2 февраля 2024 г. |
дело N А40-102591/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИнвестСити" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2023
по делу N А40-102591/23
по заявлению ООО "ИнвестСити"
к Префектуре Восточного административного округа г. Москвы
третьи лица: Департамент городского имущества г. Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Шишкин А.В. - генеральный директор, Шишкина Ю.Б. по доверенности от 23.03.2023;
от заинтересованного лица - Кучмасов К.С. по доверенности от 15.09.2023;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2023 в удовлетворении заявленных ООО "ИнвестСити" требований о признании незаконным решения Окружной комиссии Префектуры ВАО г. Москвы по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы от 25.03.2022 о признании незаконно размещенным и подлежащим демонтажу объекта некапитального строительства: забор по адресу: Москва, улица Борисовская, дом 11, отказано.
ООО "ИнвестСити" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Департамент городского имущества г. Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, представители в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители заявителя и Префектуры в судебном заседании поддержал свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований обществом указано на то, что земельный участок, предоставленный в пользование ООО "ИнвестСити", после расторжения договора аренды с 14.11.2019 из пользования и эксплуатации общества не выбывал. Здание, расположенное на спорном земельном участке предназначено для расположения детского сада, территория которого в обязательном порядке огорожена. Акт обследования земельного участка составлен в отсутствии представителя ООО "ИнвестСити", без его извещения и уведомления. Решение о демонтаже забора выносилось в отсутствии ООО "ИнвестСити" и в его адрес не направлялось. На дату осуществления демонтажа забора (18.05.2022) земельный участок находился в аренде.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований являются государственной собственностью.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земель из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и пределах, установленных законом (п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 6 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства г. Москвы (уполномоченного им органа), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, Законом N 48 и иными правовыми актами г. Москвы.
Согласно ч. 7 ст. 4 Закона N 48, основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на земельных участках, находящихся в собственности г. Москвы и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, являются документы, указанные в ч. 6 данной статьи, а также оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке договоры на размещение указанных объектов, разрешения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы.
Частью 1.1 ст. 8 Закона N 48 установлено, что основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством г. Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.
Из материалов дела следует, что 21.02.2022 Государственной инспекцией по контролю за объектами недвижимости г. Москвы проведено обследование земельного участка, расположенного по адресным ориентирам: Москва, улица Борисовская, вл. 11, о чем составлен акт обследования земельного участка от 21.02.2022 N 9030881, в котором указано о том, что земельный участок с адресным ориентиром: Москва, улица Борисовская, вл. 11 с кадастровым номером 77:03:0003019:101 площадью 3.952 кв.м. земельно-правовыми отношениями не обременен. Земельный участок ограничен забором длиной 260 м. На земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:03:0003019:1198. На здание зарегистрировано право собственности ООО "ИнвестСити" (запись о регистрации права N77-77-03/049/2007-448 от 02.08.2007). Здание не эксплуатируется. На земельном участке расположены 6 некапитальных строений общей площадью 136 кв.м., а именно: 2 веранды площадью по 28 кв.м. каждая; 2 бытовки - деревянная площадью 28 кв.м.; металлическая площадь 10 кв.м.; 2 кирпичных строения площадью 30 кв.м. и 12 кв.м.
В соответствии с требованием п. 6 Приложения N 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" забор длиной 260 м. и 6 строений, общей площадью 136 кв.м. подлежат демонтажу.
Инспекция обратилась в Префектуру ВАО г. Москвы с целью рассмотрения на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы.
Согласно п. 6. Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в течение 1 рабочего дня с даты составления акта обследования земельного участка направляет указанный акт в префектуру соответствующего административного округа г. Москвы.
В соответствии с п. 7.2 Положения, Префектура административного округа в течение 5 рабочих дней с момента поступления в Префектуру акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства или акта обследования земельного участка обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (п. 7.2.1).
Окружная комиссия является постоянно действующим рабочим органом. Регламент работы Окружной комиссии определяется Положением.
Состав Окружной комиссии утверждается Префектом административного округа.
Согласно п. 2 Положения об рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
25.03.2022 на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы рассмотрено обращение Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы и принято решение, оформленное протоколом N 3 в рамках реализации постановления Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП обязать Управу района Соколиная гора принять решение и определить пользователей некапитальных объектов и предложить в добровольном порядке в 2-дневный срок освободить земельный участок путем демонтажа некапитальных объектов.
В случае невыполнения п. 2 управе района Соколиная гора совместно с ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ВАО" в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП в 3-дневный срок обеспечить освобождение земельного участка от незаконно размещенных объектов путем демонтажа и (или) перемещения на специально организованную площадку.
Доводы заявителя о необходимости его извещения о рассмотрении вопроса о демонтаже некапитального объекта, судом отклонены, поскольку такая обязанность постановлением Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП не предусмотрена. Пунктом 7.5. Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП установлено, что Префектура административного округа г. Москвы в течение 3 рабочих дней с даты принятия Окружной комиссией решения, указанного в п. 7.2.1 настоящего Положения, обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах Префектуры административного округа г. Москвы и Управы района г. Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на досках объявлений префектуры административного округа г. Москвы и Управы района г. Москвы, а также непосредственно на объектах информации: о самостоятельном осуществлении уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку в случае отказа правообладателей объектов в добровольном порядке освободить земельный участок от незаконно размещенного объекта, (п. 7.5.2. Положения).
Указанная информация размещена в средствах массовой информации, на официальном сайте Префектуры ВАО г. Москвы и Управы района г. Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что подтверждено распечаткой с официального сайта Префектуры.
18.05.2022 земельный участок освобожден от объектов некапитального строительства силами ГБУ г. Москвы "Жилищник района Соколиная гора".
Доводы ООО "ИнвестСити" о том, что земельный участок, предоставленный в пользование обществу, после расторжения договора аренды с 14.11.2019 из пользования и эксплуатации общества не выбывал, поскольку Дополнительным соглашением к договору аренды земельного участка от 19.01.2009 N М-03-030588 (учетный номер дополнительного соглашения N М-03-030588 от 10.02.2020), определено, что стороны расторгают договор аренды земельного участка с 14.11.2019 (п. 1 дополнительного соглашения к договору аренды), отклоняются.
Наличие дополнительного соглашения, заключенного сторонами, подтверждает прекращение договора аренды земельного участка с 14.11.2019.
Следовательно, довод ООО "ИнвестСити" о том, что договор аренды земельного участка оставался действующим не соответствует действительности и материалам дела.
Кроме того, для оценки законности оспариваемого решения не имеет правового значения и то обстоятельство, что на момент демонтажа забора между Департаментом и ООО "ИнвестСити" заключен новый договор аренды (от 12.04.2022 N М-03- 057820), поскольку указанный договор заключен после принятия соответствующего решения Комиссией.
Таким образом, решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ВАО г. Москвы принято в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г. Москвы и является законным.
Ссылка на судебный акт по делу N А40-46824/23, который, по мнению общества, подтверждает ведение обществом деятельности, отклоняется, поскольку данным судебным актом установлен факт погашения обществом задолженности по аренде.
Таким образом, оспариваемые действия Префектуры являются законными, обоснованными, совершенными в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2023 по делу N А40-102591/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102591/2023
Истец: ООО "ИНВЕСТСИТИ"
Ответчик: ПРЕФЕКТУРА ВОСТОЧНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