г. Чита |
|
07 октября 2020 г. |
дело N А19-5770/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области с участием судьи Кшановской Е.А. и ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Червоной М.О. апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2020 года по делу N А19-5770/2020 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115; 664007, г. Иркутск, ул. Поленова, 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966; 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным решения N 038/1390/19 от 27.12.2019,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Извечная Василиса Михайловна (ОГРН 318385000029211, ИНН 381257957018), ООО "Мир развлечений" (ОГРН 1173850022114, ИНН 3811446754),
при участии в судебном заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска - Переваловой Д.В. - представителя по доверенности N 505-70-3524/20 от 18.02.2020,
иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска обратился (далее - КУМИ г. Иркутска или заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным решения N 038/1390/19 от 27.12.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Извечная Василиса Михайловна (далее - Извечная В.М.) и общество с ограниченной ответственностью "Мир развлечений" (далее - ООО "Мир развлечений").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2020 года по делу N А19-5770/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа полностью соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУМИ г. Иркутска обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что процедура проведения аукциона и заключения договора уже являлась предметом разбирательства в Арбитражном суде Иркутской области. Так, решением 28 октября 2019 года по делу N А19-2642/2019 установлено, что нарушения при проведении аукциона отсутствуют, аукцион признан действительным, в удовлетворении требований ИП Извечной В.М. о признании договора недействительным отказано.
КУМИ г. Иркутска отмечает, что предмет договора никогда не менялся и в аукционной документации и в договоре N 005-хлд предмет один и тот же.
Орган местного самоуправления считает, что он никаким образом не ограничивал и/или не устранял конкуренцию между хозяйствующими субъектами, так как заключение договора осуществлено на торгах, конкурентным способом, в торгах принимали участие все желающие лица, договор заключен с победителем, а не с каким-то иным лицом. Таким образом, полагает нарушение статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" отсутствует.
Представитель КУМИ г. Иркутска в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако ООО "Мир развлечений", Извечная В.М. и Иркутское УФАС России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя КУМИ г. Иркутска, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.03.2018 КУМИ Администрации г. Иркутска опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта - холодильного оборудования по реализации напитков, мороженного, расположенных на территории г. Иркутска.
Согласно документации об аукционе предметом аукциона явилось право на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов - холодильного оборудования по реализации напитков, мороженного, расположенных на территории г. Иркутска по следующим адресам:
Лот N 1 - б. Гагарина, позиция N 1;
Лот N 2 - б. Гагарина, позиция N 2;
Лот N 3 - б. Гагарина, позиция N 3;
Лот N 4 - ул. Ленина, ост. "Дворец спорта" у фонтана;
Лот N 5 - ул. Нижняя Набережная, позиция N 1;
Лот N 6 - ул. Нижняя Набережная, позиция N 2;
Лот N 7 - о. Юность, позиция N 1;
Лот N 8 - о. Юность, позиция N 2;
Лот N 9 - о. Юность, позиция N 3;
Лот N 10 - ул. Байкальская, площадь им. "50 лет СССР", напротив фонтана.
По результатам рассмотрения заявок по лоту N 9 - позиция N 3 о. Юность - выиграло ООО "Мир развлечений" (договор N 005-хлд от 25.05.2018).
Согласно Приложению N 2 к договору N 005-хлд от 25.05.2018, заключенному с ООО "Мир развлечений", схема размещения нестационарного торгового объекта отличается от схемы, указанной в аукционной документации к протоколу N 30 от 20.03.2018. В приложении к договору указана схема размещения нестационарного торгового объекта около моста, связывающего о. Юность и о. Конный, а не позиция N 3, о. Юность.
Данные места находятся на одном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000034:15073, однако их расположение существенно отличается друг от друга.
