г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А56-106960/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирнова Я.Г.
судей Жукова Т.В., Попова Н.М.
при ведении протокола судебного заседания Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: представитель Гребенникова Е.А. по доверенности от 28.09.2020;
от ответчика: представитель Барышкина О.А. по доверенности от 22.04.2020.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23768/2020) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению-структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД " на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-106960/2017, принятое
по иску ГУП "Водоканал Ленинградской области"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Ленинградской области " (далее по тексту именуемый - ГУП "Водоканал Ленинградской области ", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги " в лице Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению-структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению-филиала ОАО "РЖД " (далее - ОАО "Российские железные дороги ", ответчик) о взыскании платы за залповый сброс нефтепродуктов в размере 6840135, 59 рублей за август 2017 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Российские железные дороги" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд вынес решение на основании не доказанного по размеру требования, так при начислении платы с ответчика должна применяться плата за превышение концентрации загрязняющего вещества, а не залповый сбор. Данная норма права отражена в Постановлении администрации муниципального образования г.Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16.08.2010 N 584.
06.10.2020 ответчик поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил удовлетворить апелляционную жалобу, отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
30 января 2014 года между МУП "Волховский водоканал" МО г.Волхов (далее - Организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ОАО "Российские железные дороги" (далее - Абонент) заключен договор N 50/14-ХВ/ХС холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Договор).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства выполняет условия Договора, подавая Абоненту холодную воду, осуществляя прием сточных вод Абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивая их транспортировку, и сброс в водный объект в полном объеме.
Согласно пункту 11 Договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Подпунктом с) пункта 12 Договора предусмотрена обязанность Организации водопроводно-канализационного хозяйства осуществления контроля за соблюдением Ответчиком нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом е) пункта 14 Договора Абонент обязан производить оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту.
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для Абонента, приведены в приложении N 8 Договора.
Согласно пункта 27 Договора контроль состава и свойств сточных вод осуществляется Организацией ВКХ в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525). В соответствии с пунктами 18, 19 Правил N 525 Отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.
Истец 16 августа 2017 г., руководствуясь Правилами N 525, пунктом 27 Договора, уведомил Ответчика о том, что в 09 ч. 15 мин. будет произведен отбор проб с контрольного колодца на территории ПЧ-31 - структурного подразделения ОДТВУ-6- филиала ОАО "Российские железные дороги", при отборе присутствовали представители истца и ответчика.
ГУП "Леноблводоканал" 16 августа 2017 г. был составлен акт N 237 отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения и акт N 5605 ОАО "Российские Железные Дороги" Волховстроевский территориальный участок Октябрьской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД".
Исследования проводились лабораторией ГУП "Леноблводоканал" по адресу: Ленинградская область, г.Волхов м-н "Званка", д. 45 (ЦЛК, лаборатория КОС), имеющей соответствующую аккредитацию (копии протоколов исследования и аттестата аккредитации прилагаются).
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности границей раздела эксплуатационной ответственности является объект ПЧ-31 (промзона, база мастерских), по сетям хоз-бытовой канализации: внутренняя стенка колодца N 4099 (2).
По результатам анализа на нефтепродукты, проведенного лабораторией нашего предприятия в сточных водах Ответчика установлен и зафиксирован залповый сброс по показателю "Нефтепродукты". Концентрация нефтепродуктов составила 19,3 мг/дм3 (копия протокола испытаний N 467 от 22 августа 2017 года), что превышает допустимую концентрацию более чем в 20 в контрольном колодце на территории ПЧ-31 (ДК по нефтепродуктам составляет 0,2 мг/дм3 ).
В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.05.2012 N 189 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2004 года N 326 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области" плата за фактически установленный залповый сброс всех видов загрязняющих веществ устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 20 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области 30.12.2004 года N 326 плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) несогласованных к сбросу в системы коммунальной канализации, а также за фактически установленный залповый сброс всех видов загрязняющихся веществ устанавливается из расчета пятикратного тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ, умноженного на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за расчетный период, в котором зафиксировано нарушение. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от отбора проб.
Расчет произведен в соответствии с пунктом 17 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области 30.12.2004 года N 326 плата за сброс сточных вод абонентов в системы коммунальной канализации с превышением нормативов по объему рассчитывается по формуле:
П = 5Т x [дельта]Q, рублей,
где: [дельта] Q - объем фактически сброшенных сточных вод сверх установленного лимита водоотведения за расчетный период (в соответствии с договором на прием сточных вод), куб. м.
Согласно произведенным расчетам ответчику был выставлен и направлен счет на оплату N ВХ00-000000721 от 22 сентября 2017 года за август 2017 года на сумму 6932714,21 рублей.
Письмом от 24.08.2017 года N 2617 истец поставил ответчика в известность о зафиксированном залповом сбросе и расчете платы в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области 30.12.2004 года N 326.
Ответчик 29.08.2017 года направил свой протокол испытаний N 512.1.17/2 от 21.08.2017 г., по которому показатель "Нефтепродукты" составляет 3, 24 мг/дм3.
В соответствии с пунктом 7.14 ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общее требования к отбору проб", Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08, утв. ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" 18.04.2008 г. отбор двух последовательных во времени проб для параллельного анализа двумя лабораториями или операторами не допускается. Одна отобранная проба перемешивается и разливается в посуду лабораторий, выполняющих параллельный анализ пробы. При этом разделение на части пробы, предназначенной для анализа нефтепродуктов и других, не смешивающихся с водой, не допускается.
В адрес ответчика 03.11.2017 направлена претензия с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 20 ноября 2017 года.
В соответствии с приказом N 254-п от 09 декабря 2016 года Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области тариф на водоотведение в период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. составлял 19,21 руб.
Согласно пункту 60 Договора сторона, получившая претензию в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления обязана рассмотреть претензию и дать ответ. Ответчик свою обязанность не исполнил, претензию оставил без рассмотрения, что послужило основанием для обращения истцом в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть, в частности водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Довод ответчика о том, что при начислении платы истец использовал тарифы установленные Постановлением Администрации муниципального образования г.Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16.08.2010 N 584, которые были отменены постановлением от 02.11.2016 N 4069, опровергается судом апелляционной инстанции, поскольку судебными актами принятыми по делу 2а-1295/2018 было установлено что Постановление Администрации муниципального образования г.Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16.08.2010 N 584 соответствует действующему законодательству и подлежит применению при осуществлении расчетов по настоящему делу. Концентрация нефтепродуктов в сточных водах по результатам анализа, произведенного истцом, составила 19, мг/куб дм., что свидетельствует о том, что превышение не является залповым сбросом.
В опровержение расчету истца, ответчик направил свой протокол испытаний N 512.1.17/2 от 21.08.2017 г., по которому показатель "Нефтепродукты" составил 3, 24 мг/дм3.
В соответствии с пунктом 7.14 ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общее требования к отбору проб", Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод ПНД Ф 12.15.1-08, утв. ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" 18.04.2008 г. отбор двух последовательных во времени проб для параллельного анализа двумя лабораториями или операторами не допускается. Одна отобранная проба перемешивается и разливается в посуду лабораторий, выполняющих параллельный анализ пробы. При этом разделение на части пробы, предназначенной для анализа нефтепродуктов и других, не смешивающихся с водой, не допускается. Согласно условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Волхова Ленинградской области, параллельная проба - проба сточных вод, отобранная по заявке абонента представителями организации ВКХ одновременно с контрольной пробой сточных вод. Отбор контрольной и параллельной проб сточных вод производится одним пробороотборным устройством с дальнейшим разделением проб сточных вод в емкости, предоставленные организацией ВКХ и абонента.
На основании изложенного, расчет ответчика не подлежит применению.
Отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона "О водоснабжении и водоотведении"), Правилами N 644, Правилами N 525.
В соответствии с пунктом 22 статьи 2 Закона "О водоснабжении и водоотведении" состав и свойства сточных вод это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах.
В силу части 1 статьи 26 Закона "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Частью 1 статьи 30 Закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, производится организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил N 644 установлено, что договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Правилами N 644 предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В подпунктах "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Из пунктов 111, 114 Правил N 644 следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
В пункте 118 Правил N 644 установлено: в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Пунктом 2 Правил N 644 установлено, что контрольная проба это проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод. При этом "контрольный канализационный колодец" это колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Распоряжением Правительства Ленинградской области N 236-р от 24.04.2017 г. принято решение о реорганизации ГУП "Леноблводоканал" в форме присоединения к нему ГУП ЛО "Волховский Водоканал". 11.08.2017 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц Федеральной налоговой службы об окончании процедуры реорганизации ГУП "Леноблводоканал" и прекращении деятельности ГУП ЛО "Волховский Водоканал".
Согласно пункту 6 статьи 29 ФЗ N 161-ФЗ при реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
ГУП ЛО "Волховский Водоканал" 11 августа 2017 г. прекратило свою деятельность в результате присоединения к ГУП "Леноблводоканал". Объем прав и обязанностей, перешедших к реорганизованному юридическому лицу, определен статьей 58 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что по аналогичному делу, где ГУП "Водоканал Ленинградской области обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" платы за залповый сброс нефтепродуктов за сентябрь 2017 года в размере 12 818 577 рублей 89 копеек, оплата произведена в полном объеме, истец отказался от иска.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2020 по делу N А56-106960/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-106960/2017
Истец: ГУП "ВОДОКАНАЛ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" Октябрьская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиал "РЖД"
Третье лицо: Администрацию Волховского района Ленинградской области, ГУП "Водоканал ЛО"