г. Тула |
|
7 октября 2020 г. |
Дело N А23-9696/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., при участии представителей истца - акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (г. Москва, ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370) - Бычкова И.А. (доверенность от 02.07.2018 N 1022/1-Д), в отсутствие представителей ответчика - Калужской области в лице министерства экономического развития Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404069, ИНН 4027064200) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства финансов Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404058, ИНН 4027064190) и министерства конкурентной политики Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1074027003434, ИНН 4027078890), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Калужской области от 13.07.2020 по делу N А23-9696/2019 (судья Иванова Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Калужской области в лице Министерства экономического развития Калужской области (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 4 676 296 рублей 80 копеек.
Определениями суда первой инстанции от 20.01.2020 и 02.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство финансов Калужской области (далее - министерство финансов) и министерство конкурентной политики Калужской области (далее - министерство политики).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает на то, что субъект Российской Федерации обязан компенсировать перевозчику экономические потери, возникшие в связи с установлением льгот, в полном объеме.
От ответчика, министерства финансов и министерства политики в суд апелляционной инстанции поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых они, считая принятое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец с 16.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 истец осуществлял организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Калужской области на основании договора от 09.12.2015 N 191.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Калужской области осуществлялась по тарифам, утвержденным постановлением министерства тарифного регулирования Калужской области от 04.12.2015 N 507-РК "Об установлении в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Калужской области" (далее - постановление N 507-РК) в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 23 рублей 40 копеек за одну десятикилометровую зону.
Постановлением правительства Калужской области от 26.03.2010 N 95 "Об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования" (далее - постановление N 95) установлены льготы на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря включительно в размере 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Калужской области.
Согласно абзацу 2 пункта 2 этого постановления право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, а также от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации.
На основании названных постановлений между истцом (получатель) и ответчиком заключен договор от 15.04.2016 N 53 (далее - договор N 53), предметом которого является предоставление ответчиком получателю субсидии из средств областного бюджета на компенсацию недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и детей с 5 до 7 лет железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в период с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря 2016 года включительно.
Истец в соответствии с пунктом 2.1.1 договора N 53 обязался предоставлять льготной категории граждан 50-процентную скидку от действующего тарифа при оплате проезда на территории Калужской области, независимо от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации с оформлением разовых билетов для осуществления поездки.
Согласно пункту 3.2 этого договора ответчик принял на себя обязательство на основании отчетов перевозчика о фактически оказанных услугах, осуществлять перечисление субсидий на счет получателя.
Поскольку истцом в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 истцом в соответствии с требованиями постановления N 95 оформлено проездных документов с предоставлением 50 % скидки на общую сумму 35 676 296 рублей 80 копеек, то данная сумма явилась потерей истца в доходах за 2016 год.
В рамках договора N 53 истец получил в счет компенсации потерь в доходах от ж/д перевозок на территории Калужской области в 2016 году субсидию в размере 31 000 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
Полагая, что сумма компенсации в размере 31 000 000 рублей не покрывает в полном объеме понесенные им убытки, истец обратился к ответчику с претензией от 05.08.2019 о компенсации потерь перевозчика (убытков) (за вычетом полученной субсидии) в сумме 4 676 296 рублей 80 копеек.
Однако требования, изложенные в претензии, в добровольном порядке ответчиком не исполнены.
В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования истца, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 786 и пункту 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир - уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
В силу пункта 2 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 данной статьи).
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Так, постановлением N 95 установлены льготы на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря включительно в размере 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Калужской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяются Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением правительства Калужской области от 03.02.2014 N 61 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий юридическим лицам из средств областного бюджета на реализацию подпрограммы "Организация транспортного обслуживания населения на территории Калужской области" государственной программы Калужской области "Экономическое развитие в Калужской области" по мероприятию, связанному с осуществлением государственной поддержки в форме субсидии организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" (далее - Положение), в соответствии с пунктом 4.2 которого субсидии организациям железнодорожного транспорта на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора, заключенного между организацией железнодорожного транспорта и ответчиком.
В пункте 5.1 Положения установлено, что субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на цели, определенные Положением.
