город Ростов-на-Дону |
|
06 октября 2020 г. |
дело N А32-5310/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "Калите-Кубань": Дрижжа В.А., паспорт, по доверенности от 07.06.2020
от Краснодарской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Борисов К.В., паспорт, по доверенности от 06.07.2020 N 08.1-24/12825,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.07.2019 по делу N А32-5310/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калите-Кубань"
к Краснодарской таможне
о признании незаконными действий и обязании произвести возврат излишне уплаченных НДС,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Калите-Кубань" (далее - ООО "Калите-Кубань") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконными действий по отказу внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309150/130419/0000748 и об обязании Краснодарской таможни произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Калите-Кубань" (ИНН 2349033210, КПП 234901001) излишне уплаченный налог на добавленную стоимость в сумме 5 777 100 рублей.
Решением от 09.07.2019 суд удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что представленное ООО "Калите-Кубань" письмо Межрайонной ИФНС N 11 по Краснодарскому краю от 20.09.2019 N 08-31/14316 не содержит информации о том, что обществом был уплачен НДС в отношении товара, вывезенного по ДТ N 10309150/150219/0000288, и уплаченные им суммы НДС не были ему возвращены в связи с экспортом товара; иных документов, свидетельствующих об уплате обществом НДС, и отсутствием его возврата в связи с экспортом товара не представлено. В нарушение пункта 13 Порядка N 289 в обращении ООО "Калите-Кубань" отсутствовало обоснование необходимости внесения изменений (дополнений) в ДТ N 10309150/130419/0000748.
Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления общества.
Представитель ООО "Калите-Кубань" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, между ООО "Калите-Кубань" и фирмой "USM GIDA YATIRIM SAN.VE TIC.LTD.STI." (Турция) 17.12.2018 был заключен контракт поставки N 1, согласно которому покупатель "USM GIDA YATIRIM SAN.VE TIC.LTD.STI." (Турция) и продавец ООО "Калите-Кубань" договорились о поставке товара, количество, цена, сумма каждой поставки, а также сроки и условия которой определяются в дополнительных соглашениях.
В рамках исполнения условий договора стороны согласовали 11.02.2019 спецификацию N 3 к контракту N 1 от 17.12.2018, в соответствии с которым согласована поставка товара: не шелушённый рис-сырец (Инвойс N 03 от 14.02.2019).
15 февраля 2019 года, согласно ДТ N 10309150/150219/0000288, товар был помещен под процедуру экспорта и вывезен за пределы таможенной территории Таможенного союза.
13.04.2019 товар был возвращен на таможенную территорию Таможенного союза и помещен под процедуру реимпорта по декларации на товары N 10309150/130419/0000748. Основаниями для возврата товара послужило установление покупателем несоответствия товара заявленному качеству. В соответствии с письмом Таможенного управления района Бандырма Министерства торговли Турецкой Республики установлено, что указанный в упрощенной декларации необрушенный рис на основании письма Управления сельского и лесного хозяйства администрации провинции Балыкесир N Е718459 от 01.03.2019 по результатам исследования не может быть ввезен в страну, в связи с чем несоответствующий качеству товар был возвращен поставщику.
В соответствии с письмом от 04.04.2019 Темрюкской таможне и Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору было сообщено, что на основании приказа таможенных органов Турецкой Республики N 71960521-805.02.02.02 от 04.03.2019 в разгрузке судна, прибывшего 19.02.2019 в порт Бандырма, Турция судном т/х RHONE (ИМО N 9057305) с грузом необрушенного риса в количестве 2947,5 МТ было откачано, судну с грузом было приказано покинуть территориальные воды Турецкой Республики.
Должностным лицом таможенного поста "Морской порт Темрюк" Краснодарской таможни декларанту было направлено требование на корректировку сведений, заявленных в графе 47, в декларации на товары, в связи с необходимостью уплаты НДС.
Так как товар хранился на складе временного хранения, во избежание дополнительных расходов за услуги СВХ, а также в целях минимизации сроков выпуска товара ООО "Калите-Кубань" был оплачен авансовый таможенный платеж, в том числе НДС в сумме 5 777 100,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 154 от 08.04.2019.
Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю от 20 сентября 2019 года N 08-31/14316 сумма НДС в размере 5 581 818.00 руб., возмещенная ранее в 1 квартале 2019года по экспорту риса-сырца, восстановлена в уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2019 г.
Факт уплаты суммы НДС 5 777 100 рублей подтвержден документально и Краснодарской таможней не оспаривается.
ООО "Калите-Кубань" обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309150/130419/0000748 с целью исключения из таможенной декларации необоснованно начисленных сумм НДС.
Письмом от 21 декабря 2019 года N 21.4-09/26790 Краснодарской таможней было отказано во внесении соответствующих изменений.
Считая незаконным решение таможни, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно пункту 1 статьи 52 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиком таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.
Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларации становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что в рамках заключенного между ООО "Калите-Кубань" и фирмой "USM GIDA YATIRIM SAN.VE TIC.LTD.STI." (Турция) контракта поставки N 1 от 17.12.2018, стороны 11.02.2019 согласовали спецификацию N 3, в соответствии с которой была согласована поставка товара: не шелушённый рис-сырец (Инвойс N 03 от 14.02.2019).
