г.Самара |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А65-33523/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Корастелева В.А., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных судом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 сентября 2020 года апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июня 2020 года по делу N А65-33523/2019 (судья Хамидуллина Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Звезда-Мед" (ОГРН 1141690036575, ИНН 1655293374), Республика Татарстан, г. Казань, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), Республика Татарстан, г. Казань, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134), г.Москва,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Звезда-Мед" (далее - ООО "Звезда-Мед", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - ответчик 1, МТУ Росимущества, Территориальное управление), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - ответчик 2, Росимущество, Федеральное агентство), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов - Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области в реализации преимущественного права ООО "ЗВЕЗДА-МЕД" на приобретение арендуемого нежилого помещения площадью 77,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 46, кадастровый номер помещения 16:50:010610:379, выразившегося в несовершении действий, предусмотренных ч.3 ст.9 Федерального закона N 159-ФЗ от 22 июля 2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), а именно: необеспечении уполномоченными органами в двухмесячный срок с даты получения заявления заявителя заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; непринятии уполномоченными органами в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке решения об условиях приватизации арендуемого имущества; ненаправлении уполномоченными органами в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества заявителю проекта договора купли-продажи арендуемого имущества, об обязании уполномоченных органов - Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области совершить действия, предусмотренные ч.3 ст.9 Закона N159-ФЗ для реализации ООО "ЗВЕЗДА-МЕД" преимущественного права на приобретение арендуемого помещения площадью 77,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 46, кадастровый номер помещения 16:50:010610:379.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июня 2020 года действия (бездействие) МТУ Росимущества, в реализации преимущественного права ООО "Звезда-Мед" на приобретение арендуемого нежилого помещения площадью 77,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 46, кадастровый номер помещения 16:50:010610:379, выразившиеся в несовершении действий, предусмотренных ч.3 ст.9 Закона N 159-ФЗ, а именно: необеспечении уполномоченным органом в двухмесячный срок с даты получения заявления заявителя заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; непринятии уполномоченным органом в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке решения об условиях приватизации арендуемого имущества; не направлении уполномоченным органом в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества заявителю проекта договора купли-продажи арендуемого имущества признаны незаконными. На МТУ Росимущества возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Звезда-Мед" путем совершения в двухмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 159-ФЗ действий по реализации преимущественного права ООО "Звезда-Мед" на приобретение арендуемого нежилого помещения площадью 77,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Карла Маркса, д. 46, кадастровый номер помещения 16:50:010610:379. В удовлетворении заявленного требования к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом отказано. С МТУ Росимущества в пользу ООО "Звезда-Мед" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в соответствии с п.4.2.5 приказа Росимущества от 19.12.2016 N 458 территориальный орган осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества на основании поручения Агентства. МТУ Росимущества на основании данного приказа обратилось в Центральный аппарат Росимущества для выдачи соответствующего поручения, о чем заявитель был проинформирован. Согласно полученным от Росимущества пояснениям на сегодняшний день не утвержден порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, после принятия которого возможно рассмотрение вопроса о приватизации помещения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Звезда-Мед" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель с 03.04.2017 является арендатором нежилого помещения общей площадью 77,3 кв.м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 46, используемого под размещение медицинской организации.
Между МТУ Росимущества и ООО "ЗВЕЗДА-МЕД" был заключен договор N 4-КУ от 03.04.2017 аренды федерального недвижимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, сроком до 31.03.2027, который в установленном порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан 14.04.2017, о чем внесена соответствующая запись N 16:50:010610:379-16/001/2017-2 (л.д.61-74).
Помещение было передано МТУ Росимущества заявителю по акту приема-передачи от 03.04.2017.
Заявитель 15.04.2019 обратился в МТУ Росимущества с заявлением о реализации своего права на выкуп вышеуказанного арендуемого нежилого помещения на основании Закона N 159-ФЗ.
Письмом от 24.05.2019 МТУ Росимущества сообщило о необходимости представления документов, подтверждающих соответствие условиям, установленным Законом N 159-ФЗ и Федеральным законом N 178-ФЗ, после чего ответчик 1 отметил о готовности вернуться к рассмотрению заявления. Кроме того, в названном письме уполномоченный орган указал на отсутствие утвержденного порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, предложив обществу для принятия решения о выкупе федерального имущества представить пакет документов, сформированный аналогично пакету документов, необходимому для включения имущества в прогнозный план (программу) приватизации.
В ответ на указанное письмо заявитель письмом от 29.07.2019 исх. N ЗМ-14 направил дополнительные пояснения с обоснованием соответствия общества требованиям Закона N 159-ФЗ. В свою очередь, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области письмом от 12.08.2019 сообщило заявителю о направлении в адрес Росимущества пакета документов с целью объективной оценки возможности приватизации объекта федерального имущества, указав, что о принятом решении общество будет проинформировано дополнительно.
Поскольку в установленные сроки и в последующем ответчиками не было совершено никаких действий, предусмотренных ч.3 ст.9 Закона N 159-ФЗ, направленных на реализацию процедуры отчуждения федерального имущества, полагая, что со стороны ответчиков имеет место незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются Законом N 159-ФЗ.
Статьей 3 Закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом указанное право может быть предоставлено при одновременном соблюдении установленных данной нормой условий.
Одной из целей принятия Закона N 159-ФЗ является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
Статья 3 Закона N 159-ФЗ предусматривает, что для возникновения права на приобретение арендуемого имущества на день подачи заявления оно должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, должна отсутствовать задолженность по арендной плате (штрафам, пеням), сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (часть 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ).
Как разъяснено в абзаце 8 пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что перечень условий, при наличии которых арендатор обладает правом на приобретение, определен в Законе исчерпывающим образом (в частности, не имеет значения наличие или отсутствие в договоре аренды условия о выкупе арендуемого имущества). Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не вправе своими нормативными правовыми актами устанавливать какие-либо иные ограничения либо дополнительные условия реализации права на приобретение недвижимости.
Таким образом, перечень оснований для отказа в приобретении арендуемого имущества, по смыслу статьи 3 Закона N 159-ФЗ, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Заявителем при обращении в МТУ Росимущества с заявлением о реализации своего преимущественного права по приобретению арендуемого имущества соблюдены все перечисленные в указанной норме права условия, поскольку общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, значится в реестре и является арендатором спорного нежилого помещения с 03.04.2017 (то есть владеет и пользуется имуществом непрерывно в течение двух лет). Задолженность по арендной плате у заявителя отсутствует, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов за 1 квартал 2019 года (л.д.112-113) и не оспорено ответчиками.
Таким образом, общество при обращении с соответствующим заявлением в уполномоченный орган в полной мере соответствовало всем условиям, необходимым для реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ.
Более того, данный факт не опроверг ни один из ответчиков в ходе судебного разбирательства.
Как следует из представленной заявителем в материалы дела выписки из ЕГРН, нежилое помещение, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 46, площадью 77,3 кв.м находится в собственности Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что единственным основанием для нерассмотрения по существу заявления общества о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого им недвижимого имущества явилось отсутствие утвержденного Росимуществом порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, на что указывал представитель ответчика 1, а также пояснило Росимцщество в представленном им отзыве на заявление. Иных оснований для нерассмотрения и непринятия соответствующих мер, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в установленные сроки, ответчики не указали.
Таким образом, заявление общества от 15.04.2019 исх.N ЗМ-8 до настоящего времени МТУ Росимущества не рассмотрено по существу, и ответчиком 1 не предпринято ни одно из действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ: не обеспечено в двухмесячный срок с даты получения заявления заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; не принято в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке решение об условиях приватизации арендуемого имущества; не направлен заявителю в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
При этом суд первой инстанции обратил внимание на то, что Закон N 159-ФЗ не предусматривает какого-либо особого порядка приватизации (отчуждения) недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции посчитал доказанным материалами дела бездействие, выразившееся в несовершении МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области действий, предусмотренных ч.3 ст.9 Закона N 159-ФЗ, и признал оспариваемое бездействие данного государственного органа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, удовлетворив заявленные обществом требования.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предъявленное заявителем требование к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом является необоснованным и не подлежащим удовлевторению, поскольку органом, уполномоченным на управление федеральным имуществом, оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере имущественных и земельных отношений на территории Республики Татарстан и Ульяновской области, на осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества является МТУ Роимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, в соответствии с пунктами 1, 4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года N 458.
Доводы апелляционной жалобы (с ссылкой на п.4.2.5 приказа Росимущества от 19.12.2016 N 458) о том, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества на основании поручения Агентства, согласно пояснениям которого на сегодняшний день не утвержден порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, после принятия которого возможно рассмотрение вопроса о приватизации помещения, суд апелляционной инстанции отклоняет ввиду следующего.
Отсутствие утвержденного в установленном порядке правового акта, регулирующего порядок отчуждения недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, не может служить препятствием для реализации заявителем предусмотренного Законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом каких-либо препятствий для реализации данного права заявителем судом не установлено.
Ссылка МТУ Роимущества на отсутствие соответствующего поручения от Росимущества несостоятельна ввиду следующего.
Согласно п.4 4 приказа Росимущества от 19.12.2016 N 458 территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Отсутствие в данном случае поручения Росимущества на приватизацию спорного объекта недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, в любом случае не исключает вывода суда первой инстанции о незаконности отказа в его приватизации.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 08 июня 2020 года в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МТУ Росимущества - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина МТУ Росимущества в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июня 2020 года по делу N А65-33523/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-33523/2019
Истец: ООО "Звезда-Мед", г.Казань
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г.Казань, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва
Третье лицо: Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд