г.Москва |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А40-300115/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.03.2020 по делу N А40-300115/19
по заявлению ИП Алехина И.В.
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Приходько П.В. по дов. от 16.01.2020; |
от ответчика: |
Горчакова Е.А. по дов. от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Алехин Игорь Валентинович (далее также - заявитель, ИП Алехин И.В.) обратился в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее также - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа от 05.11.2019 N 33-5-115208/19-(0)-1 в выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014005:16 по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3, о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия по предоставлению государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" путем выдачи ИП Алехину И.В. дополнительного соглашения к договору аренды от 28.02.2003 N М-07-023233 земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014005:16 по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3.
Решением суда от 10.03.2020, принятым по данному делу, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания оспариваемого отказа Департамента незаконным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование доводов на правомерность оспариваемого отказа.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на незаконность оспариваемого отказа.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Алехину И.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое помещение, кадастровый (условный) номер 77:07:0014005:1105, условный номер 18298, инвентарный номер 2573/26, адрес: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д.4, корп.3, площадь 188,3 кв.м.
Данный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0014005:16 по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3.
В отношении означенного земельного участка заключен договор аренды от 28.02.2003 N М-07-023233.
10.10.2019 ИП Алехин И.В. обратился в Департамент с запросом о предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014005:16, расположенного по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3.
В результате рассмотрения указанного заявления Департамент письмом от 05.11.2019 N 33-5-115208/19-(0)-01 "О рассмотрении запроса на предоставление государственной услуги" отказал заявителю в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Алехина И.В. в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в рассматриваемом случае совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как усматривается из оспариваемого отказа, в качестве основания для его принятия Департамент указал, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 28.02.2003 N М-07-023233 с кадастровым номером 77:07:0014005:16 по адресу: г.Москва, ул.Мичуринский просп., Олимпийская деревня, вл.4, корп.3 площадью 6 835 кв.м заключен с КБ "Гагаринский" (ЗАО) (Арендатор "Б", доля - 164 кв.м) для эксплуатации отделения банка сроком на 10 лет. Договор зарегистрирован. Поскольку срок по означенному договору аренды истек (28.02.2013), внесение изменений в данный договор не представляется возможным.
Согласно п.2 ст.621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 617 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Из означенных норм следует, что после прекращения действия договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор возобновляется на неопределенный срок.
Данная позиция также подтверждается письмом Департамента городского имущества города Москвы от 23.07.2019, в котором арендодатель подтвердил, что договор является действующим.
Земельный участок площадью 6 835 кв.м (с долей в праве 164 кв.м) с кадастровым номером 77:07:0014005:16, с адресными ориентирами: ул.Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3 был предоставлен в аренду КБ "Гагаринский" по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 28.02.2003 N М-07-023233 для эксплуатации части здания под административные цели, сроком до 28.02.2013, после чего в соответствии со ст.610, п.2 ст.621 ГК РФ договор был возобновлен на неопределенный срок.
Согласно сведениям ЕГРН ранее находившееся в собственности КБ "Гагаринский" нежилое помещение площадью 188, 30 кв.м, с кадастровым номером 77:07:0014005:14631 (этаж 1, помещение 5 - комнаты с 1 по 13, А, Б) в здании по адресу: просп. Мичуринский, Олимпийская деревня, д.4, корп.3 с 21.09.2018 находится в собственности ИП Алехина И.В. (запись в ЕГРН от 21.09.2018 N 77:07:0014005:14631 77/007/2018-4).
Таким образом, в силу закона с 21.09.2018 к заявителю перешли права и обязанности арендатора по вышеуказанному Договору аренды на тех же условиях и в том же объеме, какие были у прежнего собственника помещения с кадастровым номером 77:07:0014005:14631 в здании, расположенном на земельном участке, в том числе и обязанность по уплате арендной платы.
Следовательно, является необоснованной ссылка Департамента на то, что договор аренды прекратил свое действие.
Кроме того, как усматривается из оспариваемого отказа, Департамент также указал, что объект недвижимости по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д.4, корп.3 включен (п.1626) в приложение 2 "Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости" к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
В соответствии с п.2.10.1.9 Административного регламента, утв. п.1.13 постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы", в предоставлении государственной услуги может быть отказано в связи с включением объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пп.9 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
На основании п.6 ст.39.14 Земельного кодекса РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
В силу п.2 ст.39.20 Земельного кодекса РФ в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом согласно п.6 ст.39.10 Земельного кодекса РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.
Как правильно указал суд в своем решении, ИП Алехин И.В. является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения, кадастровый (условный) номер: 77:07:0014005:1105, условный номер 18298, инвентарный номер 2573/26, адрес: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, д.4, корп.3, площадь 188,3 кв.м, которое самовольной постройкой в установленном законом порядке не признано.
Указанного выше основания для отказа в предоставлении земельного участка Земельный кодекс РФ не содержит.
На испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости нескольких лиц, следовательно, Департаментом не представлено доказательств того, что именно объект заявителя обладает признаками объекта недвижимости, созданного при отсутствии разрешения на строительство.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, законность оспариваемого отказа Департаментом не подтверждена.
При таких обстоятельствах, исследовав в совокупности имеющиеся доказательства по делу в порядке ст.71 АПК РФ, а также принимая во внимание основания оспариваемого отказа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ
На основании ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Департамента от 05.11.2019 N 33-5-115208/19-(0)-1 в выдаче дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014005:16 по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3, и согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ об обязании Департамента осуществить действия по предоставлению государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка, находящегося в городе Москве" путем выдачи ИП Алехину И.В. дополнительного соглашения к договору аренды от 28.02.2003 N М-07-023233 земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014005:16, по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, вл.4, корп.3.
Доводы, приведенные Департаментом в апелляционной жалобе, не подтверждают законность оспариваемого отказа, а также не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2020 по делу N А40-300115/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-300115/2019
Истец: Алехин Игорь Валентинович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