В ходе антимонопольного расследования осуществлен осмотр мест размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на б. Гагарина, о. Юность и о. Конный, по результатам которого ответчиком установлено, что на позиции N 3 о. Юность нестационарный торговый объект отсутствует, однако со стороны о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный, размещен нестационарный торговый объект, принадлежащий ООО "Мир развлечений", хотя размещение на данном месте объекта согласно результатам торгов от 11 мая 2018 года не предусмотрено.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, выразившиеся в незаконном изменении договора N 005-хлд от 25.05.2018, заключенного по результатам торгов, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
По результатам антимонопольного расследования Иркутским УФАС России принято решение N 038/1390/19 от 27.12.2019 о признании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с незаконным изменением договора N005-хлд от 25.05.2018, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Заявитель полагая, что решение антимонопольного органа N 038/1390/19 от 27.12.2019 не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования КУМИ г. Иркутска могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого решения антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования общества удовлетворению не подлежат.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела следует, 26.03.2018 КУМИ г. Иркутска опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта - холодильного оборудования по реализации напитков, мороженного, расположенных на территории г. Иркутска.
По результатам рассмотрения заявок по лоту - позиция N 3 о. Юность - выиграло ООО "Мир развлечений" (договор N 005-хлд от 25.05.2018).
На основании представленных документов ответчиком установлено, что в приложении к договору N 005-хлд от 25.05.2018, заключенному с ООО "Мир развлечений", схема размещения нестационарного торгового объекта отличается от схемы, указанной в аукционной документации к протоколу N 30 от 20.03.2018.
В приложении к договору указана схема размещения нестационарного торгового объекта - на о. Конный, а не позиция N 3, о. Юность.
В ходе антимонопольного расследования осуществлен осмотр мест размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на о. Юность и о. Конный.
По результатам осмотра антимонопольный орган установил, что на позиции N 3 о. Юность нестационарный торговый объект отсутствует, однако на о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный, размещен нестационарный торговый объект, принадлежащий ООО "Мир развлечений", хотя размещение на данном месте объекта согласно результатам торгов от 11 мая 2018 года не предусмотрено.
Более того, место, где фактически был расположен нестационарный торговый объект по адресу: со стороны о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска, утвержденной постановлением Администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11, не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с тем, что действия КУМИ г. Иркутска, выразившиеся в незаконном изменении договора N 005-хлд от 25.05.2018, заключенного по результатам торгов, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 данной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3,5,6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона.
Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции КУМИ г. Иркутска выдано предупреждение N 038/47/19 от 04.09.2019 о прекращении действий в срок до 20.09.2019, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем:
- привидения в соответствии с документацией к аукциону от 11.05.2018:
1. договора N 005-хлд от 25.05.2018 в части изменения топографической схемы, указанной в Приложении N 2;
2. фактического размещения нестационарного торгового объекта по вышеназванному договору;
- демонтажа нестационарного торгового объекта, размещенного ООО "Мир развлечений" на о. Конный (около моста, связывающего о. Юность и о. Конный) в отсутствие правовых оснований.
О выполнении предупреждения КУМИ г. Иркутска надлежало уведомить Иркутское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, посредством направления уведомления с обязательным приложением копий соответствующих документов, заверенных надлежащим образом.
23 сентября 2019 года КУМИ г. Иркутска направлено заявление N 505-70-19588/19 от 20.09.2019 о продлении срока исполнения предупреждения N 038/47/19 от 04.09.2019.
В качестве обоснования продления срока предупреждения является направление КУМИ г. Иркутска в адрес ООО "Мир развлечений" уведомления об устранении нарушений в срок до 23 сентября 2019 года.
Между тем, в данном заявлении не указаны действия КУМИ г. Иркутска по поводу изменения договора N 005-хлд от 25.05.2019 в части изменения топографической схемы, указанной в Приложении N 2.
Иркутским УФАС России правомерно принято решение об отказе в продлении сроков исполнения предупреждения, в связи с его подачей по истечению установленного срока выполнения предупреждения, а также недостаточностью оснований для его продления на основании следующего.
