г. Пермь |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А60-31830/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 07 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Ивановой М.В., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Можеговой Е.Х., при участии от истца: Кропачева Е.А. по доверенности от 22.01.2020, паспорт; Константинова А.В. по доверенности от 15.01.2020, паспорт;
от ответчиков, третьих лиц представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СТАНДАРТ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 июля 2020 года, принятое судьёй Соболевой Н.В.,
по делу N А60-31830/2019
по иску акционерного общества "Екатеринбурггаз" (ИНН 6608005130, ОГРН 1026605390668)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "СТАНДАРТ" (ИНН 66710971097143, ОГРН 1196658047233),
обществу с ограниченной ответственностью "ПИОНЕР" (ИНН 6670261760, ОГРН 1096670021876)
третьи лица: Администрация города Екатеринбурга в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области,
об изменении условий договора,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПИОНЕР" об изменении условий договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования зданий от 01.03.2010 N 150 КД/263200.
В рамках дела N А60-31833/2019 акционерное общество "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к акционерному обществу "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" об изменении условий договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования зданий от 01.05.2011 N 154 КД/263200.
В судебном заседании 20.11.2019 истец заявил ходатайство об объединении дел N А60-31833/2019 и N А60-31830/2019 в одно производство.
Ходатайство судом первой инстанции рассмотрено и удовлетворено, о чем вынесено соответствующее определение (резолютивная часть объявлена 20.11.2019).
Истец также заявил ходатайство о назначении судебной экономической экспертизы по объединенному делу, которое судом первой инстанции удовлетворено. В связи с назначением судом судебной экспертизы производство по делу было приостановлено. В материалы дела 30.01.2020 поступило заключение эксперта N 9/70э-19 от 29.01.2020.Эксперт пришел к следующим выводам:
1) Методика (в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8), используемая АО "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ" для расчета стоимости договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме выбрана правильно.
2) Методика (в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8), используемая АО "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ" для расчета стоимости договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме применена правильно.
3) Информация, вводимая для расчета средней стоимости технического обслуживания 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных жилых домов, соответствует требованиям нормативных и правовых документов и фактическим показателям деятельности АО "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ".
4) Расчеты в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-Э/8 выполнены корректно.
5) Цена 0,76 руб. является экономически обоснованной.
В судебном заседании 07.07.2020 истец исковые требования поддержал. Ответчик ЗАО УК "Стандарт" просил в иске отказать.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.07.2020 (резолютивная часть от 07.07.2020) изменены условия договора N 154 КД/263200 от 01.05.2011 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования зданий, заключенного с ЗАО УК "Стандарт", в части, а именно: п. 2.1 Договора изложен в следующей редакции: "2.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомового газового оборудования зданий (далее - "внутридомовое газовое оборудование"), входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении Заказчика, а также оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования".
Исключено из п.3.2 Договора предложение "Работы по техническому обслуживанию бытового газоиспользующего оборудования, кроме того, оформляются регистрацией в абонентской карточке Исполнителя и абонентских книжках нанимателей/собственников помещений в многоквартирном доме".
Исключен из Договора п.3.6 в следующей редакции: "3.6. Работы по ремонту и замену бытового газоиспользующего оборудования выполняются за счет средств и с использованием материалов, предоставленных нанимателем/собственником помещений в многоквартирном доме".
п.4.2 Договора изложен в следующей редакции: "4.2. Цена за услуги и работы по настоящему договору составляет 0,76 руб., в т. ч. НДС-20%, за 1 квадратный метр общей площади жилых помещений в многоквартирных домах в месяц. Размер платы в месяц определяется в следующем порядке: как произведение цены за услуги Исполнителя на общую площадь милых помещений в многоквартирных домах, указанную в Приложении N 1 к Договору".
п.4.6 Договора изложен в следующей редакции: "4.6. Указанная в п.4.2 настоящего договора цена за оказываемые Исполнителем услуги может быть изменена в сторону увеличения по следующим основаниям: - по соглашению сторон; - в связи с принятием Администрацией г. Екатеринбурга решения об увеличении расходов на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования в составе ставки платы за услуги, работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в размере в соответствии с данным постановлением.
Изменение цены по договору оформляется в письменной форме путем заключения дополнительного соглашения к настоящему договору".
Исключено из п.6.1.3 Договора словосочетание "собственникам/нанимателям помещений", "в том числе бытового газоиспользующего оборудования".
Исключено из п.6.1.7 Договора словосочетание "а также в случае необеспечения доступа в жилые помещения собственников/нанимателей помещений в многоквартирном доме для повторного проведения технического обслуживания бытового газоиспользующего оборудования".
В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПИОНЕР" - отказано.
С общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" в пользу акционерного общества "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, взысканы денежные средства в сумме 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп., в возмещение расходов на оплату судебной экспертизы денежные средства в сумме 40 000 (сорок тысяч) руб. 00 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик - ООО "УК "СТАНДАРТ" обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
В жалобе ответчик ссылается на то, что согласно постановлению Правительства РФ N 410 от 14.05.2013 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", а также условиям договора в редакции, предложенной истцом, из предусмотренного перечня истец готов проводить только техническое обслуживание ВДГО, данный перечень содержит работы по осмотру ВДГО и не содержит работ и услуг, являющихся обязательными к выполнению ответчиком; спорный пункт договора устанавливает цену 0,76 руб./кв.м, при этом истец не предоставил мотивированное обоснование цены в данном размере при сохранении перечня работ и услуг, предлагаемых истцом, цена является завышенной, так как данная цена согласно информации МО город Екатеринбург включает в себя все услуги и работы, предусмотренные действующим законодательством в целях надлежащего содержания газового оборудования, истец за данную цену готов производить только часть из обязательного перечня работ; сохранение спорного пункта в редакции, предложенной истцом, приведет к образованию на стороне ответчика убытков в виде расходов на выполнение работ из обязательного перечня; полагает, что оснований для возложения на ответчика обязанности подписать дополнительное соглашение к договору об исключении внутриквартирного газового оборудования, не установлено.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы мотивированно отклонил, просит обжалованное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От второго ответчика и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В судебное заседание заявитель жалобы, извещённый надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечил, что в соответствии со статьёй 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Представителями истца в судебном заседании поддержаны доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ЗАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" (заказчик) 01.05.2011 заключен договор N 154КБ/263200 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования зданий (далее - "договор"), по условиям которого Исполнитель осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, установленного в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заказчика (п.2.1 договора).
Кроме того, между истцом (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПИОНЕР" (заказчик) 01.03.2010 заключен договор N 150КБ/263200 на оказание услуг по техническому обслуживанию и аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования зданий (далее - "договор"), по условиям которого Исполнитель осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, установленного в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заказчика (п.2.1 договора).
На основании п. 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация;
- в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
В соответствии с п.4.2 договора цена технического обслуживания газового оборудования здания в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1 к договору, в 2011 году составляет 0,34 руб. (в т.ч. НДС) за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц; цена технического обслуживания газового оборудования здания в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1а к договору, в 2011 году составляет 0,45 руб. (в т.ч. НДС) за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц. Размер платы в месяц определяется в следующем порядке: как произведение Цены за услуги Исполнителя на общую площадь жилых помещений в многоквартирном(ых) Доме(ах). В дальнейшем, дополнительным соглашением от 01.1 1.201 1 к договору цена изменена и вставила 0,39 (0.47) руб. за кв.м.
В силу п. 4.2. договора N КД/263200 от 01.03.2020 цена технического обслуживания газового оборудования здания в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1 к договору, в 2010 году составляет 0,30 руб. (в т.ч. НДС) за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц; цена технического обслуживания газового оборудования здания в многоквартирных домах, указанных в приложении N 1а к договору, в 2011 году составляет 0,45 руб. (в т.ч. НДС) за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц.
В соответствии с Приложением N 3 к договору работы по техническом обслуживанию газового оборудования зданий выполняются Исполнителем с периодичностью согласно ОСТ 153-051-2003. Согласно п. 10.3.1 Стандарта отрасли "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки. ОСТ 153-39.3-051-2003" (утв. Приказом Минэнерго РФ от 27 06.2003 N 259; Документ утратил силу с 01.01.2013). Цена, установленная договором, распространяется на отношения сторон, при которых проведение технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования производится с периодичностью 1 раз в 3 года.
Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутри квартирного газового оборудования" (далее - "ПП N 1091"), вступившим в силу 20.09.2017, внесены изменения в Правила N 410. Согласно данным изменениям частота проведения технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования увеличивается с 1 раза в 3 года до 1 раза в год (подп. п. 43). Вступление в силу ПП N 1091, которое установило периодичность проведения технического обслуживания 1 раз в год, неминуемо повлекло за собой увеличение стоимости данных услуг.
В соответствии с п. 4.1. договоров расчеты за оказанные исполнителем услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонту газового оборудования производятся по ценам, определенным в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 40 Правил N 410 и Письмом Минрегиона России от 18.10.2013 N19706-ВГ/11 "О разъяснениях по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителем и заказчиком работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", цена (тариф) на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования государственному регулированию не подлежит. Общество, являющееся специализированной организацией по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, вправе самостоятельно в одностороннем порядке определять цены и тарифы (прейскурант цен) на оказываемые услуги, одинаковые и обязательные для всех заказчиков, что также подтверждается Определением Верховного суда РФ от 23.12.2016 г. N 309-ЭС16-17745.
Согласно Расчёту стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования за 1 кв.м. на 2018 год исходя из исходных данных за 2017, цена за данную услугу составляет 0,80 рублей. Расчёт стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах на 2018 год выполнен в соответствии с "Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 269-э/8. Расчёт произведен исходя из фактического состава и общего количества внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, установленного в многоквартирных домах г. Екатеринбурга, стоимости единицы обслуживания каждого наименования оборудования и общей площади жилья многоквартирных домов, оборудованных газом в сумме 17 258 785,08 кв. м.
Для экономического обоснования стоимости 1 кв.м. технического обслуживания внутридомового газового оборудования истцом была проведена независимая экспертиза расчёта стоимости.
Экспертиза проведена АО "Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа "Гипрониигаз", который занимается разработкой нормативных документов по распределению и использованию газа на федеральном уровне.
В результате проведенной экспертизы представленных АО "Екатеринбурггаз" материалов, АО "Гипрониигаз" было составлено Заключение от 13.07.2018 по "Расчету стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования за 1 кв. м. общей площади жилого помещения многоквартирных жилых домов на год при периодичности технического обслуживания 1 раз в год".
По мнению экспертов АО "Гипрониигаз", расчёт средней стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования, представленный АО "Екатеринбурггаз", может использоваться для определения стоимости договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию газового оборудования зданий (стр.17 заключения).
На 2019 год цена за услугу технического обслуживания внутридомового газового оборудования за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в многоквартирных жилых домов составляет 0,76 руб. за кв.м. согласно Калькуляции N 203 АО "Екатеринбурггаз".
Расчёт скорректированной стоимости утвержден с учётом фактической численности персонала, занятого техническим обслуживанием внутридомового газового оборудования.
Как указывает истец, обосновывающие и расчетные материалы по стоимости технического обслуживания газового оборудования были направлены в отдел тарифной политики и контроля реализации инвестиционных программ Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 06.07.2018 N 1535 с 22.07.2018 принята стоимость технического обслуживания внутридомового оборудования в размере 0,75 руб. за кв.м. (с НДС) общей площади жилых помещений в месяц, как разница в ставке платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме между категориями домов "газифицированные" и "негазифицированные". "24" июля 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", предусматривающий повышение размера ставки НДС с 18 до 20 процентов с 1 января 2019 года.
