г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А56-121767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Савиной Е.В., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от ТСЖ 972: Щещура Е.С. по доверенности от 01.01.2020;
от ООО "УК "Прокси": Тетерюнова О.С. по доверенности от 25.06.2020;
от Администрации: Синитенко М.А. по доверенности от 31.12.2019;
от ТСЖ N 947: Юрченко С.В. по доверенности от 14.10.017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-22259/2020, 13АП-22721/2020) ООО "Управляющая компания "Прокси" и Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2020 по делу N А56-121767/2019, принятое
по иску ТСЖ 972
к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, ООО "Управляющая компания "Прокси"
о признании
третьи лица: ТСЖ 947, ТСЖ "Уют", Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское ГУП "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости",
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья 972 (Санкт-Петербург, Северный пр., д.12, корп.1, лит.А; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д.86; далее - Администрация) о признании недействительным конкурса (торгов) по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр-кт, д.12, корп.1, лит.А.
Определением суда от 06.02.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прокси" (ИНН 7802329628, ОГРН 1057811846333; Санкт-Петербург, ул.Вавиловых, д.8, корп.3, лит.А, пом.1-Н; далее - Компания).
В качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья 947 (далее - ТСЖ 947).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Уют" (ИНН 7802349455, ОГРН 1067847629783; Санкт-Петербург, ул.Сикейроса, д.17, корп.3; далее - ТСЖ "Уют"), Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (ИНН 7841000298, ОГРН 1037867000115; Санкт-Петербург, пр.Малоохтинский, д.68, лит.А; далее - Инспекция), Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (Санкт-Петербург, ул.Маяковская, д.19/15; далее - Управление).
Решением суда от 26.07.2020 в удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения отказано, признаны недействительными торги, проведенные Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга по отбору управляющей организации на право заключения договора на управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Санкт-Петербург, пр.Северный, д.12, корп.1, лит.А.
Не согласившись с решением суда от 26.07.2020, Администрация и Общество обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение и принять новый судебный акт.
В жалобе Компания ссылается на необоснованное привлечение ТСЖ 947 в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Податель жалобы указывает на то, что многоквартирный дом по адресу: г.Санкт-Петербург, Северный проспект, д.12, к.1, лит.А на момент организации и проведения конкурса являлся отдельным и неделимым объектом управления и в нарушение действующего законодательства управление осуществлялось тремя ТСЖ. По мнению Компании, права на управление частью дома означает необходимость выделения земельного участка, на котором располагается спорный многоквартирный дом. Уменьшение площади земельного участка, а также уменьшение другого общего имущества собственников многоквартирного дома возможно только с согласия всех собственников этого дома. Кроме того, исправление реестровой ошибки зарегистрировано за пределами сроков наступления обязанности Администрации провести конкурс по отбору управляющей организации, то есть реализации права на управление многоквартирным домом Компанией.
Администрация в жалобе ссылается на то, что исковое заявление ТСЖ 972 подписано неуполномоченным лицом. Податель жалобы указывает на то, что Администрацией соблюдены требования законодательства в отношении организации и проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирного дома были соблюдены. Администрацией на момент проведения конкурса, который состоялся 27.06.2019, значился один многоквартирный дом и изменения по исправлению реестровой ошибки внесены только в 2020 году, то есть после проведения спорного конкурса. Администрация также указывает на то, что на момент объявления и проведения обжалуемого конкурса спорный многоквартирный дом находился под управлением трех организаций.
В отзыве ТСЖ 947 возражает против удовлетворения апелляционных жалоб.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представители Администрации и Компании поддержали доводы своих жалоб.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке. Судом первой инстанции отказано в вынесении частного определения в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 188.1 АПК РФ, и в указанной части решение не обжалуется лицами, участвующими в деле.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru 08.04.2019 размещено извещение N 080419/3187345/01 о проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д. 12, корп. 1, общей площадью 35 439,8 кв.м.
По результатам конкурса победителем признана Компания, что подтверждается протоколом от 20.06.2019 N 1 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
ТСЖ 972 и ТСЖ 947 полагая, что у Администрации как организатора конкурса отсутствовали правовые основания для проведения конкурса, ссылаясь на неизвещение о проведении торгов, обратились в суд с настоящим иском.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Пунктом 5 Информационного письма N 101 предусмотрено, что при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил конкурс проводится, если: 1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; 2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано; 4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно пункту 39 Правил следует, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Согласно пункту 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной настоящими Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
В обоснование правомерности проведения конкурса по отбору управляющей компании Администрация указала, что спорный многоквартирный дом управляется тремя товариществами собственников жилья: ТСЖ 972, ТСЖ 947 и ТСЖ "Уют". Управление одним многоквартирным домом не может осуществляться несколькими управляющими компаниями.
Из материалов дела усматривается и сторонами спора не оспаривается, что строительство названных домов велось за счет средств граждан Жилищно-строительными кооперативами, в том числе ЖСК 972 и ЖСК 947. С момента окончания строительства и ввода этих многоквартирных домов в эксплуатацию в 1978 году, т.е. более 40 лет, управление названными многоквартирными домами осуществлялось указанными кооперативами. Впоследствии на основании решений собственников помещений в каждом из многоквартирных домов жилищно-строительные кооперативы преобразованы в товарищества собственников жилья, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРЮЛ.
Собственниками помещений в спорных многоквартирных домах избран способ управления каждым многоквартирным домом - управление Товариществом собственников жилья (ТСЖ 972, ТСЖ 947 и ТСЖ "Уют"), т.е. исполнена обязанность, установленная частью 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 16.10.2017 N 310-ЭС17-14241, неоспоренное волеизъявление собственников помещений многоквартирного дома имеет законную силу и преимущество при выборе, как способа управления домом, так и управляющей организации над действиями ответчика, так как именно собственникам помещений принадлежит первоначальное преимущественное право выбора способа управления и управляющей организации и на них закон возлагает обязанность осуществить такой выбор, и только в случае нереализации собственниками, в том числе путем бездействия, соответствующего права, орган местного самоуправления может провести конкурс по отбору управляющей организации.
Таким образом, у Администрации отсутствовали правовые основания для проведения конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д. 12, площадью 35 439,8 кв.м, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, общая площадь трех спорных многоквартирных домов составляет 40 708,6 кв.м, Администрация проводила торги в отношении единого многоквартирного дома площадью 35 439,8 кв.м. То есть разница составляет более 5 000 кв.м. В судебном заседании представитель Администрации пояснил, что при подготовке конкурсной документации данные Единого государственного реестра недвижимости Администрацией не запрашивались. Доказательств наличия такого объекта недвижимости как многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д.12, площадью 35 439,8 кв.м, в том числе на момент проведения конкурса, Администрация в материалы дела не представила.
Организатором конкурса не приведены приемлемые пояснения относительно возможности реализации результатов конкурса, в том числе заключения договора управления домом, с учетом представленных в материалы дела сведений о том, что в настоящее время внесены изменения в реестр и зарегистрированы три самостоятельных объекта недвижимости с кадастровым номером 78:36:0005533:5432, площадью 17 349,4 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д. 12, корп. 1, лит.А; с кадастровым номером 78:36:0005533:9314, площадью 15 552,9 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д. 12, корп. 1, строение 1; с кадастровым номером 78:36:0005533:9315, площадью 7 716,3 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Северный пр., д. 12, корп. 1, строение 2.
В настоящем деле истцом и ТСЖ 947 заявлены идентичные требования о признании недействительными результатов конкурса по отбору управляющий компании. При этом требования каждого из означенных лиц не являются конкурирующими между собой, поскольку удовлетворение требования любого из заявителей фактически влечет удовлетворение требований остальных.
Таким образом, привлеченное в качестве третьего лица в порядке статьи 50 АПК РФ ТСЖ 947 фактически выступает на стороне заявителя и его следовало привлечь к участию в деле в качестве заявителя в соответствии со статьей 46 АПК РФ. Поскольку статья 46 АПК РФ не устанавливает специальных требований к форме и содержанию ходатайства о вступлении в дело в качестве соистца, а в силу части 2 статьи 50 АПК РФ третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и обязанностями истца (за исключением обязанности соблюдения претензионного порядка урегулирования спора), то в рассматриваемом случае привлечение ТСЖ 947 к участию в деле как лица, заявившего требования, аналогичные заявленным истцом, не привело к такому нарушению норм процессуального права, которое повлекло или могло повлечь принятие неправильного судебного акта по существу спора.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2020 по делу N А56-121767/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-121767/2019
Истец: ТСЖ N 972
Ответчик: Администрация Выборгского р-на Санкт-Петербурга
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЖИЛИЩНУЮ ИНСПЕКЦИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ГСУДАРСТВЕННУЮ ЖИЛИЩНУЮ ИНСПЕКЦИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ГУП Санкт-Петербургское "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", ООО "Управляющая компания "Прокси", ТСЖ "УЮТ", ТСЖ 947, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу