06 октября 2020 г. |
Дело N А83-6836/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2020.
В полном объёме постановление изготовлено 06.10.2020.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Остаповой Е.А.,
судей Колупаевой Ю.В.,
Тарасенко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кучиной А.В.,
при участии:
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Шароватовой Ю.В., доверенность от 17.07.2020 N 437-Д;
представителя Общества с ограниченной ответственностью "Крымбудматериалы" - Шостак Н.В., доверенность от 30.01.2020 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2019 года по делу N А83-6836/2019 (судья Авдеев М.П.),
по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
к Обществу с ограниченной ответственностью "Крымбудматериалы"
о взыскании,
по встречному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Крымбудматериалы"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым
о расторжении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - истец по первоначальному иску, Министерство, МИЗО) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Научно-промышленное предприятие "Крымбудматериалы" (далее - ответчик по первоначальному иску, Общество, ООО "Крымбудматериалы"), согласно которому просит взыскать с Общества в пользу МИЗО задолженность по арендной плате за период с 01.09.2017 по 31.10.2018 в сумме 1000880,19 руб.
Первоначальные исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ООО "Крымбудматериалы" своих обязательств по внесению арендной платы согласно условиям договора аренды земли от 11.09.2009 N 040902500044, в связи с чем у Общества перед Министерством возникла задолженность.
09.09.2019 от ООО "Крымбудматериалы" (истец по встречному иску) поступило встречное исковое заявление, согласно которому Общество просит расторгнуть договор аренды земли от 11.09.2009 N 040902500044, заключенный между ООО "Крымбудматериалы" и Сакской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым (правопреемник МИЗО), в связи с юридической невозможностью использовать земельный участок по назначению и в целях, согласованных сторонами договора, что является существенным нарушением условий договора аренды земли, препятствующим пользованию арендованным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2019 по делу N А83-6836/2019 в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано; встречное исковое заявление ООО "Крымбудматериалы" удовлетворено, расторгнут договор аренды земельного участка от 11.09.2009 (зарегистрированный 18.09.2009 N 040902500044), заключенный между ООО "Крымбудматериалы" и Сакской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении первоначальных исковых требований исходил из того, что поскольку спорный земельный участок передавался Обществу в аренду для разработки карьера для добычи пильных известняков, ООО "Крымбудматериалы" не имело возможности использовать спорный земельный участок с этой целью и фактически не использовало его, а также не вело хозяйственной деятельности в целом по независящим от него обстоятельствам с 23.04.2016, следовательно, ответчик по первоначальному иску не обязан вносить арендную плату за период, в который он был лишен возможности пользоваться земельным участком. Учитывая утрату ООО "Крымбудматериалы" соответствующего права недропользования, для осуществления которого последнему был предоставлен земельный участок, Общество утратило право использования земельного участка в соответствии с целевым назначением, в связи с чем суд первой инстанции счёл заявленные встречные исковые требования о расторжении договора аренды земельного участка подлежащими удовлетворению.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым первоначальные исковые требования удовлетворить, встречные исковые требования оставить без рассмотрения.
По мнению подателя апелляционной жалобы, поскольку первоначальный иск и встречный иск имеют разный предмет доказывания и предполагают исследование и оценку различной доказательственной базы, суд первой инстанции в нарушение части 4 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял встречный иск к рассмотрению. Министерство отмечает, что приложенное Обществом ко встречному исковому заявлению письмо от 24.05.2017 нельзя расценивать как доказательство соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, поскольку оно не содержит условий, на основании которых ООО "Крымбудматериалы" просит расторгнуть договор аренды земли, а также отсутствуют доказательства, подтверждающие получение данного письма МИЗО. Кроме того, Министерство считает, что приостановление действия лицензии на пользование недрами не означает досрочное прекращение такого права, поскольку не прекращает действие выданной лицензии и, соответственно, обязанности держателя лицензии уплачивать установленные законом о недрах обязательные платежи. Таким образом, несмотря на приостановление права пользования недрами, по мнению апеллянта, у Арендатора сохранялось обязательство по внесению арендной платы вследствие фактического пользования земельным участком.
Определением от 07.02.2020 апелляционная жалоба Министерства принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 рассмотрение апелляционной жалобы ДИЗО отложено на 25.08.2020.
Определением от 31.08.2020 заместителем председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда произведена замена судьи Сикорской Н.И. на судью Тарасенко А.А. для рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу.
Судебные заседания по рассмотрению апелляционной жалобы МИЗО неоднократно откладывались, в судебных заседаниях объявлялись перерывы, очередное судебное заседание назначено на 29.09.2020.
В судебное заседание 29.09.2020 явились представители Министерства и Общества.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в порядке и пределах, предусмотренных статьями 266, 268 АПК РФ, установлено следующее.
Как усматривается из материалов дела, 11.09.2009 между Сакской районной государственной администрацией Автономной Республики Крым (Арендодатель) и ООО "Крымбудматериалы" (Арендатор) был заключен договор аренды земли (далее - Договор), согласно которому Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для разработки карьера для добычи пильных известняков на Краснодарском месторождении пильных известняков, для обслуживания жителей территориальной громады Сакского района, который находится за пределами населенных пунктов на расстоянии 4,5 км юго-западнее села Ильинка на Краснодарском месторождении пильных известняков на территории Сизовского сельского совета Сакского района, кадастровый номер 01:243:865:00:08:001:0431 (пункт 1.1 Договора) (т.1 л.д.28-33, 35-39).
Актом приема-передачи земельного участка подтверждается, что Арендодатель передал, а Арендатор принял земельный участок для разработки карьера для добычи пильных известняков на Краснодарском месторождении пильных известняков, для обслуживания жителей территориальной громады Сакского района, который находится за пределами населенных пунктов на расстоянии 4,5 км юго-западнее села Ильинка на Краснодарском месторождении пильных известняков на территории Сизовского сельского совета Сакского района, кадастровый номер 01:243:865:00:08:001:0431 (т.1 л.д.34).
Настоящий Договор зарегистрирован в Сакском отделе Крымского регионального филиала Государственного предприятия "Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете по земельным ресурсам", о чем в государственном реестре земель произведена запись от 18.09.2009 N 040902500044.
В соответствии с пунктом 8, настоящий Договор заключен сроком на 19 лет.
Согласно пункту 2 Договора, в аренду передается земельный участок общей площадью 28,68 га.
Пунктом 15 Договора установлено, что земельный участок передается в аренду для разработки карьера для добычи пильных известняков на Краснодарском месторождении пильных известняков, для обслуживания жителей территориальной громады Сакского района.
Целевое назначение земельного участка: земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения (пункт 16 Договора).
Нормативная денежная оценка земельного участка составляет 5137125,00 грн., по состоянию на 01.01.2008 года с учетом коэффициента индексации 1,152, оценка земельного участка составляет 5917968,00 грн. (пункт 5 Договора).
Как предусмотрено пунктом 9 Договора, арендная плата вносится Арендатором в денежной форме на расчетный счет местного бюджета Сизовского сельского совета в размере 177539,04 грн. в год, что составляет 3% от нормативной денежной стоимости оценки земельного участка.
В соответствии с пунктом 10 Договора, исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются при заключении или изменении условий договора или продления его действия.
Согласно пункту 11 Договора, арендная плата вносится ежемесячно до 30 числа месяца, следующего за отчетным, равными частями на протяжении года.
Пунктом 13 Договора установлено, что размер арендной платы пересматривается один раз в год по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных данным пунктом, в том числе в случае изменения размеров земельного налога, повышения цен, тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством.
Пунктами 27-31 Договора предусмотрены права и обязанности Арендодателя и Арендатора.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение Договора стороны несут ответственность в соответствии с законом и Договором (пункт 41 Договора).
С целью досудебного урегулирования спора, Министерством в адрес ООО "Крымбудматериалы" была направлена претензия об образовавшейся задолженности от 05.12.2018 N 01-11/10271 (т.1 л.д.48-50) с требованием в течение пяти дней с момента получения настоящей претензии оплатить задолженность по арендным платежам. Направление данной претензии подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 07.12.2018 и, согласно отчету об отслеживании, сформированному на официальном сайте Почта России (почтовый идентификатор 29501530000461), Обществом получено не было, уничтожено как невостребованное отправление.
Поскольку в добровольном порядке сумма задолженности по Договору ООО "Крымбудматериалы" не была погашена, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящими исковыми требованиями о взыскании задолженности.
Также, как усматривается из материалов дела, 04.08.2015 Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым ООО "Крымбудматериалы" была выдана лицензия на пользование недрами СИМ 50052 ТЭ, целевым назначением и видами работ которой является разведка и добыча пильных известняков Краснодарского месторождения, участок недр расположен в Сакском районе Республики Крым (т.1 л.д.109).
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29.03.2016 N 562 (т.1 л.д.122-123) с 29.03.2016 приостановлено действие лицензии на пользование недрами, осуществляемое по лицензии СИМ 50052 ТЭ, выданной МИЗО Обществу с целью разведки и добычи пильных известняков Краснодарского месторождения в Сакском районе Республики Крым.
22.04.2016 Сакской межрайонной прокуратурой вынесено предостережение ООО "Крымбудматериалы" о недопустимости незаконных действий, связанных с добычей известняков Краснодарского месторождения в Сакском районе Республики Крым, в котором также указано, что в случае неисполнения требований Общество будет привлечено к установленной законодательством ответственности (т.1 л.д.124-125).
В материалах дела содержится письмо от 24.05.2017 ООО "Крымбудматериалы" в адрес Министерства, в котором Общество просило прекратить действие Договора в связи с приостановлением действия лицензии на пользование недрами СИМ 50052 ТЭ, выданной Министерством экологии и природный ресурсов Республики Крым Обществу с целью разведки и добычи пильных известняков Краснодарского месторождения в Сакском районе Республики Крым. Кроме того, Общество сообщило МИЗО, что деятельность предприятия не ведется с 23.04.2016, а также в дальнейшем данный Договор перезаключаться не будет.
В подтверждение направления Министерству уведомления о прекращении действия Договора, Обществом представлена квитанция от 24.05.2017 N 042876 (почтовый идентификатор 297405070428767) (т.2 л.д.64).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Крымбудматериалы" в арбитражный суд со встречными исковыми требованиями о расторжении Договора.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, коллегия судей Двадцать первого арбитражного апелляционного суда пришла следующему.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав или оспариваемых прав и законных интересов.
Как предусмотрено частью 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно законодательству, действовавшему на момент заключения и государственной регистрации Договора, указанное спорное имущество относилось к государственной собственности Украины, находящейся на территории Автономной Республики Крым. Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В соответствии с пунктами 5 и 6 Постановления Государственного Совета Республики Крым N 1745-6/14 от 17.03.2014 "О независимости Крыма" все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Согласно статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", Глава Республики Крым в сфере управления и распоряжения собственностью Республики Крым, в том числе, определяет исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым.
Уполномоченный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, функции и полномочия собственника имущества Республики Крым; в пределах компетенции выступает в качестве истца и ответчика (третьего лица) в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4 Указа Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У, в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым, образовано Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Согласно пунктам 2.5, 2.7 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157 (в ред. от 22.09.2017) предусмотрено, что основными задачами МИЗО является защита имущественных прав и интересов Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществление в пределах компетенции контроля за использованием и сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Крым.
Пунктом 5.1 вышеуказанного Положения предусмотрено, что для осуществления возложенных на него функций Министерство в пределах своей компетенции имеет право: осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, входящим в компетенцию МИЗО, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам приватизации, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Республики Крым.
По поручению Главы Республики Крым Аксенова С.В. от 01.09.2014 N 01-62/2040 все действующие договора аренды в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, ранее заключенные районными государственными администрациями или органами местного самоуправления с физическими и юридическими лицами в 2014 году были переданы Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 11.11.2014 N 1155-р "О передаче функций по администрированию арендной платы за землю" поручено Налоговой службе Республики Крым осуществить передачу функций по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым не позднее 31 декабря 2014 года, а также сформировать не позднее 01 декабря 2014 года реестры юридических и физических лиц-плательщиков арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, по форме согласно приложению и не позднее 15 декабря 2014 года по акту приема-передачи передать реестры юридических и физических лиц-плательщиков арендной платы за земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в Республике Крым, за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым - Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым.
На основании вышеизложенного, основными задачами МИЗО является защита имущественных прав и интересов Республики Крым, которое вправе в пределах своей компетенции осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым, в том числе обращаться в арбитражные суды.
Таким образом, Министерство является надлежащим истцом по первоначальному иску, поскольку является стороной правоотношений в сфере аренды в силу Постановления Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц 28.11.2014 ООО "Крымбудматериалы" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, соответствующие сведения внесены в государственный реестр, присвоен ОГРН 1149102098353.
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, участвующих в деле, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Спорный договор по своей правовой природе является договором аренды, отношения по которому регулируются как законодательством Украины, так и главой 34 ГК РФ ввиду того, что правоотношения по указанному договору аренды являются длящимися: такие правоотношения возникли до ратификации договора "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов" от 18.03.2014 и вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В силу положений статьи 759 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины), по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок.
Согласно статье 629 ГК Украины договор является обязательным для исполнения сторонами.
По предписаниям статьи 193 Хозяйственного кодекса Украины и статей 525, 526 Гражданского кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями этих Кодексов, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или других требований, которые обычно относятся. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом.
Статьей 606 ГК РФ предусмотрено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 607 ГК РФ предусмотрено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Согласно пункту 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. В свою очередь, в соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Таким образом, исполнение арендатором обязательства по внесению арендной платы обусловлено исполнением арендодателем встречного обязательства по передаче имущества во владение и пользование арендатору (пункт 1 статьи 328 ГК РФ).
В соответствии со статьями 65, 70 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с требованиями, установленными статьями 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судебная коллегия отмечает, что ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском (часть 1 статьи 132 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 132 АПК РФ встречный иск принимается арбитражным судом в случае, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела.
В случае отсутствия условий, предусмотренных частью 3 данной статьи, арбитражный суд возвращает встречный иск по правилам статьи 129 АПК РФ (часть 4 статьи 132 АПК РФ).
Положения статьи 132 АПК РФ, являющиеся императивными, не должны толковаться и применяться судом произвольно. Арбитражный суд как орган, осуществляющий правосудие, обязан принять встречный иск при наличии перечисленных в указанной норме права условий.
Рассматривая вопрос о принятии встречного иска, необходимо учитывать, что встречный иск является не самостоятельным способом реализации права на обращение в суд, а процессуальным средством защиты ответчика против требований истца в рамках одного судебного дела, поэтому направленность встречного требования против первоначального должна отвечать задачам эффективного судопроизводства по наиболее быстрому и правильному урегулированию спора.
При этом судебная коллегия отмечает, что статья 132 АПК РФ оставляет решение вопроса о целесообразности совместного рассмотрения первоначального и встречного исков на усмотрение суда, ввиду чего довод Министерства о неправомерном принятии судом первой инстанции к рассмотрению встречного иска является необоснованным.
Суд первой инстанции, указав на утрату ООО "Крымбудматериалы" соответствующего права недропользования, для осуществления которого последнему был предоставлен земельный участок, пришел к выводу о том, что Общество утратило право использования земельного участка в соответствии с целевым назначением, в связи с чем заявленные встречные исковые требования о расторжении договора аренды земельного участка подлежат удовлетворению.
По мнению судебной коллегии, не выяснив причины приостановления и прекращения действия лицензии, суд первой инстанции неверно оценил обстоятельства дела, ввиду чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии возможности у ООО "Крымбудматериалы" использовать земельный участок по независящим от него обстоятельствам.
Апелляционный суд с целью полного выяснения обстоятельств настоящего дела, определениями от 16.06.2020 и от 29.07.2020 запросил у Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым документы, на основании которых было приостановлено и прекращено действие лицензии СИМ 50052 ТЭ, выданной ООО "Крымбудматериалы" для разработки карьера и добычи пильных известняков, находящегося за пределами населенных пунктов на расстоянии 4,5 км юго-западнее села Ильинка на Краснодарском месторождении пильных известняков на территории Сизовского сельского совета Сакского района, кадастровый номер - 01:243:865:00:08:001:0431.
Во исполнение определений Двадцать первого арбитражного апелляционного суда 05.08.2020 от Министерства экологии и природных ресурсов поступили документы, на основании которых было приостановлено и прекращено действие лицензии СИМ 50052 ТЭ, выданной ООО "Крымбудматериалы" (т.4 л.д.109-117).
Исходя из содержания предоставленных документов, в связи с выявлением многочисленных нарушений, действие лицензии СИМ 50052 ТЭ от 04.08.2015 было приостановлено (Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29.03.2016 N 562).
Так, согласно выписке из протокола N 3 заседания комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым, по участкам недр, отнесенных к полномочиям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 28.03.2016 ООО "Крымбудматериалы" допустило нарушение требований законодательства в части пользования недрами, что в свою очередь привело к занижению объемов добываемых полезных ископаемых (пильных известняков), уклонению от уплаты налогов, а также к утрате промышленного значения Краснодарского месторождения, расположенного в Сакском районе Республики Крым (т.1 л.д.112-113).
ООО "Крымбудматериалы" было надлежащим образом уведомлено о приостановлении действия лицензии и предупреждено о возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Поскольку Обществом не были устранены выявленные нарушения законодательства о недрах, Приказом Министерства экологии и природных ресурсов от 01.02.2017 N 144 "О досрочном прекращении права пользования недрами" досрочно прекращено право пользования недрами, осуществляемое по лицензии СИМ 50052 ТЭ, выданной Обществу с целью разведки и добычи пильных известняков Краснодарского месторождения, расположенного в Сакском районе Республики Крым, в связи нарушениями ООО "Крымбудматериалы" законодательства в части пользования недрами (т.4 л.д.115).
Таким образом, исходя из вышеизложенных документов, судебная коллегия пришла к выводу о том, что действие лицензии СИМ 50052 ТЭ от 04.08.2015, выданной ООО "Крымбудматериалы" для разведки и добычи пильных известняков Краснодарского месторождения в Сакском районе Республики Крым, было досрочно прекращено ввиду нарушения требований законодательства Обществом в части пользования недрами.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29.03.2016 N 562 "О приостановлении права пользования недрами", Приказ Министерства экологии и природных ресурсов от 01.02.2017 N 144 "О досрочном прекращении права пользования недрами" не были обжалованы в установленном порядке.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о невозможности использования земельного участка по независящим от ООО "Крымбудматериалы" обстоятельствам, обоснованный отсутствием действующей лицензии, является неверным, поскольку данное обстоятельство не является основанием освобождения Арендатора от внесения арендной платы по действующему Договору, а также с учетом того, что приостановление и прекращение действия лицензии произошло в связи с допущенными Обществом нарушениями законодательства.
При изложенных выше обстоятельствах, ошибочным также является вывод суда первой инстанции о наличии оснований для расторжения договора аренды, предусмотренных статьей 620 ГК РФ.
В то же время, коллегия судей не усматривает оснований для сохранения существующих между сторонами отношений по использованию земельного участка, предоставленного для единственной цели - добычи пильных известняков, в том время как лицензия у Арендатора на данный вид деятельности отсутствует, в связи с чем решение суда в данной части отмене не подлежит.
При этом судебная коллегия считает применимой к спорной ситуации положений статьи 451 ГК РФ о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Договора.
Так, согласно данной нормы, одним из оснований для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством лесным законодательством, водным законодательством и Законом о недрах и только после получения лицензии на пользование недрами.
Права и обязанности пользователя недр в силу части 7 статьи 9 Закона о недрах возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока.
Приняв во внимание указанные нормы и установленные обстоятельства, коллегия судей пришла к выводу, что отсутствие у Общества лицензии на добычу пильных известняков исключает использование земельного участка по указанному в Договоре назначению.
Как указывает суд первой инстанции, в связи с невозможностью использования земельного участка по назначению, 24.05.2017 ООО "Крымбудматериалы" направило в адрес Министерства сообщение о прекращении действия договора аренды земельного участка. В подтверждение направления Министерству уведомления о прекращении действия Договора, Обществом представлена квитанция от 24.05.2017 N 042876 (почтовый идентификатор 297405070428767) (т.2 л.д.64).
Суд апелляционной инстанции, проверяя на официальном сайте Почты России трэк-номер (почтовый идентификатор 297405070428767) с целью получения информации о направлении Министерству сообщения о прекращении действия договора аренды земельного участка, установил, что представленная квитанция от 24.05.2017 N 042876 содержит неправильный трэк-номер.
Кроме того, согласно представленного Министерством письма от 20.01.2020 N 09.03.1-08-8028-23 (т.4 л.д.31-32), Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта Крыма" сообщило о том, что указанное в копии чека номер РПО 297405070428767 от 24.05.2017 в ОПС Евпатория 297405 к пересылке не принималось и, соответственно, в адрес МИЗО направлено не было. Кроме того, указанный в копии чека номер РПО состоит из 15 цифр, что не соответствует техническим параметрам формирования штрихового почтового идентификатора.
Таким образом, суд первой инстанции ошибочно принял данную квитанцию как доказательство направления в адрес Арендодателя требования о прекращении действия Договора.
ООО "Крымбудматериалы" не опровергнуто, что квитанция от 24.05.2017 N 042876 содержит неправильный трэк-номер, кроме того, иных доказательств в подтверждение направления вышеуказанного письма Обществом не представлено.
При этом апелляционный суд считает, что формальное несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, при отсутствии возможности урегулирования конфликта между сторонами в таком порядке, не является основанием для оставления без рассмотрения требования встречного иска о расторжении Договора.
Материалами дела подтверждается, что Арендодатель исполнил обязательства, предусмотренные Договором, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка (т.1 л.д.34).
Однако, земельный участок для разработки карьера для добычи пильных известняков на Краснодарском месторождении пильных известняков не был возвращен Обществом Министерству по акту приема-передачи имущества.
Арендатор, в соответствии со статьей 614 ГК РФ, обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Как предусмотрено пунктом 9 Договора, арендная плата вносится Арендатором в денежной форме на расчетный счет местного бюджета Сизовского сельского совета в размере 177539,04 грн. в год, что составляет 3% от нормативной денежной стоимости оценки земельного участка.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие оплату арендных платежей в соответствие с условиями Договора.
В соответствии со статьей 2 Закона Украины "О плате за землю", использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке, определенном настоящим Законом.
Согласно статье 19 указанного Закона размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по соглашению сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности).
В силу положений части 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
На основании части 3 этой же статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Таким образом, для целей расчёта размера арендной платы применяется нормативная денежная оценка, установленная нормативными правовыми актами за соответствующие периоды.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, является нормативно установленной как в Украине, так и в Российской Федерации.
Согласно постановлению Совета Министров Республики, Крым от 12 ноября 2014 года N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (действовавшего до 01.01.2020), нормативная цена земельных участков, установленная по состоянию на 21 марта 2014 года, пересчитывается в рубли с 1 ноября 2014 года с коэффициентом 3,8.
В соответствии с пунктом 10 Договора, исчисление размера арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются при заключении или изменении условий договора или продления его действия.
Пунктом 13 Договора установлено, что размер арендной платы пересматривается один раз в год по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных данным пунктом, в том числе в случае изменения размеров земельного налога, повышения цен, тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством.
На основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5 % соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055, на 2016 год не превышает 6,4 %, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,064.
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" уровень инфляции на 2017 и 2018 года составляет 4%, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,04.
Согласно произведенному Министерством расчету задолженности по арендной плате за земельный участок составляет:
- 177539,04 грн. * 1,059 * 1,055 * 3,8 = 753747,52 руб. в год (за 2015);
- 753747,52 руб. * 1,064 = 801987,36 руб. в год (за 2016 год);
- 801987,36 руб. * 1,04 = 834066,85 руб. в год (за 2017 год);
- 834066,85 руб. * 1,04 = 867429,52 руб. в год (за 2018 год), где:
1,059 - коэффициент индексации (согласно Приложению 4 к Постановлению N 450 и абзацу 7 пункта 3.4 Приложения 3 к Постановлению),
1,055 - индекс инфляции (согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 родов"),
1,064 - индекс инфляции (согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 родов"),
1.4 - индекс инфляции (согласно Федеральному закону от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"),
3,8 - коэффициент перерасчета гривны в рубли (согласно пункту 3.4 Приложения 3 к Постановлению).
Таким образом, задолженность по арендной плате за период с 01.09.2017 по 31.10.2018 составила 1000800,19 руб.
Расчет задолженности, произведенный МИЗО, признан судом апелляционной инстанции арифметически верным.
При этом, судебная коллегия исходила также из следующего.
Так, согласно абзацу 2 пункта 1 Постановления N 450, при пересчете нормативной цены земельного участка, установленной до 1 января 2014 года, учитываются коэффициенты инфляции, установленные приложением 4 к настоящему постановлению
При пересчете размера арендной платы в 2015 году МИЗО исходило из нормативной денежной оценки, указанной в Договоре - 5917968,00 грн., и применило коэффициент за 2009 год - 1,059, что является верным, поскольку как усматривается из условий Договора, заключенного в 2009 году (пункт 5 Договора), расчет размера арендной платы произведен из нормативной денежной оценки без учета индекса инфляции за 2009 год, который, в силу действовавшего на момент заключения Договора законодательства Украины, должен был применяться при расчете размера арендной платы в следующем году (2010 году), то есть при определении размера арендной платы не были учтены инфляционные процессы 2009 года.
Поскольку доказательств оплаты образовавшейся задолженности в материалы дела ООО "Крымбудматериалы" не представлено, первоначальные исковые требования о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.09.2017 по 31.10.2018 в сумме 1000880,19 руб. подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (статья 110 АПК РФ).
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 АПК РФ по данному правилу распределяются судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде.
Поскольку первоначальные исковые требования удовлетворены полностью, а истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина за подачу искового заявления в размере 23009,00 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.12.2019 по делу N А83- 6836/2019, - отменить в части отказа в удовлетворении искового заявления Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Принять по делу новый судебный акт.
2. Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Крымбудматериалы" в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым задолженность по арендной плате за период с 01.09.2017 по 31.10.2018 в размере 1000880,21 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Крымбудматериалы" в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу искового заявления в размере 23009,00 руб.
3. В остальной части решение оставить без изменений.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Остапова |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-6836/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "КРЫМБУДМАТЕРИАЛЫ"