Исходя из вышеизложенного, истец полагает, что стоимость услуг с 01.01.2019 установлена в размере 0,76 рублей за 1 кв.м. общей площади жилых помещений в месяц.
Цена за услугу технического обслуживания внутридомового газового оборудования является единой для всех потребителей услуг, независимо от состава установленного газового оборудования (п.2 ст.426 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке". Согласно п.60 Правил N 410 "Изменение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе перечня оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, оформляется путем заключения в письменной форме дополнительного соглашения к этому договору".
Таким образом, для изменения предмета договора с ответчиком в части оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и установления цены технического обслуживания внутридомового газового оборудования в размере 0,76 руб. (в т.ч. НДС 20%) за 1 кв.м. необходимо внести изменения в договор путем заключения дополнительного соглашения.
Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Истец 22.03.2019 в адрес АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ" (реорганизовано в форме преобразования в ООО "УК "СТАНДАРТ", 05.04.2019), а 05.04.2019 - в адрес общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПИОНЕР" направил письма за исходящим N 3373, N4121 с приложением дополнительного соглашения к договору.
Ответчик - общество "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ", получил письмо 22.03.2019, что засвидетельствовано оттиском штампов ответчика, но оставил письмо без ответа, дополнительное соглашение - без подписания. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В отношении ответчика - ООО УК "ПИОНЕР" истец пояснил, что договор между истцом и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПИОНЕР" (заказчик) 01.03.2010 N 150КБ/263200 расторгнут с 01.12.2019, в связи с чем оснований для изменения условий договора не имеется.
Суд первой инстанции признал исковые требования к ООО УК "Стандарт" обоснованными, подтверждёнными материалами дела и подлежащими удовлетворению. С учетом того обстоятельства, что договор между истцом и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ПИОНЕР" (заказчик) 01.03.2010 N 150КБ/263200 расторгнут с 01.12.2019, оснований для удовлетворения требований об изменении условий указанного договора суд не усмотрел, в связи с чем в данной части в иске отказано.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы ответчика, с учетом пояснений истца, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно п. 2 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В силу п. 4 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
По мнению истца, при заключении договора истец и ответчик не могли предвидеть или предусмотреть изменение законодательства в сторону увеличения периодичности проведения технического обслуживания газового оборудования. Истец при максимальной степени заботливости и осмотрительности не мог повлиять на эти обстоятельства. При изменившихся обстоятельствах дальнейшее исполнение договора без изменения его условий в части предмета и пены за оказываемые услуги нарушит соответствующее договору соотношение имущественных и сторон и повлечет для Истца такой ущерб, что он в значительной степени лишится того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора.
Ответчик полагает, что исключение из предмета договора N 154КБ/263200 от 01.05.2011 услуг по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования означает также исключение из договора услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению внутриквартирного газового оборудования.
Вместе с тем, согласно п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения. Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
Предмет договора между сторонами подлежит изменению на основании п. 17 Правил N 410, который установил, что заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
- в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация;
- в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение.
Департаментом экономики Администрации города Екатеринбурга в письме за N 15.6-06/002/102 от 20.06.2019 даны разъяснения о том, что внутриквартирное газовое оборудование обслуживается специализированными организациями на основании отдельных договоров, заключенных с каждым собственником (пользователем) индивидуально, то есть за отдельную плату, не входящую в состав платы за содержание жилого помещения, "...стоимость работ по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования не учтена в размере ставки платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном газифицированном доме". Указанные разъяснения подтверждают необходимость оказания истцом услуг по техническому обслуживанию газового оборудования в соответствии с договорами, заключенными отдельно с управляющими организациями в отношении внутридомового газового оборудования и отдельно с собственниками (нанимателями) помещений, в которых находится внутриквартирное газовое оборудование.
В соответствии с п. 40 Правил N 410 и Письмом Минрегиона России от 18.10.2013 N19706-ВГ/11 "О разъяснениях по отдельным вопросам регулирования отношений, возникающих между исполнителем и заказчиком работ (услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", цена (тариф) на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования государственному регулированию не подлежит. С 01.01.2019 размер стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования составляет 0,76 рублей за 1 кв.м. общей площади жилых помещений, что подтверждается письмом Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга за N15.6-06/002/126 от 24.07.2019, в соответствии с которым "... для газифицированных многоквартирных домов в ставки платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества в многоквартирном доме включены работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового оборудования в размере 0,76 рубля за квадратный метр с учетом НДС".
В стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования учтены работы в соответствии с Правилами пользования газом и Методическими рекомендациями (стр.2 письма Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга за N 15.6-06/002/126 от 24.07.2019). При этом системы дымоудаления и вентиляции не включены в состав внутридомового газового оборудования (п.5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Соответственно, в стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования (0,76 руб. за кв.м.) не включены работы по надлежащему содержанию дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Управляющая организация на основании договоров возмездного оказания услуг обязана исполнять работы по содержанию внутридомового газового оборудования, в которые входят и работы по диагностированию внутридомового газового оборудования, за счет платы за содержание общего имущества многоквартирного дома по утвержденному на общем собрании тарифу.
Управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме, независимо от их на то желания.
Между тем расходы по диагностированию внутридомового газового оборудования к таким расходам не относятся, поскольку необходимость несения данных расходов для управляющей организации предусмотрена и определена законодательно.
В данном случае, ответчик как профессиональный участник рынка оказания услуг по управлению многоквартирным домом обязан определить объем работ по содержанию общего имущества дома, в том числе внутридомового газового оборудования, учесть соответствующие затраты на выполнение таких работ при утверждении тарифа, поскольку положениями части 7 статьи 156 ЖК РФ ответчику гарантировано право учета общим собранием собственников помещений предложений общества как управляющей организации при утверждении размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирном доме, который устанавливается на срок не менее чем один год.
Ссылка ответчика на решения суда по делу N А60-40455/2018 правомерно отклонена судом первой инстанции ввиду того, что предметом спора по указанному делу было признание недействительным предупреждения УФАС Свердловской области, в судебном процессе ставился вопрос об экономической обоснованности цены комплексного договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере 1,36 руб. за кв.м. В настоящем споре предметом доказывания является экономическое обоснование стоимости услуг по техническому обслуживанию только внутридомового газового оборудования.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, в рамках проведенной по настоящему делу судебной экспертизы установлено, что методика (в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8), используемая АО "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ" для расчета стоимости договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, выбрана и применена правильно.
Кроме того, эксперт установил, что информация, вводимая для расчета средней стоимости технического обслуживания 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных жилых домов, соответствует требованиям нормативных и правовых документов и фактическим показателям деятельности АО "ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ", расчеты в соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв. Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-Э/8 выполнены корректно, а цена 0,76 руб. является экономически обоснованной.
При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, правомерно признал исковые требования к ООО УК "Стандарт"( ранее - АО "УК "СТАНДАРТ" преобразовано в ООО "УК "СТАНДАРТ", определение суда первой2 инстанции о замене ответчика от 13.09.2019) обоснованными, подтверждёнными материалами дела и подлежащими удовлетворению.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 АПК РФ).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направленными на переоценку правильно установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2020 года по делу N А60-31830/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
Н.А.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31830/2019
Истец: АО ЕКАТЕРИНБУРГГАЗ, ЧАСТНОЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СТАНДАРТ", АО ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СТАНДАРТ, ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПИОНЕР
Третье лицо: Администрация Города Екатеринбурга, Администрация города Екатеринбурга в лице УЖКХ, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО И КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