г. Самара |
|
07 октября 2020 г. |
Дело N А55-23193/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корастелева В.А., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от заявителя - Ким М.Э., доверенность от 29.12.2019,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года по делу N А55-23193/2019 (судья Мехедова В.В.),
по исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985), город Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (ИНН 6312143414), город Самара,
с участием третьего лица акционерного общества "Самарская сетевая компания", город Самара,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилуниверсал" (далее - ответчик), с привлечением третьего лица акционерного общества "Самарская сетевая компания", и уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ, о взыскании задолженности по договору N 20-5619Э от 31 января 2017 в размере 246 694,06 руб., пени за неисполнение обязательства по оплате принятой электрической энергии в размере 107 685,21 руб.
Решением суда от 22.06.2020 г. исковые требования удовлетворены полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил, по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.01.2017 г. между истцом и ответчиком был заключен договор энергоснабжения N 20-56193 (далее - договор), в соответствии с которым истец обязуется осуществлять поставку электрической энергии ответчику, а последний обязуется оплачивать ее в порядке, установленном договором.
Согласно п. 4.3 договора ответчик производит оплату за фактически потребленный объем электрической энергии (мощности), за вычетом сумм ранее произведенных платежей, в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом.
В мае - сентябре 2018 г. ответчику была поставлена электрическая энергия, что подтверждается актами об объемах электрической энергии, переданной потребителям за соответствующий период, предъявлены к оплате счета-фактуры, указанные в решении суда первой инстанции, и имеющиеся в материалах дела.
Истец считая, что в нарушение условий договора и требований ст. ст. 309, 310, 314, 539, 544 ГК РФ ответчик своевременно не выполнил обязательство по оплате принятой в мае - сентябре 2018 г. электрической энергии в размере 246 694,06 руб., в связи с чем начислил ответчику пени.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, которая была оставлена без ответа и удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В силу положений ч. 1 и 2 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (п. 2 ст. 1105).
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу п. 1 ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В силу абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", введенному Федеральным законом от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ, управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 60 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 60 дневный срок оплата не произведена. Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 90 дневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно прилагаемому расчету сумма пени за неисполнение обязательства по оплате принятой в мае - сентябре 2018 г. электрической энергии с 19.06.2018 г. по 07.11.2019 г. составляет 107 685,21 руб.
Ответчик, возражая против исковых требований, указывал, что между ним и ответчиком заключен договор энергоснабжения N 20-56193, согласно которого осуществляется поставка электроэнергии в целях содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (электроэнергия, потребленная в местах общего пользования и лифтами).
Поставку электроэнергии в жилые помещения многоквартирных домов, истец осуществляет на основании прямых договоров с собственниками указанных помещений.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, расчет потребленного коммунального ресурса по нормативу допускается только в том случае, если отсутствуют приборы учета, позволяющие определить количество потребленного ресурса.
По мнению ответчика, истец в нарушение указанных правил осуществляет расчет потребленной электроэнергии по нормативу, не обращая внимание на наличие в указанных многоквартирных домах приборов учета, учитывающих объем потребленной ответчиком электроэнергии.
Как указывал ответчик, в соответствии с данными электронного паспорта размещенного на портале ГИС ЖКХ в многоквартирных домах Победы 152а, Победы 152, Свободы 161 по 2 подъезда в каждом подъезде размещено по 1 лифту.
В соответствии с п. 3 приложения N 3 к Приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 30.06.2016 г. N 139 - норматив потребления коммунальных ресурсов по электроснабжению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме оборудованных лифтами (один лифт на подъезд) составляет 3,29.
Между тем, основанием предъявленного иска является заключенный сторонами договор энергоснабжения N 20-5619э от 31.01.2017 г. (далее - договор) с протоколом разногласий, протоколом согласования разногласий к договору от 12.07.2017 г. Стороны урегулировали не все условия договора, в том, числе не урегулированы отношения по Приложению N 3.1 "Перечень точек поставки электрической энергии в сети "Покупателя", N 4 "Схема определения объемов потребления электрической энергии" (далее - Приложение N 3.1, N 4).
Согласно п. 1.1 договора "Гарантирующий поставщик" осуществляет продажу электрической энергии (мощности) "Покупателю", а так же через привлеченных третьих лиц оказывает услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (далее-оказанные услуги), а "Покупатель" приобретает электроэнергию (мощность) в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, а так же содержания общего имущества земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), управление которыми он осуществляет (далее - содержание общего имущества), и оплачивает поставленную электроэнергию.
Пунктом 3.1.6 договора предусмотрено, что для определения объемов поставленной потребителям электрической энергии используются показания приборов учета, указанных в приложениях N 3.1, 3.2 к договору, и иной информации по форме приложения N 10 к договору.
Согласно п. 5.2, 5.7 договора определено, что установка и эксплуатация средств измерений и учета электрической энергии (мощности) осуществляется в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и инструкций заводов изготовителей, при этом, все средства измерений и учета электрической энергии, а также информационноизмерительные системы должны быть в исправном состоянии и готовы к работе. Использование в качестве расчетных приборов учета и информационно-измерительных систем, не прошедших метрологическую аттестацию и не включенных в реестр средств измерений, не допускается.
В случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, выявления неисправности коллективного (общедомового) прибора учета и в иных случаях, установленных нормами действующего законодательства РФ, когда принадлежат применению расчетные способы, определение объемов потребленной покупателем электрической энергии производится расчетным способом в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях"
В указанном определении отсутствует понятие "место общего пользования", и так же отсутствует определение понятия "прибор на места общего пользования".
Исходя из указанного определения, общедомовое имущество начинается от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 настоящих Правил и "заканчивается" на индивидуальных приборах учета.
Согласно п. 8 Правил "Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Пунктом 4 ст. 539 ГК РФ установлено, что к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Отношения сторон регулируются ст. ст. 309, 310, 539, 544 ГК РФ, ст. ст. 156, 161 ЖК РФ.
Правила обязательные при заключении договоров снабжения коммунальным ресурсом, утв. постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 г. (далее - Правила N 124), Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 г. (далее - Основные положения), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011 г. (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г. (далее - Правила N 491).
Пунктом 9.2 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
Пунктом 9.3 ст. 156 ЖК РФ установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.
В п. 11 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что в случае, предусмотренном ст. 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством РФ, обязаны: 1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В п. 2 Правил N 354 содержит следующие понятия:
"индивидуальный прибор учета"" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
"коллективный (общедомовый) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;
"комнатный прибор учета электрической энергии" - средство измерения, устанавливаемое в одном жилом помещении потребителя в коммунальной квартире или в нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии, что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем, и при наличии технической возможности, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в указанных одном жилом помещении или в нескольких жилых помещениях;
"общий (квартирный) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в коммунальной квартире при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в такой квартире.
Понятие "прибор, установленный на места общего пользования" законодателем не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Основных положений N 442 "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством РФ об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД определяется в соответствии с п. 40, 42, 44 Правил N 354 и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом и нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в МКД.
Исходя из содержания п. 42 - 45 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в случаях, установленных п. 40 Правил N 354 в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, рассчитывается как разница между объемом коммунальной услуги, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом коммунальной услуги, потребленным в жилом и нежилом помещениях МКД.
Кроме того, приборы учета, по показаниям которых оплачивает ответчик, противоречат положениям п. 21 Правил обязательных при заключении договоров снабжения коммунальным ресурсом, утв. постановлением Правительства РФ N 124 от 14.02.2012 г. (далее - Правила N 124), согласно п.п. "а" которого при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, учитывается объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, который определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Так же противоречат формуле расчета ОДН, указанной в п. 21(1) Правил N 124 Уд = Уодпу - Упорт, где Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Упорт - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определенный за расчетный период (месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Пунктами 34, 36 абз. 2 Основных положений N 442 предусмотрено, что потребитель, имеющий намерение заключить договор предоставляет следующие документы: проект договора, правоустанавливающие документы, документы о технологическом присоединении, документы о допуске приборов учета в эксплуатацию и т.д.
Кроме того, п. 137 Основных положений также содержит указание на то, что установленные приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Однако в нарушение ст. 65 АПК РФ ответчиком не представлено документов о допуске в эксплуатацию установленных приборов учета.
В отсутствие установленных на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности приборов учета, а также допущенных в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, согласно п. 9.3 ст. 156 ЖК РФ объем электрической энергии подлежащий оплате определяется исходя из норматива потребления, который утверждается органами власти субъектов РФ.
Согласно Приложению N 3.1 "Перечень точек учета электрической энергии", Приложению N 4 "Схема определения объемов потребления электрической энергии", по спорным точкам учета объем определен по постоянной величине, по нормативам потребления коммунальной услуги, утв. Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 30.06.2016 г. N 139.
Истцом представлено подписанное сторонами дополнительное соглашение N 1 от 01.03.2018 г., в котором указаны применяемые в отношении спорных домов истцом нормативы.
Кроме того, истцом в материалы дела представлено письмо исх. 1458 от 18.09.2018 г. согласно которому МП г.о. Самара "Универсалсбыт" просит ПАО "Самараэнерго" в связи с выбором собственниками помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Победы, д. N 152А новой управляющей организации, исключить с 01.09.2018 г. из договора энергоснабжения N 20-5651Э от 21.03.2017 г. данный МКД.
Истцом также была представлена адресная характеристика, предоставленная МП г.о. Самара "Универсалсбыт" по состоянию на 01.10.2016 г. содержащая в том числе данные о площади помещений в МКД, но при этом истец указывал, что иные сведения в отношении спорных МКД в адрес истца от ответчика не поступали.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что находящиеся в управлении общества общедомовые (коллективные) приборы учета отсутствуют, а доказательств того, что установленные в местах общего пользования приборы учета в их совокупности фиксируют весь объем электрической энергии, поступающей в дом (включая потери на участке от ввода электросети в дом до установленных счетчиков) ответчиком суду не представлено.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у истца оснований для определения объема фактического потребления энергии расчетным путем исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и применения установленного тарифа.
При этом судом правильно не приняты во внимание доводы ответчика об изменении назначения платежей по ряду платежных поручений, как не обоснованные.
Согласно представленным в материалы дела документам, перечисленные по указанным платежным поручениям суммы зачтены согласно указанным в них назначениям платежей.
Учитывая правомерность расчетов и начислений за потребленную ответчиком на ОДН электрическую энергию за период с мая по сентябрь 2018 г. и факт несвоевременной оплаты, истец правильно начислил пени за период с 19.06.2018 г. по 07.11.2019 г. в соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в сумме 107 685,21 руб.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворения заявленных истцом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2020 года по делу N А55-23193/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23193/2019
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Ответчик: ООО "Жилуниверсал"
Третье лицо: АО "Самарская сетевая компания"