Согласно пункту 2 постановления N 95 право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, а также от прохождения маршрута поездки по территории других субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
В соответствии с вышеназванными постановлениями правительства обучающимся предоставлялась льгота по оплате проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2016 году.
На основании договора N 53 ответчик предоставлял истцу субсидию из средств областного бюджета на компенсацию недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся общеобразовательных организаций, обучающихся очной формы обучения профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования и детей с 5 до 7 лет железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в период с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря 2016 года включительно.
В соответствии с пунктом 1.3 этого договора субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Калужской области "Об областном бюджете на 2016 год" и бюджетной росписью по ответчику.
В силу пункта 2.3 рассматриваемого договора ответчик обязан перечислять субсидии в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.
В пункте 3.1 договора N 53 стороны согласовали, что размер субсидии, предоставляемой ответчиком истцу в рамках реализации государственной программы "Экономическое развитие в Калужской области" по мероприятию на компенсацию недополученных доходов организациям железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении составляет 31 000 000 рублей.
Ответчик принял на себя обязательство на основании отчетов перевозчика о фактически оказанных услугах осуществлять перечисление субсидии на счет получателя после получения отчетов истца, подтверждающих фактически оказанные услуги по осуществлению на территории Калужской области перевозок обучающихся по тарифам, регулируемым в установленном законодательством порядке, и недополученные доходы в связи с оказанием указанных услуг в период с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря 2016 года включительно (пункт 3.2 договора).
В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 истец в соответствии с требованиями постановления N 95 оформил проездные документы с предоставлением 50 % скидки на общую сумму 35 676 296 рублей 80 копеек.
Вместе с тем в рамках договора N 53 истец получил в счет компенсации потерь в доходах от железнодорожных перевозок на территории Калужской области в 2016 году субсидию в сумме 31 000 000 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Цена договора (размер субсидии на компенсацию недополученных доходов) была согласована сторонами при подписании договора и установлена в сумме 31 000 000 рублей.
Перечисление субсидии осуществлялось ответчиком после получения отчетов истца, подтверждающих фактически оказанные услуги по осуществлению на территории Калужской области перевозок обучающихся по тарифам, регулируемым в установленном законодательством порядке, и недополученные доходы в связи с оказанием указанных услуг в период с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря 2016 года включительно.
Как верно указал суд первой инстанции, предел участия ответчика в расходах истца определен статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ограничивается лимитами установленных ему бюджетных обязательств с учетом условий договора.
Из материалов дела следует, что истец в рамках договора N 53 получил в счет компенсации потерь в доходах от ж/д перевозок на территории Калужской области в 2016 году субсидию в сумме 31 000 000 рублей, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Калужской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению истцу недополученных в 2016 году доходов в сумме, предусмотренной договором, а именно - 31 000 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 15 и пункту 1 статьи 393 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленные в настоящем деле требования фактически направлены на изменение условий заключенного и исполненного сторонами договора, оснований для возмещения убытков истцу в сумме, превышающей предусмотренную в договоре, не имеется.
При этом судом справедливо указано на то, что истцом не доказано наличие совокупности обстоятельств, при которых у ответчика возникает обязанность по оплате убытков на основании статей 15, 16 и 1069 ГК РФ, а также не представлены доказательства, подтверждающие факт возникновения у него убытков в требуемой сумме вследствие противоправного поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и возникновением у истца убытков.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 26.02.2020 по делу N А23-9196/2018.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на часть 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ о том, что данной правовой нормой предусмотрено обязанность субъекта Российской Федерации компенсировать перевозчику экономические потери, возникшие в связи с установлением льгот, в полном объеме, является несостоятельным, поскольку указанным пунктом определено, что порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае такой порядок определен постановлением N 95.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 13.07.2020 по делу N А23-9696/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-9696/2019
Истец: АО Центральная пригородная пассажирская компания, ОАО " Центральная ППК "
Ответчик: Министерство экономического развития Калужской области
Третье лицо: Министерсво конкурентной политики Калужской области, Министерство конкурентной политики Калужской области, Министерство финансов Калужской области