г. Санкт-Петербург |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А56-940/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Яковлев С.А. - доверенность от 14.01.2020
от ответчика (должника): Пальшин А.П. - доверенность от 17.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20068/2020) ООО "Эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 г. по делу N А56-940/2020 (судья Черняковская Н.С.), принятое
по иску ООО "Эксплуатационная компания"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области
об обязании организовать систему налогового учета доходов, извлекаемых в результате использования имущества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 10 по Санкт-Петербург (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании налогового органа осуществить контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов с доходов, извлекаемых в результате незаконного использования третьими лицами имущества Общества, а именно:
- установить, кто являлся выгодоприобретателем (конечным получателем) электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., переданной по сетям Общества за период с 16.08.2016 по 20.01.2020;
- установить, кто явился плательщиком НДС с выручки о продажи электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., переданной по сетям Общества за период с 16.08.2016 по 20.01.2020;
- установить, кто явился выгодоприобретателем услуги по передаче объема электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., переданной по сетям Общества за период с 16.08.2016 по 20.01.2020, и плательщиком налога на сумму чистой прибыли 1 010 880 303,53 руб. (которую Общество, как законный владелец сетей, в виде дохода от использования собственного имущества не получил).
К участию в дело, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Калужской области.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2020 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы отказ в удовлетворении заявленных требований легализует существующую схему хищения государственной электроэнергии, получения теневой выручки.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Третье лицо, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела между Обществом и Общество с ограниченной ответственностью Головное предприятие Строймаш", являющимся законным владельцем линейного объекта (воздушная линия электропередач ВЛ-35 кВ и опоры) заключен договор аренды N 1 от 01.05.2016.
На арендованной опоре 31 выявлено несанкционированное подключением. Факт осуществления присоединения выявлен в ходе проведения судебной экспертизы в рамках дела N А23-5669/2016.
ПАО "Калужская сбытовая компания" в адрес Общества выставлен счет N 27616 от 23.01.2020 на сумму 1 010 880 303,53 рубля, в том числе НДС в сумме 168 480 050,59 рублей за оказанные услуги: электроэнергия с августа 2016 по декабрь 2019.
По мнению Общества сокрытие гарантирующим поставщиком НДС с выставленного истцу счета на оплату услуг будет свидетельствовать о том, что электроэнергия и услуги по ее передаче с использованием чужого имущества были проданы, а денежные средства от такой реализации получены "теневым" способом, без их отражения в бухгалтерском и налоговом учете, что привело не только к неосновательному обогащению ПАО "Калужская сбытовая компания" за счет Общества, но и к неосновательному обогащению за счет государства, бюджет которого недополучил НДС.
При этом, неосуществление налоговым органом надлежащего контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах нарушает права и законные интересы, как государства, так и Общества, выразившемся в неисполнении ПАО "Калужская сбытовая компания" обязанности по исчислению и уплате НДС, что исключает возможность общества предъявить НДС к возмещению. Письменные обращения Общества с попыткой инициирования проведения в отношении ПАО "Калужская сбытовая компания" выездной налоговой проверки контролирующими органами оставлены без удовлетворения.
Учитывая указанные обстоятельства, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к налоговому органу по месту своего учета как налогоплательщика, с требованиями обязать осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 1 Закона о налоговых органах определено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона о налоговых органах единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506) данная служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий, в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
В силу ст. 6 Закона РФ N 943-1 "О налоговых органах РФ" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе это означает и осуществление контроля за правильностью исчисления налогоплательщиком сумм налога, подлежащего уплате. С этой целью налоговым органам предоставлен обширный комплекс прав, определенных статьями 31, 88-101 НК РФ.
Как следует из п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Контроль предполагает учет не только допущенных налогоплательщиком нарушений, но и максимальный учет его прав, поэтому налоговые органы должны стремиться к максимальной реализации прав налогоплательщика. Контроль за правильностью исчисления налога означает, что налоговые органы обязаны выявлять действительный размер задолженности или переплаты налогоплательщика, учитывая при этом обстоятельства, свидетельствующие не только о занижении, но также и завышении налога, подлежащего уплате в бюджет.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 16.07.2004 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 НК РФ", законодательное регулирование налогового контроля и деятельности уполномоченных органов по налоговому контролю осуществляются в соответствии с конституционными принципами организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе связанности государственных органов законом и недопустимости вмешательства контролирующего органа в оперативную деятельность проверяемого.
Кроме того, наделяя налоговые органы полномочием действовать властно-обязывающим образом в пределах своей компетенции, федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35 требования, в силу которых ограничение федеральным законом права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности возможно, только если оно отвечает требованиям справедливости, адекватно, пропорционально, соразмерно и необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и законных интересов других лиц, и не затрагивает само существо конституционных прав, т.е. не ограничивает пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ N 943-1 "О налоговых органах РФ" в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, налоговым органам предоставляется право производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
В силу статей 31, 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом.
Аналогичное право закреплено пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 "О налоговых органах Российской Федерации", согласно которому налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Одним из мероприятий налогового контроля является истребование необходимых налоговому органу документов (информации).
Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Камеральные и налоговые проверки проводятся налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, в налоговый орган по месту учета, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 НК РФ, если иное не предусмотрено этим пунктом.
Положения НК РФ не содержат перечня оснований для назначения налоговой проверки.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (далее - Концепция) (далее - Приказ) утверждены 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Критерии).
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
Утвержденные Приказом числовые показатели отдельных Критериев, используемые для оценки рисков совершения налогового правонарушения, рассчитаны ФНС России на основании проведенного всестороннего анализа показателей финансово-экономической деятельности налогоплательщиков. При отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок принимаются во внимание и оцениваются все Критерии.
Анализ указанных норм материального права позволяет сделать вывод о том, что налоговый контроль в форме камеральных и выездных налоговых проверок осуществляется исключительно налоговым органом по месту учета налогоплательщика и при проведении камеральных проверок - на основании представляемых налогоплательщиком налоговых деклараций, при проведении выездных налоговых проверок - в соответствии с разработанным на основании Концепции планов проверок.
В рассматриваемом случае ПАО "Калужская сбытовая компания" не состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Санкт-Петербургу, что исключает применение данным налоговым органом форм налогового контроля к вышеуказанному юридическому лицу.
Ссылки Общества на то, что МИ ФНС РФ N 10 по Санкт-Петербургу является составляющей частью единой централизованной системы контроля, отклоняются апелляционным судом.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 5-П разъяснено, что централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (статья 15 Конституции Российской Федерации). При этом, контрольные полномочия налоговым органом осуществляются в строгом соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, который в свою очередь предусматривает возможность проведения проверок исключительно инспекцией по месту налогового учета налогоплательщика.
При таких обстоятельствах у МИ ФНС РФ N 10 по Санкт-Петербургу отсутствуют полномочия о проведении в отношении ПАО "Калужская сбытовая компания" налогового контроля в виде проведения камеральной или выездной налоговой проверки.
Налоговый контроль в силу вышеприведенных норм материального права также может быть осуществлен в форме истребования информации и документов.
Пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) по этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (пункт 3 статьи 93.1 НК РФ).
Основанием для направления поручения об истребовании документов является необходимость подтверждения действительности договорных отношений, документов, представленных вне рамок налоговых проверок, достоверности сведений, содержащихся в них, посредством истребования информации (документов) в соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 НК РФ.
В силу указанных норм права, полномочия на истребование документов у ПАО "Калужская сбытовая компания" в отношении спорных операций имеются у налогового органа в рассматриваемом случае только при условии проведения камеральной или выездной проверки Общества.
При этом, поскольку Обществом в материалы дела не предоставления доказательства направления в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по НДС с предъявлением налога к возмещению по спорным операциям, правовые основания у МИ ФНС РФ N 10 по Санкт-Петербургу отсутствуют полномочия на истребование документов.
На основании изложенного, поскольку ПАО "Калужская сбытовая компания" не состоит на налоговом учете в налоговом органе, к которому в рамках данного спора предъявлены требования, правовые основания для их удовлетворения отсутствуют.
Кроме того, Общество не наделено полномочиями на обращение в суд за защитой государственных интересов. При этом частные интересы хозяйствующего субъекта, выражающиеся в невозможности предъявить НДС к возмещению на момент обращения в суд не нарушены. Материалы дела не содержат доказательств предъявления Обществом к возмещению налога по спорным операциям и принятие инспекцией решения об отказе в возмещении НДС.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Обществом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов в экономической сфере деятельности, в рассматриваемом случае отсутствует объект защиты права, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд также признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, установление выгодоприобретателя (конечным получателем) электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., выгодоприобретателя услуги по передаче объема электроэнергии на сумму 1 010 880 303,53 руб., не относится к компетенции налоговых органов, определенной Законом РФ N 943-1 "О налоговых органах РФ" и НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2020 по делу N А56-940/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-940/2020
Истец: ООО "ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