город Омск |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А75-1130/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8746/2020) инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 по делу N А75-1130/2020 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" (ОГРН: 1028600591832, ИНН: 8602109017, адрес: 628416, г. Сургут, ул. Майская, 10) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ИНН: 8602200058, ОГРН: 1048602093011, адрес: 628402, г. Сургут, ул. Геологическая, 2)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Ниталиев А.Ж. по доверенности от 30.09.2020;, Кузнецова Н.С. по доверенности от 30.09.2020; Белицкая А.В. по доверенности от 30.01.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" - Босык О.И. по доверенности от 08.09.2020 N 48Д; Кузминская С.В. по доверенности от 20.02.2020 N 5Д;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" (далее - заявитель, общество, ООО "ЗСАВС") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Инспекция) об оспаривании постановления от 20.01.2020 N 86021933611879600006 о назначении административного наказания которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 по делу N А75-1130/2020 заявленные требования удовлетворены, постановление инспекции от 20.01.2020 N 86021933611879600006 признано незаконным и отменено.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что общество не является субъектом вмененного административного правонарушения и инспекцией не доказано наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт оботказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указало на то, что общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку является распространителем лотерей и его деятельность подпадает под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), которым предусмотрена обязанность распространителя лотерей проводить идентификацию клиентов независимо от стоимости лотерейных билетов и размере выигрышей.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители общества возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В рамках соглашения от 15.10.2015 о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу (N 01-01- 14/22440) и Федеральной налоговой службы (N ММВ-23-2/77@), инспекцией от Федеральной службы по финансовому мониторингу получена информация о признаках ненадлежащего исполнения требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма ООО "ЗСАВС", являющегося распространителем лотерей.
Согласно информации, поступившей из Федеральной службы по финансовому мониторингу, ООО "ЗСАВС" не имеет личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу и не предоставило сообщения о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества за 1-3 кварталы 2019 года, что свидетельствует о нарушении ООО "ЗСАВС" положений Закона N 115-ФЗ.
В ходе проверки поступившей информации административный орган пришел к выводу о том, что ООО "ЗСАВС" не исполнило требования, предусмотренные частью 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пунктом 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 (далее - Положение N 209).
По мнению инспекции, в нарушение указанных нормативных требований ООО "ЗСАВС", являясь распространителем лотерей, не проводило проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информировало о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Положением N 209; документально не фиксировало и не представляло в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем совершения операции, предусмотренные законом сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентам.
Также инспекцией установлено, что вопреки требованиям Закона N 115-ФЗ и Положения N 209 общество, являясь распространителем лотерей, не зарегистрировало личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, административным органом 13.12.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 86021933611879600003.
Постановлением от 20.01.2020 N 86021933611879600006 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа от 20.01.2020, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим постановлением.
27.07.2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 указанной статьи.
В свою очередь частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 названной статьи.
Объектом правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и предоставления информации, подлежащий контролю организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение или ненадлежащее исполнение организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, повлекшее непредоставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Субъектами данного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, перечень которых приведен в статье 5 Закона N 115-ФЗ.
Отношения в области организации и проведения лотерей регулируются Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 2 Закона N 138-ФЗ под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона N 138-ФЗ распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, организующие и проводящие лотереи (статья 5 Закона N 115-ФЗ).
Из материалов дела следует, что общество с 13.03.2018 по 20.07.2019 являлось распространителем лотерей на основании договора на оказание услуг по распространению лотерей от 13.03.2018 N А0318-86-5147 и договора на оказание услуг по распространению лотерейных билетов от 13.03.2018 N ТАОЗ 18-86-5147, заключенных с АО "Торговый дом "Столото".
Так, в соответствии с подпунктами 1.7 указанных договоров общество является распространителем лотерейных билетов, т.е. лицом, осуществляющим распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату и передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с заказчиком договора.
Пунктом 2.1 от 13.03.2018 N ТА 0318-86-5147 предусмотрено, что общество оказывает услуги по распространению лотерейных билетов, что подразумевает, согласно пункту 1.6 договора от 13.03.2018 N ТА 0318-86-5147, осуществление юридических и фактических действий по приему лотерейных ставок от участников лотерей, выдаче лотерейных билетов и выплате выигрышей участникам лотереи.
Таким образом, общество осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов и в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии со статьей 2 Закона N 115-ФЗ настоящий федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Согласно статье 3 Закона N 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в частности, организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4 - 1 и 1.4-2 указанной статьи. В отношении физического лица устанавливаются такие сведения как фамилия, имя, отчество, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 названного Закона идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб. (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Таким образом, подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что обязанность по идентификации клиента установлена во всех случаях за исключением, установленных пунктом 1.1 указанной статьи.
Критерии отнесения операций с денежными средствами или иным имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю, определен статьей 6 названного Закона.
Одним из таких критериев является сумма, на которую совершается операция: сумма операции должна быть равна или превышать 600000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 руб., или превышать ее. Кроме того, по своему характеру такая операция должна относиться к одному из видов операций, поименованных в Законе (второй критерий).
К таким операциям названный Закон, в частности, относит операцию по получению денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплате денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх (абзац 6 пункта 4 части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ).
Также из изложенного следует, что лицо, организующее и проводящее лотереи, обязано идентифицировать лицо, находящееся на ее обслуживании, только при условии совершения операций, подлежащих обязательному контролю.
Таким образом, общество обязано идентифицировать только тех лиц, в пользу которых производятся денежные выплаты в виде выигрыша, полученного от участия в организованной обществом лотереи в размере или свыше 600 000 руб. либо в сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб.или выше (операция, подлежащая обязательному контролю), а также лиц, в отношении которых осуществляется прием денежных средств свыше 15 000 руб.
Из оспариваемого постановления и материалов административного дела факты выявления проверяющим органом таких сделок не следуют.
В рассматриваемом случае максимальная сумма выигрыша, выплаченного обществом, не превысила 6 152 рублей, максимальная сумма, принятая от покупателя, составила 5 100 руб.
Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общество производило в период действия договоров с АО "Торговый дом "Столото" выплату выигрыша в размере 600 000 и свыше руб., либо производило прием денежных средств при оплате лотерейных билетов на сумму свыше 15 000 руб., то есть не доказана обязанность ООО "ЗСАВС" проводить идентификацию клиентов, что свидетельствует о недоказанности события вмененного Обществу нарушения статьи 7 Закона N 115-ФЗ и Положения N 209, указанного в оспариваемом постановлении.
Вмененное обществу нарушение, выразившееся в отсутствии регистрации личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 15.27, поскольку не влечет последствий, указанных в названной норме права.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Учитывая, что инспекцией не доказано наличие в действиях общества события вмененного правонарушения, следовательно, не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, что свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные обществом требования, суд первой инстанции принял правильное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба инспекции удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2020 по делу N А75-1130/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1130/2020
Истец: ООО "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СУРГУТУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