Вопросы предоставления мест под размещение нестационарных торговых объектов согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и пределах, которые установлены Федеральным законом N 381-ФЗ.
Постановлением администрации города Иркутска от 29.12.2018 N 031-06-961/8 утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска (далее - Положение).
Пунктом 6 указанного Положения установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11, на основании договора на размещение нестационарных торговых объектов путем предоставления места.
На основании пункта 7 Положения заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 N 67.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе предоставлять хозяйствующим субъектам право размещения только тех нестационарных торговых объектов, сведения о которых указаны в схеме, предварительно опубликованной в установленном порядке.
Согласно пункту 7 Положения Организатором и инициатором торгов от имени администрации города Иркутска выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
В силу пункта 3.3.4. Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденного Решением Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257/5, КУМИ г. Иркутска заключает, изменяет, расторгает от имени администрации города Иркутска договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещение нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, договоры аренды земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов, осуществляет контроль за исполнением заключенных договоров.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 10 Положения КУМИ г. Иркутска обеспечивает по договорам на размещение нестационарного торгового объекта, заключаемым от имени администрации города Иркутска, контроль за исполнением условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных от имени администрации города Иркутска.
Согласно пункту 3.3.5 Положения о КУМИ г. Иркутска Комитет выявляет неиспользуемые, используемые не по назначению, используемые без правовых оснований нестационарные торговые объекты, обеспечивает организацию демонтажа нестационарных торговых объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проводит мониторинг состояния территории города Иркутска с целью выявления и пресечения фактов несанкционированного осуществления торговли.
Таким образом, принятие мер в отношении незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска и контроль за исполнением условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска относится к полномочиям КУМИ г. Иркутска.
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Приказом N 038/422/19 от 04.10.2019 возбуждено дело N 038/01/15-1548/2019 в отношении КУМИ г. Иркутска по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в незаконном изменении предмета договора N 005-хлд от 25.05.2018, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 038/01/15-1548/2019 от 04.10.2019 проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, а также Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
Ответчиком определен временной интервал исследования товарного рынка.
В соответствии с требованиями пункта 9 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ "О Защите конкуренции" временной интервал анализа состояния конкуренции определяется от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения должен составлять 1 год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.
25.05.2018 между Администрацией г. Иркутска и ООО "Мир развлечений" заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта - холодильного оборудования для реализации мороженного и напитков N 005-хлд от 25.05.2018.
На основании части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Иркутским УФАС Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска выдано предупреждение N 038/47/19 от 04.09.2019 о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Таким образом, временной интервал настоящего исследования определен с 25.05.2018 по дату установленного срока исполнения предупреждения - 20.09.2019.
Ответчиком также определены продуктовые границы товарного рынка.
Продуктовыми границами товарного рынка являются - розничная торговля мороженным, замороженными десертами и безалкогольными напитками.
Географические границы товарного рынка ответчиком определены следующим образом.
На основании особенностей приобретения указанного продукта потребителем географические границы товарного рынка - г. Иркутск, б. Гагарина и о. Конный.
Антимонопольным органом проведена оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий (бездействия).
Действия КУМИ г. Иркутска, выразившиеся в незаконном изменении договора N 005-хлд от 25.05.2018, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке розничной реализации мороженного, замороженных десертов и безалкогольных напитков в границах г. Иркутска, б, Гагарина и о. Юность, в том числе могут привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности иными хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием муниципального имущества в установленном порядке в указанных географических границах.
Согласно договору N 005-хлд от 25.05.2018 на размещение нестационарного торгового объекта предметом договора является право разместить на территории общей площадью 4 кв.м. нестационарный торговый объект - холодильное оборудование по реализации напитков, мороженного, расположенный по адресу г. Иркутск, о. Юность, позиция N 3.
Как указано в самом договоре от 25.05.2018, он заключен на основании протокола о результатах аукциона от 11.05.2018.
Таким образом, как установлено судом первой инстанции, место для размещения нестационарного торгового объекта по адресу: о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный используется ООО "Мир развлечений" на условиях, существенно отличающихся от предложенных в информационном сообщении о проведении аукциона, то есть фактически изменены условия торгов о месте размещения объекта.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Под существенными понимаются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу пункта 3 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно подпункту 2 и подпункту 3 пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами по основаниям, установленным законом, а также по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в аукционной документации от 11.05.2018 по лоту N 9 указано место размещения нестационарного торгового объекта по адресу о. Юность, позиция N 3.
В договоре N 005-хлд от 25.05.2018 место размещения нестационарного торгового объекта по адресу о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный.
Изменение предмета договора, а именно места размещения нестационарного торгового объекта является изменением существенных условий договора, согласованных в момент заключения договора на торгах.
Согласно статье 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска, утвержденной постановлением администрации города Иркутска от 30 декабря 2011 года N 031-06-3192/11, размещение нестационарного торгового объекта по адресу: о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что ООО "Мир развлечений" действиями КУМИ г. Иркутска предоставляется преимущество по сравнению с другими хозяйствующими субъектами в части места размещения нестационарного торгового объекта.
Суд первой инстанции верно отклонен довод КУМИ г. Иркутска о том, что при заключении договора N 005-хлд от 25.05.2018 была допущена техническая ошибка на основании следующего.
Согласно акту осмотра размещения нестационарных торговых объектов на о. Юность и о. Конный, Иркутским УФАС зафиксировано, что нестационарный торговый объект ООО "Мир развлечений" действительно располагался именно по адресу о. Конный, около моста, связывающего о. Юность и о. Конный, не предусмотренного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска.
Таким образом, Суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции полагает, что данные действия КУМИ г. Иркутска носили целенаправленный характер.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Заказчиком при проведении торгов должны быть созданы равные условия между всеми участниками конкурентных процедур.
Принцип равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права и возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия исполнения контракта и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам.
Требования, предъявляемые к участникам торгов, к условиям исполнения договора должны применяться в равной степени ко всем участникам. Участники закупки должны находиться в равных соревновательных условиях, в то время как преимущественное право является некой привилегией, отклоняющейся от принципа равенства.
Таким образом, предоставление возможности получения права размещения нестационарного торгового объекта хозяйствующему субъекту на условиях, не предусмотренных условиями торгов, более того не предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, создает необоснованные и незаконные преимущества, при которых ООО "Мир развлечений" поставлено в неравные, более выгодные условия деятельности, нежели другие хозяйствующие субъекты на рынке розничной продажи товарами, а именно: мороженным, замороженными десертами и безалкогольными напитками в нестационарных торговых объектах.
Доводы заявителя о том, что по результатам мониторинга земельного участка, осуществленного 01.10.2019, установлено, что нестационарный торговый объект демонтирован, что полностью соответствует условиям заключенного договора и при размещении нестационарного торгового объекта в летнем сезоне 2020 года КУМИ г. Иркутска в отношении ООО "Мир развлечений" будут приняты меры в части контроля за размещением нестационарного торгового объекта в соответствии с топографической схемой размещения и каталогом координат, указанном в приложении N 2 к договору N 005-хлд от 25.05.2018, суд первой инстанции обосновано не принял во внимание, так как факт неисполнения предупреждения в срок и нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона 26.07.200. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, а внесение КУМИ изменений в договор N 005-хлд от 25.05.2018 в части изменения топографической схемы в Приложении N 2, свидетельствует об отсутствии основания в выдаче предписания об устранении нарушений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том о нарушении КУМИ г. Иркутска части 1 статьи 15 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в незаконном изменении предмета договора N 005-хлд от 25.05.2018, заключенного по результатам торгов с ООО "Мир развлечений", что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа полностью соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 июля 2020 года по делу N А19-5770/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5770/2020
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Извечная Василиса Михайловна, ООО "Мир развлечений"