г. Челябинск |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А76-45115/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июля 2020 г. по делу N А76-45115/2019.
В судебном заседании участвовали представители:
общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - Суюндукова Ж.А. (доверенность N 2020-3 от 01.09.2020, диплом, паспорт);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Елисеева С.Г. (доверенность N 9 от 09.01.2020, диплом, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее - заявитель, ООО "ЦКС", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", инспекция) от 11.06.2019 N 19-2957 3009 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 21.07.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "ЦКС" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее податель ссылается на то, что при проведении проверки инспекция не исследовала факт оказания услуги за май 2019 года, поскольку запросом от 05.06.2019 N 441 документы о вывозе твердых коммунальных отходов за май 2019 года не запрашивались. В ходе проверки, проводимой инспекцией, в период с 06.06.2019 по 11.06.2019 установлено, что на момент проверки контейнеры были не заполнены. Учитывая, что контейнеры были пусты, на момент проверки у должностного лица жилищной инспекции отсутствовали объективные доказательства того, что в мае 2019 года вывоз ТКО осуществлялся с нарушением периодичности.
Кроме того, в адрес ООО "ЦКС" от потребителей, проживающих по адресу: г. Карталы, ул. Вагонная, д.43, жалобы и акты нарушения качества коммунальной услуги направлены не были. Жалоб и актов от потребителей по указанному адресу не поступало.
Постановление мирового судьи судебного участка N 8 Центрального района г. Челябинска по делу N 3-477/2019 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в адрес ГУ "ГЖИ Челябинской области" из Карталинской городской прокуратуры поступило обращение Зайцева О.В., проживающего в доме 43 по ул. Вагонной в г. Карталы Челябинской области, в котором он указывал на то, что с 07.05.2019 с контейнерной площадки не вывозится мусор (т.1, л.д.71-72).
В целях выяснения обстоятельств, указанных в обращении от 20.05.2019 г. N 9161 соблюдения ООО "ЦКС"" обязательных требований при осуществлении деятельности по предоставлению коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов по адресам: г. Карталы, ул. Вагонная. 43, на основании распоряжения ГУ "ГЖИ Челябинской области" от 05.06.2019 N 19-2957 3009 в отношении ООО "ЦКС" проведена внеплановая выездная проверка обоснованности начисления платы за коммунальные услуги в доме N 43 по ул. Вагонная, г. Карталы (т.1, л.д.47-49).
В ходе проведённой проверки установлено, что контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов установлены по адресу: г. Карталы, ул. Вагонная, д. 67. На момент проверки контейнеры были не заполнены.
Из представленных ООО ЦКС" снимков спутниковой системы "ГЛОНАСС" установлено, что вывоз твердых коммунальных отходов из контейнеров по указанному адресу в мае 2019 года производился с нарушениями пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
ГУ "ГЖИ Челябинской области" 27.06.2019 составлен акт проверки N 19-2957 3009 (т.1, л.д.45-46).
На основании данного акта проверки ООО "ЦКС" выдано предписание от 11.06.2019 N 19-2957 3009 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства (т.1 л.д. 42-43), согласно которому в качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений заявителю следовало в срок до 20.08.2019: произвести перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов за май 2019 года.
Не согласившись с данным предписанием заинтересованного лица, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ООО "ЦКС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Главное управление "ГЖИ Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, инспекция для осуществления возложенных на нее функций имеет право, в том числе, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Проверка проведена с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", существенных нарушений, влекущих недействительность результатов проверки, инспекцией не допущено.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 ЖК РФ). Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ обращение с ТКО является коммунальной услугой.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденная Правилами N 1156, предусматривает указание периодичности вывоза ТКО.
Правилами N 1156 также регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 01.01.2019 деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, на территории Челябинской области статус регионального оператора присвоен ООО "Центр коммунального сервиса".
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пункт 2 Правил N 354 устанавливает, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству оказания услуг в части обращения с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз);
допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;
не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже;
не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Согласно пункту 2.1.23 Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Челябинского кластера Челябинской области от 05.03.2018, заключенного с Министерством экологии Челябинской области Региональный оператор обязан соблюдать график вывоза ТКО на территории зоны деятельности Регионального оператора. Согласно графику вывоза ТКО с территории г. Карталы Челябинской области осуществляется ежедневно (т.1, л.д.9-10).
Судом первой инстанции установлено, что обществом в отношении дома N 43, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Карталы, ул. Вагонная, не предоставлена коммунальная услуга по вывозу твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354, а именно ООО "ЦКС" не обеспечен ежедневный вывоз твердых коммунальных отходов.
В качестве доказательств осуществления вывоза твёрдых бытовых отходов с контейнерной площадки расположенной на пересечении ул. Вагонная и ул. Кирова ООО "ЦКС" предоставило в материалы дела информацию спутниковой системы "ГЛОНАСС" (т.1, л.д.50-53, т.2, л.д.3-42).
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено наличие перерывов в предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО согласно указанному графику вывоза не соответствующих требованиям, установленным в пункте 17 приложения N 1 к Правилам N 354.
Поскольку заявителем допущено нарушение требований действующего законодательства, у ГУ "ГЖИ Челябинской области" имелись основания для выдачи ему предписания, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства.
Не могут быть приняты во внимание доводы апеллянта об отсутствии актов нарушения качества коммунальной услуги и жалоб потребителей, а также тот факт, что в период с 06.06.2019 по 11.06.2019 установлено, что на момент проверки контейнеры были не заполнены, поскольку данные обстоятельства не имеют значения для установления соблюдения периодичности вывоза ТКО, нарушение которого вменяется заявителю. Однократное установление отсутствия ТКО в контейнере не влияют на результат рассмотрения настоящего спора. Предоставленные в материалы дела снимки спутниковой системы "ГЛОНАСС" не подтверждают факт ежедневного вывоза ТБО с контейнерной площадки расположенной на пересечении ул. Вагонная и ул. Кирова в г. Карталы Челябинской области.
Кроме того, правовая оценка неправомерности действий ООО "ЦКС" при начислении платы за вывоз твердых коммунальных отходов жителям дома N 43 по ул. Вагонная в г. Карталы Челябинской области за май 2019 года была дана в постановлении мирового судьи судебного участка N 8 Центрального района г. Челябинска от 15.11.2019 по делу N 3-477/2019 (т.1, л.д.105-107).
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вопреки доводам апеллянта, в рамках названного гражданского дела рассмотрены правоотношения между теми же сторонами, предметом рассмотрения суда стало невыполнение Обществом предписания от 11.06.2019 N 19-2957 3009, в связи с чем ООО "ЦКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, судом назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что решение арбитражного суда вынесено с учетом оценки всех юридически значимых и входящих в предмет доказывания по настоящему делу обстоятельств, а не только на основании выводов мирового судьи по делу N 3-477/2019, данный судебный акт принят во внимание суда первой инстанции в числе прочих доказательств вины общества.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 июля 2020 г. по делу N А76-45115/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-45115/2019
Истец: ООО "ЦЕНТР КОММУНАЛЬНОГО СЕРВИСА"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"