженности за оказанные услуги за период с 01.05.2019 по 18.11.2019 по договору на оказание услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов от 01.05.2019 N 4.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: общество с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.06.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЭКО-ЛАЙН" обратился с апелляционной жалобой, просит решение отменить, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права и неполное выяснение обстоятельств имеющих значение для дела.
В обоснование к отмене судебного акта указывает на ненадлежащее оказание услуг истцом. Ссылается на то, что истцом не представлено доказательств, что на объект размещения отходов, в тех объемах, которые указаны в актах, истцом были переданы именно ТКО, транспортируемые в рамках договора заключенного между истцом и ответчиком.
ООО "Комбыт-сервис" в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв апелляционную жалобу, в котором изложило свои возражения по доводам жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, отказав в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого судебного акта, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.12.2018 между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края N 867/18-РО, предметом которого является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением функций по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой.
В целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов, руководствуясь пунктом 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, между региональным оператором (ООО "ВторГеоРесурс") и ООО "ЭКО-ЛАЙН" (оператором) заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 01.05.2019 N 3.
Пунктом 5.2.4. договора установлено право оператора (ООО "ЭКО-ЛАЙН") оказывать услуги самостоятельно или с привлечением третьих лиц, но только с соблюдением условий пункта 5.1.23 настоящего договора
Так, 01.05.2019 между ООО "ЭКО-ЛАЙН" (оператор) и ООО "Комбыт - сервис" (субоператор) договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 4, по условиям которого оператор поручает, а субоператор принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе крупно габаритных отходов, а также отходов потребления на производстве, подобных коммунальным IV-V классов опасности (далее - твердые коммунальные отходы) на территории, указанной в Приложении N 1 к настоящему договору, а субоператор обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора. Субоператор оказывает услуги но транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с условиями настоящего договора и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 14.10.2016 N1783 (пункт 1.1. договора).
Срок оказания услуг по договору: с 01.05.2019 по 31.12.2020 включительно (пункт 2.1 договора).
Пунктами 3.1-3.3. договора установлено, что транспортирование твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128- 4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), а также в соответствии с нормами и правилами действующею законодательства Российской Федерации. Алтайского края. Погрузка твердых коммунальных отходов осуществляется Субоператором из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов пли иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования. Уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз обеспечивается субоператором. Время вывоза отходов: в соответствии е графиком вывоза и требованиями законодательства с учетом обеспечения норм о тишине и покое граждан, установленных Законом Алтайскою края. Периодичность вывоза отходов: в холодное время года, при среднесуточной температуре +5 градусов и ниже, не реже 1 (одного) раза в 3 (трое) суток, в теплое время, при среднесуточной температуре свыше +5 градусов, не реже 1 (одного) раза в сутки (ежедневный вывоз).
В соответствии с пунктом 4.9 договора оператор оплачивает фактически оказанные услуги субоператора, в срок не более пятнадцати рабочих дней, с даты подписания акта об оказанных услугах сторонами.
Согласно пункту 4.11 договора оператор оплачивает фактически оказанные услуги в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет субоператора, указанный в настоящем договоре. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета оператора.
Во исполнение условий договора истцом за период с 01.05.2019 по 18.11.2019 оказаны услуги на общую сумму 2 418 063 руб., что подтверждается представленным в материалы дела актами об оказанных услуг.
Ответчик произвел частичную оплату оказанных услуг в размере 1 326 174 руб. 90 коп.
10.12.2019 от ответчика в адрес истца поступило гарантийное письмо, в котором ООО "ЭКО-ЛАЙН" гарантировал оплатить оставшуюся сумму задолженности - 1 091 888 руб. 10 коп. в виде ежемесячных платежей на протяжении 6 (шести) месяцев в сумме не менее 181 981 руб. 35 коп. начиная с 11.1.2019 (т.1, л.д.43).
В связи с отсутствием оплаты 05.12.2019 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена без ответа(т.1, л.д. 45).
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг и требований, изложенных в претензии, послужило основанием для подачи настоящего иска.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой на 309, 310, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на ответчике лежит обязанность по оплате истцу услуг по обращению с ТКО в полном объеме за весь цикл обращения с ТКО. Факт оказанных услуг и обоснованности начисления неустойки подтверждены материалами дела.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями Постановления N 1156, установлено, что потребитель - это собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 8 (17) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением N 1156, в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Размер платы за обращение с ТКО для каждого конкретного потребителя производится согласно соглашению с ним о производстве учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
С учетом изложенного, плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он должен утилизировать отходы посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Из материалов дела следует, что между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "ВторГеоРесурс" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края N 867/18-РО.
При этом, между ООО "ЭКО-ЛАЙН" (оператор) и ООО "Комбыт - сервис" (субоператор) договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов N 4.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что договор от 01.05.2019 подписан со стороны ответчика директором общества, а также на договоре имеется оттиск печати ООО "ЭКО-ЛАЙН". После заключения договора разногласий относительно его предмета у сторон не возникало.
Обязанность оплатить услуги возникает у заказчика только в случае их фактического оказания исполнителем.
Вопреки доводам ответчика представленные истцом документы подтверждают факт оказания истцом ответчику услуг в указанных истцом объемах, несмотря на односторонний характер.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если одна сторона в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а другая с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на сторону дополнительного бремени опровержения документально не подтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Такая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2018 N 305-ЭС17-13822 по делу N А40-4350/2016.
Таким образом, оценка собранных по делу доказательств в их совокупности и взаимосвязи позволяет констатировать, что общество с достоверностью подтвердило факт оказания ООО "Комбыт - сервис" услуг по вывозу отходов в объеме, отраженном в актах за период с 01.05.2019 по 18.11.2019.
Доказательств наличия на стороне заказчика обоснованных причин для отказа в подписании актов приемки ответчиком, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии оснований для оплаты услуг, не представлено.
Кроме того, ответчиком произведена частичная оплата услуг, что также является доказательством принятия ответчиком оказанных истцом услуг.
Следует отметить, что ответчиком не представлено доказательств оказания спорных услуг иной организацией (не истцом).
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец фактически не вывозил ТБО, не доказал вывезенные объемы, представлял суду подложную информацию об объемах вывезенного мусора, получил незаконное обогащение противоречат материалам дела.
Поскольку ответчиком надлежащим образом документально не оспорено наличие долга в сумме 738 022,25 рублей, доказательств, свидетельствующих об оплате суммы задолженности, в материалы дела не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), задолженность в указанной сумме правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.
Доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.06.2020 Арбитражного суда Алтайского края N А03-1573/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.Ю. Кайгородова |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1573/2020
Истец: ООО "Комбыт-сервис"
Ответчик: ООО "Эко-лайн"
Третье лицо: ООО "ВторГеоРесурс"