13.04.2019 товар был возвращен на таможенную территорию Таможенного союза и помещен под процедуру реимпорта по декларации на товары N 10309150/130419/0000748, в связи с установлением покупателем несоответствия товара заявленному качеству.
Товар хранился на складе временного хранения, во избежание дополнительных расходов за услуги СВХ, а также в целях минимизации сроков выпуска товара ООО "Калите-Кубань" был оплачен авансовый таможенный платеж, в том числе НДС в сумме 5 777 100,00 рублей, что подтверждается платежным поручением N 154 от 08.04.2019 г.
Согласно статье 235 Таможенною кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура реимпорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под ту таможенную процедуру; таможенная процедура реимпорта применяется в отношении ранее вывезенных с таможенной территории Союза товаров, в отношении которых применялась: таможенная процедура экспорта.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был-освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п. п. 2 п. 1 статьи 151 НК РФ);
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помешенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 указанного Кодекса.
Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
В соответствии с Приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131 "Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" статьей 22, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:
при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог на добавленную стоимость уплачивается в полном объеме;
при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога на добавленную стоимость, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно порядку, предусмотренному таможенным законодательством Российской Федерации; и т.д.
Основанием для уплаты налогов при реимпорте товара является использование декларантом при осуществлении импорта такого товара освобождения от налогообложения, либо использования льготы, налогового возмещения.
Из представленного в материалы дела письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю от 20 сентября 2019 года N 08-31/14316 следует, что сумма НДС в размере 5 581 818.00 руб., возмещенная ранее в 1 квартале 2019 года по экспорту риса-сырца, восстановлена в уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2019 г.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Факт уплаты суммы НДС 5 777 100 рублей подтвержден документально и Краснодарской таможней не оспаривается.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, таможня в материалы дела не представила.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что у общества не возникла обязанность по уплате НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта.
Поскольку фактически реализации товара не произошло ввиду неоплаты и официального отказа иностранного покупателя от товара, у общества не возникла обязанность уплатить НДС при ввозе собственного товара в порядке реимпорта, так как не возник объект налогообложения.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что представленное ООО "Калите-Кубань" письмо Межрайонной ИФНС N 11 по Краснодарскому краю от 20.09.2019 N 08-31/14316 не содержит информации о том, что обществом был уплачен НДС в отношении товара, вывезенного по ДТ N 10309150/150219/0000288, и уплаченные им суммы НДС не были ему возвращены в связи с экспортом товара; иных документов, свидетельствующих об уплате обществом НДС, и отсутствием его возврата в связи с экспортом товара не представлено.
Таможня пришла к выводу, что в нарушение пункта 13 Порядка N 289 в обращении ООО "Калите-Кубань" отсутствовало обоснование необходимости внесения изменений (дополнений) в ДТ N 10309150/130419/0000748.
Приведенные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Уплата обществом НДС подтверждается представленным письмом налоговой инспекции и декларациями по НДС, которыми подтверждено, что общество ранее уплаченные обществом суммы НДС не были ему возвращены в связи с экспортом товара.
Налоговая декларация по НДС (проверенная налоговым органом) является документом, подтверждающим обстоятельства, служащие основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая инспекция является государственным органом, на который возложена обязанность по контролю за исчислением и уплатой налогов и сборов в РФ, соответственно инспекция уполномочена подтвердить факт уплаты налога или его возмещения.
Согласно письму Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Краснодарскому краю от 20 сентября 2019 года N 08-31/14316 сумма НДС в размере 5 581 818,00 руб., возмещенная ранее в 1 квартале 2019 года по экспорту риса-сырца, восстановлена в уточненной налоговой декларации за 2 квартал 2019 г., то есть заявителем произведен возврат в бюджет НДС, ранее возмещенный налоговым органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, представленные суду письменные доказательства подтверждают соответствие ООО "Калите-Кубань" всем условиям, установленным при помещении продукции под таможенную процедуру реимпорта: представлены в таможенный орган необходимые сведения об обстоятельствах вывоза товаров; сохранение неизменным состояния товаров, в котором они были вывезены с таможенной территории Союза; помещение товаров под таможенную процедуру реимпорта до истечения трех лет со дня, следующего за днем их фактического вывоза с таможенной территории Союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Согласно положениям части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
Заявление ООО "Калите-Кубань" о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309150/130419/0000748 с целью исключения из таможенной декларации необоснованно начисленных сумм НДС было оставлено без удовлетворения таможенным органом письмом от 21 декабря 2019 года N 21.4-09/26790.
Таким образом, решение таможни, формализованное в письме от 21.12.2019, не соответствует закону и нарушает права заявителя по делу, в связи с чем в силу ст.ст. 198-201 АПК РФ требования общества подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав общества суд также удовлетворил требования об обязании Краснодарской таможни возвратить ООО "Калите-Кубань" излишне уплаченный НДС в сумме 5 777 100 руб.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного и налогового законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 09.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.07.2020 по делу N А32-5310/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-5310/2020
Истец: ООО Калите-Кубань
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13084/2021
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12173/20
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13300/20
09.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5310/20