г. Тула |
|
7 октября 2020 г. |
Дело N А54-9812/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной В.В, при участии в судебном заседании от ответчика - государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань, ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751) - Волковой А.В. (доверенность от 20.01.2020 N 14), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рязанская фабрика жестяной упаковки" (г. Рязань, ОГРН 1036238000754, ИНН 6234000279), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рязанская фабрика жестяной упаковки" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.07.2020 по делу N А54-9812/2019 (судья Стрельникова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рязанская фабрика жестяной упаковки" (далее - ООО "Рязанская фабрика жестяной упаковки", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к государственному учреждению - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд, учреждение) о признании незаконным приказа от 29.07.2019 N 910 об отказе в финансовом обеспечении в 2019 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, обязании в течение 18 рабочих дней принять решение об удовлетворении заявления ООО "Рязанская фабрика жестяной упаковки" о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 08.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Фонд возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество представителя в суд апелляционной инстанции не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 09.07.2019 ООО "Рязанская фабрика жестяной упаковки" обратилось в фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Письмом от 30.07.2019 N 08-23/6208-10362 фонд уведомил общество об отказе в финансовом обеспечении в 2019 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в связи с предоставлением неполного комплекта документов.
К указанному письму приложен приказ от 29.07.2019 N 910 об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в 2019 году.
Общество, полагая, что данный отказ нарушает его право на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за счет страховых взносов, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях определяются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Как определено статьей 3 Закона N 125-ФЗ, для целей его применения, субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 этого Федерального закона; страховщиком является - Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
С целью реализации подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н).
Пунктом 1 Правил N 580н установлено, что эти Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Исходя из пункта 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на предусмотренные пунктом 3 Правил N 580н мероприятия.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее соответственно - СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Пунктом 4 Правил N 580н нормативно закреплено, что страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
С заявлением представляются: план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена приложением к Правилам, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования; копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 580н предусмотрено, что в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 3 Правил:
- перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
- перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, статья 6991) порядком, не истек, то с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда), с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
- копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 N 878 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011), с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 221 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 20.11.2012);
- копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты - для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации; копия декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара - для СИЗ, изготовленных на территории других государств - членов Евразийского экономического союза.
Как следует из материалов дела, письмом от 20.03.2019 N 08-23/6208-761 фонд уведомил ООО "Рязанская фабрика жестяной упаковки" о возможности и порядке получения данного финансового обеспечения, с приложением расчета суммы, которая составила 54 373 рубля.
Общество 29.04.2019 направило ответчику заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами с указанием в виде приложения следующего пакета документов: план финансового обеспечения, предупредительных мер в 2019 году; копию плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам социальной оценки условий труда на рабочих местах; перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, с указанием профессий (должностей) работников, норм их выдачи, а также их количество и стоимость; копию декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; сертификаты на спецодежду; доверенность специалиста по охране труда Плетнева Е.А.
Письмом от 17.05.2019 N 08-23/6208-1313 фонд уведомило общество об отказе в финансовом обеспечении в 2019 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в связи с предоставлением неполного комплекта документов.
К указанному письму был приложен приказ от 16.05.2019 N 476 об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в 2019 году, а также разъяснено, какие документы отсутствуют в представленном истцом комплекте, а именно: копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников); перечень приобретаемых СИЗ, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ; перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" порядком, не истек, то с учетом аттестации рабочих мест по условиям труда), с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ; копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 N 878 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011), с изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.11.2012 N 221 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 20.11.2012); копия заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты - для СИЗ, изготовленных на территории Российской Федерации; копия декларации о происхождении товара или сертификата о происхождении товара - для СИЗ, изготовленных на территории других государств - членов Евразийского экономического союза.
Представленный к письму от 29.04.2019 комплект документов возвращен обществу, также разъяснен порядок повторного обращения с указанным заявлением.
Вызванная в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в качестве свидетеля главный специалист отдела страхования профессиональных рисков фонда Дмитриевская Ольга Владимировна пояснила, что обществом не в полном объеме был представлен пакет документов с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Свидетель также пояснила, что в ходе телефонного разговора заявителю было предложено посетить учреждение для получения консультации относительно содержания требуемого комплекта документов для получения положительного решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, однако данное предложение обществом не принято.
В фонд 09.07.2019 от общества поступил комплект документов, в том числе: копия заявления от 29.04.2019 вх. N 6217; план финансового обеспечения предупредительных мер в 2019; копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанного по результатам социальной оценки условий труда на рабочих местах; перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, с указанием профессий (должностей) работников, норм их выдачи, а также их количество и стоимость; копия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда; сертификаты на спецодежду; доверенность специалиста по охране труда Плетнева Е.А.
Письмом от 30.07.2019 N 08-23/6208-10362 учреждение уведомило заявителя об отказе в финансовом обеспечении в 2019 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в связи с предоставлением неполного комплекта документов. К указанному письму был приложен приказ от 29.07.2019 N 910 об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в 2019 году.
Как следует из пояснений фонда, в составе представленного истцом комплекта документов присутствует копия ранее направленного заявления (от 29.04.2019 вх. N 6217), вместо надлежаще оформленного, соответствующе датированного оригинала заявления. К указанной копии заявления был приложен комплект документов, состав которого разнился с описанием приложения в самом заявлении, так как комплект документов был обновлен, дополнен. Кроме того, согласно пункту 3 описи от 09.07.2020, на которую ссылается общество, идентифицировать, какое именно заявление было направлено, не представляется возможным, в связи с отсутствием исходящего номера и даты заявления в описи - "3. Заявление о финансовом обеспечении - 1 шт.". В связи с этим, заявление не может быть приравнено к требуемому документу. В составе представленного истцом комплекта документов присутствует План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации на 2019 год, который не соответствует типовой форме, поскольку отсутствуют подписи членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, а также экспертов организации, проводивших оценку условий труда (с указанием их регистрационных номеров в реестре экспертов). Обществом представлена копия декларации от 08.06.2016 о соответствии NРОСС RU.АЯ39.Д03588 (том 1 л.д.25-26), однако данная декларация не содержит отметки о соответствии СИЗ техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (TP ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 N 878.
Фонд дополнительно пояснил, что такие декларации выдаются на медицинские халаты, которые не предусматривают соответствие указанному техническому регламенту в принципе, ввиду того, что не выполняют защитных функций. Между тем, для получения финансового обеспечения истец должен был приобрести именно защитные халаты, а не медицинские.
Кроме того, в нарушение требований подпункта "г" пункта 4 Правил N 580н заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в отношении специальной одежды, специальной обуви или других средств индивидуальной защиты обществом не представлено. Согласно информации, предоставляемой официальным сайтом Минпромторга России, организациям ООО "Фабрика Рабочей Обуви "ЗападБалтОбувь" и ООО "Швейснабсервис", изготовившим СИЗ для заявителя, расходы на которые общество хочет компенсировать за счет бюджетных ассигнований Фонда социального страхования Российской Федерации, выделенных на финансовое обеспечение предупредительных мер, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации не выдавались.
На основании пункта 10 Правил N 580н территориальный орган фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации; б) представленные документы содержат недостоверную информацию; в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Перечень оснований об отказе в финансовом обеспечении является исчерпывающим.
Оценив вышеуказанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом не соблюдены предусмотренные Правилами требования и условия для финансового обеспечения предупредительных мер, у фонда имелись предусмотренные подпунктом "г" пункта 10 Правил N 580н основания для отказа обществу приказом от 29.07.2019 N 910 в финансовом обеспечении предупредительных мер в 2019 году.
Доводы заявителя о том, что выдача заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации не была предусмотрена законодательством до 01.02.2018, общество объективно было лишено возможности представить такие заключения, судом по праву отклонены.
На момент предъявления обществом заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер требование о необходимости предоставления с пакетом документов соответствующих заключений были предусмотрены подпунктом "г" пункта 4 Правил N 580н, соответственно, получение финансового обеспечения за счет сумм страховых взносов подлежат только те расходы страхователя, которые подтверждены документами, перечисленными в Правилах N 580н.
Ссылка заявителя жалобы на приобретение продукции именно отечественного производителя отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ни в ходе обращения в фонд с заявлением о финансовом обеспечении, ни в ходе судебного разбирательства обществом не были представлены документы, подтверждающие изготовление материалов для спорных СИЗ на территории Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1500 рублей.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.07.2020 по делу N А54-9812/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Рязанская фабрика жестяной упаковки" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-9812/2019
Истец: ООО "РЯЗАНСКАЯ ФАБРИКА ЖЕСТЯНОЙ УПАКОВКИ"
Ответчик: ГУ РЯЗАНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "РЯЗАНСКАЯ ФАБРИКА ЖЕСТЯНОЙ УПАКОВКИ" в лице представителя: Нагоров Сергей Павлович